Акцептиляция (acceptilatio)

Акцептиляцией называлось формальное устное заявление кредитора о том, что исполнение им получено. Акцептиляция является разновидностью воображаемого платежа - acceptilatio est veluti imaginaria solutio (Гай. 3. 169). Полагают, что это "подтверждение получения" относилось первоначально к литеральным договорам, т.е. к договорам, подтвержденным записями в приходо-расходных книгах римских домовладык.

"Acceptum vel expensum ferre" означало: вносить запись о получении или расходе; от глагола acceptum ferre произошло существительное acceptilatio, первоначально: запись приходной статьи. Однако, главным образом, акцептиляции является словесным способом погашения словесного же обязательства, т.е. стипуляции (п. 433). Акцептиляция совершается путем формального вопроса и ответа, соответствующего вопросу и ответу при стипуляции (п. 433). Quod ego tibi promisi, habesne acceptum? Habeo - то что я тебе обещал, получил ли ты? Я получил (Гай. 3.169).

Акцептиляция и письменная квитанция.

Параллелизм между акцептиляцией, как способом погашения, и стипуляцией, как способом возникновения и действия обязательства, шел еще дальше. Подобно тому, как словесная стипуляция постепенно стала вытесняться письменным долговым документом cautio, так и на смену словесной акцептиляции пришла письменная квитанция, по-гречески: apocha, на византийской латыни - securitas. Далее, мы знаем, что в поздний период има против стипуляции, несмотря на ее формально абстрактный характер, стало возможно защищаться путем возражения о неполучении денег по займу или по другому основанию.

Параллельно с возросшим применением этого возражения - exceptio поп numeratae pecuniae - при Юстиниане вводится закон, по которому кредитор, выдавший квитанцию, может в течение 30 дней возбудить спор о том, что в действительности платеж им не был получен - intra triginta dies post securitatis expositionem exceptionem non numeratae pecuniae posse obici (C. 4.30.14.2).

Одно время, до Юстиниана, квитанция (apocha), подтверждающая реальный платеж, и акцептиляция, как "образный платежа", существовали рядом.

Inter acceptilationem et apocham hoc interest, quod acceptilatione omni modo liberatio contingit, licet pecunia soluto non sit, apocha non alias quam si pecunia soluta sit (D. 46.4.19.1). - Между акцептиляцией и квитанцией различие состоит в том, что в результате акцептиляции наступает при всех обстоятельствах погашение обязательства, хотя бы деньги не были выплачены, а по квитанции не иначе как если деньги фактически выплачены.

Это характер акцептиляции как "образной солюции", производящей эффект как бы реального платежа, хорошо выражен Ульпианом в непереводимой игре слов: Qui acceptilatione solutus est, solvisse videtur - кто в силу акцептиляции "отвязался", тот приравнивается к произведшему платеж (D. 46.4.16). При таком абстрактно-формальном характере акцептиляции в классическую эпоху едва ли можно считать относящимися к этой эпохе слова, приписываемые Павлу: nisi verum est quod in acceptilatione demonstratur, imperfesta est liberatio - если не соответствует действительности то, что выражено в акцептиляции, то прекращение обязательства не наступает (D. 46.4.14). Это уже стиль более поздней эпохи, знающей exceptio non numeratae pecuniae не только при возникновении обязательства, но и при его исполнении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: