Классификация тары

Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции. Классификацию транспортной тары можно представить в виде схемы рис.2.1.

Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной (для упаковывания одного изделия), порционной (для размещения определенного количества продукции), подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.

Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее, и также защищает товары от воздействий агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

Производственная тара используется для упаковывания, перемещенияи хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производ­ственная тара является многооборотной.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать защиту и сохранность изделия и внутренней упаковки от воздействий внешних факторов при перевозке и перегрузке, обеспечивать удобство механизированных ПРР и максимальное использование вместимости ПС. Каждая единица тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартам или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.

Тара-оборудование представляет собой специальное изделие предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Тара оборудование выполняет одновременно функции производственной и транспортной тары и торгового оборудования. Рациональная сфера ее применения — внутрирайонные и в нутригородские перевозки, т. е. работа по схеме промышленность (оптовая база) — транспорт — торговля.

Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции. По услови­ям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда ее возврат невозможен или экономически невы­годен, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и ее потребителями Многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.

В зависимости от формы существуют следующие виды транс­ портной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки и т.д.

Классификация тары

 
 

Рисунок 2.1

Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. Тара может быть изготовлена из различных материалов: дерево, картон, бумага, металл, ткань, полимеры и их различные комбинации. Материал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойств груза. По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.

Мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объем " и массу, удобна в обращении.

Полужесткая тара сохраняет свою первоначальную форму при Небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.

Жесткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.

В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и нештабелируемую тару. По способности обеспечивать непроницаемость газов, паров и жид­костей тара бывает герметичная и негерметичная. По чувствитель­ности к воздействию динамических нагрузок — прочная и хрупкая. Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъемности ПС при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальной конструкции тары — неразборной, разборной и складной.

Неразборная тара сохраняет свои параметры на всех стадиях перевозочного процесса, при выполнении груженых и холостых ез­док. Особенностью разборной тары является возможность легко раз­бирать и компактно укладывать ее отдельные части для возврата поставщику. Складная тара предусматривает шарнирное соединение всех стенок.

Качество и экономичность конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, ее объем, прочность, стоимость и материалоемкость. При обеспечении заданной прочности и надежности собственная масса тары, ее объем, отношение объема сложенной тары к объему тары в рабочем состоянии должны быть минимальными, а параметры тары — кратными параметрам контейнера, поддона, кузова ПС. Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

В нормативной документации при перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом:

Цифровой код

Отсутствие тары..... 00 Контейнеры............11

Баллоны............ 01 Мешки................12

Барабаны........... 02 Обертка (кипы, тюки)....13

Бочки...............03 Обрешетка............ 14

Банки.............. 04 Пакет на поддоне....... 15

Бутыли (бутылки).... 05 Пакет в обвязке........ 16

Бидоны............ 06 Пачки, связки.......... 17

Вкладыши.......... 07 Рулоны................18

Коробки.............08 Фляги.................19

Канистры............09 Ящики................ 20

Корзины.............10

Буквенный код

Алюминий.......... А Пластмасса, полимеры П

Бумага, пергамент.... Б Резина.............. Р

Дерево дощатое......Д Стекло............... С

Жесть белая........ Ж Целлофан............. Ц

Картон.............К Ткань упаковочная..... Т

Льноджутокенаф.... Л Фанера, ДСП.......... Ф

Металлы разные.....М Холщевина............X

Нитролак........... Н Эбонит.........Э

Каждая цифра определяет вид тары, буква — род материала.

Первая группа шифра определяет транспортную тару, а последняя — потребительскую.

Например, шифр 20Д-04 означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.

Номенклатура тарно-штучных грузов в России превышает 15 000 наименований. Примерное соотношение видов транспортной тары с учетом изменившейся экономической ситуации следующее:

• деревянные, пластмассовые, фанерные и картонные ящики —55...60%;

• бумажные, полиэтиленовые, полипропиленовые, льняные, полульняные, льноджутокенафные мешки — 28...32%;

•кипы и тюки — 5... 8 %;

•бочки и барабаны — 4...6%;

•прочая — 2...3 %.

Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140—88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из
модулей 800 х 1200 и 1000 х 1200 мм. Предпочтительные наружные размеры тары прямоугольного сечения, позволяющие использовать на 100% площадь поддона, следующие: длина — 1200; 800; 600; 400; 300; 240; 200 мм; ширина, высота - 1000; 800; 600; 400; 300; 200; 150 мм. Предпочтительные наружные диаметры транспортной тары круглого сечения должны выбираться из ряда: 800; I 600; 484;435;400; 370; 351; 320; 294; 277; 266; 246; 226; 219; 200 мм. По ГОСТ 21140—88 определены также наружные размеры потребительской тары, которые должны вписываться в внутренние раз­
меры транспортной тары.

Наиболее распространенные виды тары, используемые при транспортировании грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: