Пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
a: b = b: c или с: b = b: а.
Эту пропорцию принято обозначать греческой буквой φ и она равна:
Если отрезок ab принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям.
В: А = С: А
Соотношение меньшего к большему, как большего к целому; на практике применяется приближенное "золотое сечение", где каждое последующее число является суммой двух предыдущих-3:5 /5:8/ 8:13/ 13:21и т. д. - выражается численным рядом «Фибоначчи
Эти соотношения названы в честь автора Фибоначчи.
Соблюдение пропорции - одно из самых важных правил композиционного построения.
Правильно выверенные пропорции гармонизируют композицию.
ГАРМОНИЯ – означает СОРАЗМЕРНОСТЬ частей целого, согласованность чего-либо, соединение различного, единство противоположностей.
Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении относительно друг друга.
|
|
Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность.
РАЗМЕРНЫЙ МАСШТАБ (понятие общепринятое) - это соотношение изображения на картине или чертеже к его действительному размеру в натуре (1:2, 5:1).
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАСШТАБ - у художников (мелкий, крупный, соразмерный).