double arrow

Стилизация в композиции

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность, создавая художественный образ и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

С т и л и з а ц и я - упрощенный, четкий, контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия.

Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на четыре вида:

Виды СТИЛИЗАЦИИ:

1. Внешняя, поверхностная (когда используются готовые стилизованные элементы или объекты – ковер с использованием хохломской росписи). Создается вообще – типовой проект, для массового производства;

2. Декоративная - композиция подчинена определенному пространству (напр., панно создается для определенного интерьера).

3. Подражательная стилизация – предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи (напр., сделать изделие в стиле «модерн»…)

4. Творческая стилизация – художник перерабатывает реалистичный объект в декоративное изображение (орнамент).

ТВОРЧЕСКАЯ СТИЛИЗАЦИЯ – как процесс.

1. Художник рассматривает объект, делает эскизные зарисовки, изучая его в поворотах, ракурсах…. Во время зарисовки природных материалов сохраняются все случайные ракурсы и пропорции. Окраска, текстура и фактура. Необходимо обратить особое внимание на особенности строения, на ритмическую пластику, и др. свойства объекта. Важно поставить конкретную цель: для чего будет производиться стилизация объекта. Статика – вид сверху; динамика – вид сбоку и ¾. Зарисовки можно делать любыми материалами.

2. Процесс познания, анализа. Художник стремиться понять, чем его заинтересовал объект, чем «зацепил»…. Что нравится, что не нравится в нем? С чем или кем ассоциируется.

Когда найдено отношение художника к объекту, важно решить, КАК и в КАКОЙ ФОРМЕ выявить свое отношение, донести свои мысли и чувства в процессе предстоящей стилизации этого объекта.

4. Поиск формы, силуэта. В процессе работы художник отбрасывает все случайности, усиливает особенности данного объекта. Можно лист вписать в любую геометрическую форму; выявление особенностей данного объекта. Обобщение. Усиление особенностей формы, отражение сущности объекта. Возможно изменение пропорций или изменение размеров и пропорций деталей объектов. Можно попробовать вписать объект в любую геометрическую форму (круг, квадрат, ромб или треугольник). Решить, в каком стиле будет проводится стилизация (модерн, барокко, классицизм…).

5. Графическое решение композиции. Вариации.: в стилизации объектов использовать узоры и орнаменты, разнообразные композиционные приемы (негатив-позитив, аппликационный прием, приемы сгущения и разряжения…)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: