И социализация человека

§ 17 (§ 38). Структура человеческой психики

Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном ито­ге к вытеснению природного (животного) начала в человеке со­циальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяет­ся на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет на­зад прекратилось. К этому времени сформировались те фунда­ментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более про­должительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инстру­менты пианиста только в процессе культурной эволюции.

У человека и животного есть общие и отличительные чер­ты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па-


мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания — высшей формы психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи по­добно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психикаособая форма отражения действитель­ности, появляющаяся на определенной ступени биологиче­ской эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи гово­рят о личности, они подразумевают прежде всего психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (18561939). Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области че­ловеческой культуры — мифологию, фольклор, художест­венное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа.

В структуре личности Фрейд выделил три главных компо­нента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.

Подсознание («Оно») включает:

биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения за­претного свойства (интимные побуждения);

вытесненные желания: безуспешные попытки добить­ся чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная оби­да, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Наше подсознание впору уподобить социальному дну лич­ности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки ду­ши и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь поло­вина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энер­гию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.





«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе соци­ализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал лич­ности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но сло­ва, проникающие в подсознание, искажают первозданный об­раз. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он уве­личивает в 40 000 раз), сбивает элементарную частицу с ее тра­ектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бес­сознательное, согласно Фрейду, принципиально не может из­речь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фанта­зиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать.

Структура психики по З.Фрейду

Сознание, или «Я» (Ego), — компонента личности, управ­ляющая нашими контактами с внешним миром. Когда чело­век появляется на свет, у него есть только биологические по­требности, требующие немедленного удовлетворения, которое


доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приуча­ют ребенка ограничивать проявление естественных надобнос­тей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстанов­кой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограни­чивать себя. Со временем формируется его «Я», им управ­ляет другой принцип — принцип реальности. Он вынужда­ет нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельст­вами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не по­верять первому встречному душевные порывы, обманы­ваться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только чер­ствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензу­ра. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что со­ответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором.

Сверхсознание — «Сверх-Я». Эта часть структуры лично­сти разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культур­ные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, зако­ны. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств.

Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолжив­ший традицию русских религиозных философов П. Флорен­ского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.





Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относитель­ны. Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершен­но разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных ис­тин, где человеку дышится необычайно легко.

Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда аб­солютное люди превращают в относительное, в обществе на­ступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совер­шенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключи­тельно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыст­ная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострада­ние, совесть, чувство вины, долга и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: