В н.XVIII в. В Европе зародил. Просвещние (общест-полит течение, пред-ли кот. Стремил устранить недост-ки сущ-го об-ва, изменить нравы, политику,быт путем распростр идей добра справедливости знаний. Ф-фы прос-я объявили прос-е народа реш. факт-ом об-го прогресса. Особенность бел. Про-я – смещение хронолог-их рамок прос-я. Если запад-му П-ю предшест рационализм нового вр., то бел. П-е начиналось в направл-ии преодоления схоластики. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки.
Кастусь Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского — семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революц. инструкции, призывы, приказы, известные "Пiсьмы з-пад шыбенщы". К. последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу гос. машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем об-ве всех классовых, национальных, религ. привилегий и ограничений. Значит. место отводил обоснованию демократ. форм правления, считая наилучшей из них демократ. Респ-ку. Пока бел. народ не станет свободным, в об-ве не может быть справедливости, богатства и знания. К. был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно гос-во, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.
26-30
26. Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Категориальный аппарат онтологии. Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.
Метафизика. - учение о предельно общих принципах и начала бытия; вещи – неизменное, независимое др от др, отрицание внутренних противор как источн развития. В раннегреч фил проблема субстанции и субстратов. Средневековье: высшая форма познания бытия. Н Вр: метафизика=естествознание. Согласно Канту: метафизика – знание выводимое из чистого разума, <> естествозн. Гегель: мет противоп диалектике. Со 2п19в размывание проблем метаф по областям фил и научн знаний. Онтология. -учение о бытии. Рассм наиболее общие законы бытия. Закон – необходимые устойчивые повторяющееся существ-е связи и отношения вещей. Развитие опр-ся либо внешними причинами, либо в онтологии вводится понятие цели движения. Способы разрешения противоречий: 1) преобразование сторон, 2) уничтожение. Без понятий категорий и невозможно мышление и познание. Категории – фил понятие ориен-ое на закон-ти развития бытия, а не на св-ва. Исходные категорией явл-ся категорией бытия. Бытие – сов-ть матер образований, их противопоставления идеальным явлениям: сов-ть всего сущ-его сдесь и теперь; способ сущ-ия матер и дух об-ий. Формы бытия: бытие вещей, чела, идеального(духовного), соц-ого.