Методика исследования. Общая тенденция

Основным источником анализа данных являются материалы общероссийского репрезентативного опроса, проведенного в 1990 г. Всесоюзном Центром Изучения Общественного Мнения по проблеме «Советский человек». Одна из задач этого исследования была сформулирована в статье Л. Седова [Седов Л., 1990): «Выявить наиболее распространенные в различных слоях и группах представления об общностях и персонажах, с которыми отождествляют себя опрошенные».

Соответствующий вопрос формулировался так: «Что из перечисленного прибавляет Вам уважения к себе, кем осознаете себя с гордостью?» В закрытие вопроса была включена 21 альтернатива:

1) отцом (матерью) своих детей;

2) сыном (дочерью) своих родителей;

3) хозяином в своем доме;

4) хозяином на своей земле;

5) жителем своего города, села, района;

6) сыном (дочерью) своего народа;

7) специалистом в своем деле;

8) советским человеком;

9) верующим человеком;

10) членом своего кружка, компании;

11) работником своего предприятия, учреждения;

12) человеком своего поколения;


13) человеком, занимающим видное положение;

14) представителем рода человеческого;

15) ветераном Великой Отечественной Войны;

16) участником войны в Афганистане;

17) участником великих строек, стахановцем, целинником;

18) участником национального движения, народного фронта;

19) членом КПСС;

20) другое (что именно?);

21) затрудняюсь ответить.

Отвечая на вопрос, респонденты могли отметить несколько позиций (альтернатив). <...> Идентификации, которым респонденты отдали предпочтение, в основном являются ведущими для

всех возрастных групп.

Главная тенденция (1990 г.)—резкое выделение идентификаций с первичной группой (семья, включая родительство и иден-

тификацию с родителями), тенденция идентификации с гражданином своей страны («советский человек») и тенденция идентификации по критерию «Контроль и самоконтроль ситуации деятельности и условий жизни». Это такие объекты как «специалист в своем деле», «хозяин в своем доме», «хозяин на своей земле». Четвертая доминирующая тенденция — идентификация с большими общностями (по месту жительства, со своим поколением). <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: