Орнамент предназначен для декорирования предметов декоративно-прикладного искусства, интерьера, одежды.
Орнаментальная композиция состоит из раппортов, чередующихся или повторяющихся в метрическом ритме. В раппорт входит мотив или мотивы.
Раппорт может состоять из одного мотива.
МОТИВ – это постоянно повторяющийся характерный элемент рисунка, главный его образующий элемент.
Мотив может быть:
ПРОСТЫМ (состоящим из одного элемента) и СЛОЖНЫМ (состоящим из нескольких элементов).
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.
УЗОР – рисунок, в котором, в котором нет раппорта.
Орнаментальная композиция – композиция, построенная на основе орнамента; означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
СТРУКТУРА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ОНАМЕНТА.
ВИДЫ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ (зависят от расположения раппорта)
|
|
Поэтому все РАППОРТНЫЕ орнаменты можно классифицировать по трем основным формам:
Замкнутый, ленточный и сетчатый.
Р А П П О Р Т Н Ы Й
А. ЛЕНТОЧНЫЙ - раппорт - мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды.
Б. СПЛОШНОЙ СЕТЧАТЫЙ (КОВРОВЫЙ – обои) – закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка.
В. ЗАМКНУТЫЙ
ЦЕНТРАЛЬНО-ЛУЧЕВОЙ (розетка, розетта) – построен с использованием оси или осей симметрии или свободного ритма (в котором мотив вписывается в треугольник (в СЕГМЕНТ).
Г. ГЕРОЛЬДИЧЕСКИЙ
2. М О Н О К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Й (штучный) - неодинаковые элементы, расположенные на разных расстояниях один от другого (головные платки, гобелены).
Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.)
ОРНАМЕНТЫ различаются:
По СОДЕРЖАНИЮ изображения
По СТИЛИСТИКЕ
По ХАРАКТЕРУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ
9. СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Композиция может быть в целом статичной или в целом динамичной.
Что мы имеем в виду, когда говорим, что картина динамична или картина статична?
Мы говорим в обоих случаях о визуальном восприятии композиции.