Основные подходы к пониманию, происхождению и сущности человека

Ч-к развивался на ряду с об-вом (антропогенез + социогенез = антропосоциогенез). Гипотезы происхожд-я: 1)Теистическая, 2)Инопланетная, 3)Эволюционные гипотезы: а)Эволюционно-трудовая, б)Ги-ы абсолютиз-е роль дух-го фактора в появл. ч-ка, в)Мутационные г-зы, г)Интегративная г-а. Сущность ч-ка: 1.В древневост. ку-ре ч-к выступал как предельно-малая частица соц.-косм-го целого, не имеющ. дост. ценности. 2.В антич. ф-ии – тоже частица, но уже сущ-во самодеятельное. Рассм. как микрокосмос. Состоял из тела и души. 3)В средное вв. сущность ч-ка в Богоподобности. 4)В эп.Возрождения сущность – в свободе, достоинстве, творческом развитии. 5)В Новое вр. С-ть – в разуме, в мышлении, в рациональности. Ч-к – сознательное сущ-во, кот. в любое вр. может выяснить источник, мотивы своих решений и действий. 6)Франц. Материалисты XVIIIв. – сущность – природочувственные отношения. 7)Фил-я XIX-н.XXв. свела сущность ч-ка в одних случаях к рациональному началу, в др. – к иррациональному. 8)Маркс – сущность в совокупности всех общественных отношений. 9)Экзистенциализм – ч-к сам создает свою сущность и творит себя.

Телесное и духовное, природное и социальное в человеке.

Социальное нельзя сводить к существующим общественным отношениям. Социальное включает в себя все богатство общественного развития и рез-ат культ.-ист. процесса. Духовное – внутрен. душвные сост-ия, отражающие устремленность к опред. дух. ценностям. Духовность – приверженность к добру, любви, состраданию. Соотношение дух. и соц. сложно. Две точки зрения: 1. Биологизаторство – учение, абсолютизирующее роль естественных начал в ч-ке. Биолог. концепции низводят ч-ка до уровня животного. 2. Социологизаторство – концепции преувеличивающие роль социального начала в ч-ке. Ч-к представляется как слепок соц. отношений, окруж. его. На самом деле определяющая роль в единстве биолог. и соц. начал принадлежит социальному.

Проблема смысла жизни в духовном наследии человечества. Принцип гуманизма и его эволюция.

Выделяют след. подходы в определении смысла жизни: 1)СЖ изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, поэт. ч-к обязан прожить жизнь достоино. 2)СЖ наход-ся за пределами ж-ни – в совершенстве и могуществе будущего человечества. 3)СЖ созидается самим чел-ом, т.к. в самой жи-ни нет никакого раз и навсегда заданного определенного смысла.

42-45


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: