Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции. Классификацию транспортной тары можно представить в виде схемы рис.2.1.
Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной (для упаковывания одного изделия), порционной (для размещения определенного количества продукции), подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.
Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее, и также защищает товары от воздействий агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.
Производственная тара используется для упаковывания, перемещенияи хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной.
|
|
Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать защиту и сохранность изделия и внутренней упаковки от воздействий внешних факторов при перевозке и перегрузке, обеспечивать удобство механизированных ПРР и максимальное использование вместимости ПС. Каждая единица тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартам или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.
Тара-оборудование представляет собой специальное изделие предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Тара оборудование выполняет одновременно функции производственной и транспортной тары и торгового оборудования. Рациональная сфера ее применения — внутрирайонные и в нутригородские перевозки, т. е. работа по схеме промышленность (оптовая база) — транспорт — торговля.
Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции. По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.
|
|
Одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда ее возврат невозможен или экономически невыгоден, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и ее потребителями Многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.
В зависимости от формы существуют следующие виды транс портной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки и т.д.
Классификация тары
Рисунок 2.1
Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. Тара может быть изготовлена из различных материалов: дерево, картон, бумага, металл, ткань, полимеры и их различные комбинации. Материал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойств груза. По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транспортную тару.
Мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объем " и массу, удобна в обращении.
Полужесткая тара сохраняет свою первоначальную форму при Небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.
Жесткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.
В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и нештабелируемую тару. По способности обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей тара бывает герметичная и негерметичная. По чувствительности к воздействию динамических нагрузок — прочная и хрупкая. Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъемности ПС при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальной конструкции тары — неразборной, разборной и складной.
Неразборная тара сохраняет свои параметры на всех стадиях перевозочного процесса, при выполнении груженых и холостых ездок. Особенностью разборной тары является возможность легко разбирать и компактно укладывать ее отдельные части для возврата поставщику. Складная тара предусматривает шарнирное соединение всех стенок.
Качество и экономичность конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, ее объем, прочность, стоимость и материалоемкость. При обеспечении заданной прочности и надежности собственная масса тары, ее объем, отношение объема сложенной тары к объему тары в рабочем состоянии должны быть минимальными, а параметры тары — кратными параметрам контейнера, поддона, кузова ПС. Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.
В нормативной документации при перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом:
Цифровой код
Отсутствие тары..... 00 Контейнеры............11
Баллоны............ 01 Мешки................12
Барабаны........... 02 Обертка (кипы, тюки)....13
Бочки...............03 Обрешетка............ 14
Банки.............. 04 Пакет на поддоне....... 15
Бутыли (бутылки).... 05 Пакет в обвязке........ 16
Бидоны............ 06 Пачки, связки.......... 17
Вкладыши.......... 07 Рулоны................18
Коробки.............08 Фляги.................19
|
|
Канистры............09 Ящики................ 20
Корзины.............10
Буквенный код
Алюминий.......... А Пластмасса, полимеры П
Бумага, пергамент.... Б Резина.............. Р
Дерево дощатое......Д Стекло............... С
Жесть белая........ Ж Целлофан............. Ц
Картон.............К Ткань упаковочная..... Т
Льноджутокенаф.... Л Фанера, ДСП.......... Ф
Металлы разные.....М Холщевина............X
Нитролак........... Н Эбонит.........Э
Каждая цифра определяет вид тары, буква — род материала.
Первая группа шифра определяет транспортную тару, а последняя — потребительскую.
Например, шифр 20Д-04 означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.
Номенклатура тарно-штучных грузов в России превышает 15 000 наименований. Примерное соотношение видов транспортной тары с учетом изменившейся экономической ситуации следующее:
• деревянные, пластмассовые, фанерные и картонные ящики —55...60%;
• бумажные, полиэтиленовые, полипропиленовые, льняные, полульняные, льноджутокенафные мешки — 28...32%;
•кипы и тюки — 5... 8 %;
•бочки и барабаны — 4...6%;
•прочая — 2...3 %.
Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140—88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из
модулей 800 х 1200 и 1000 х 1200 мм. Предпочтительные наружные размеры тары прямоугольного сечения, позволяющие использовать на 100% площадь поддона, следующие: длина — 1200; 800; 600; 400; 300; 240; 200 мм; ширина, высота - 1000; 800; 600; 400; 300; 200; 150 мм. Предпочтительные наружные диаметры транспортной тары круглого сечения должны выбираться из ряда: 800; I 600; 484;435;400; 370; 351; 320; 294; 277; 266; 246; 226; 219; 200 мм. По ГОСТ 21140—88 определены также наружные размеры потребительской тары, которые должны вписываться в внутренние раз
меры транспортной тары.
Наиболее распространенные виды тары, используемые при транспортировании грузов.