Типы и виды тары

Ящики – это закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимуществен­но форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.

Деревянные ящики (ГОСТ 2991—91) используются для упаковывания основной части грузов. Стандартом допускается изготавливать ящики следующих типов:

I - плотные с цельными торцевыми стенками без планок;

II -плотные с торцевыми стенками, собранными на двух планках;

III - плотные с торцевыми стенками, собранными на четырех
планках;

IV - лотки на трехгранных планках;

V - решетчатые с торцевыми стенками, собранными на двух
планках;

VI - решетчатые с торцевыми стенками, собранными на четы­рех планках.

Ящики каждого типа (за исключением типа I) имеют подтипы, различающиеся конструктивными особенностями. Тип ящика выбирается в зависимости от свойств и массы упаковываемого в него груза, условий транспортирования и хранения. Размеры ящиков должны соответствовать ГОСТ 21140—88. При этом предпочтение следует отдавать ящикам с размерами, обеспечивающими над более полное использование площади стандартных поддоновтранспортных средств.

Существуют и другие стандарты на деревянные ящики, которые учитывают специфические особенности перевозимых грузов и должны учитываться при разработке технологического процесса перевозки. Действие данных стандартов распространяется наразличные деревянные ящики, используемые в легкой, рыбной пищевой, химической, электротехнической, автомобильной промышленности, в сельском хозяйстве, а также на дощатые обрешетки.

Дальнейшая унификация типоразмеров деревянной тары с привязкой к модулю 800 х 1200 мм будет способствовать развитию пакетных перевозок и повышению уровня механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ.

Стойкость древесины и ее способность выдерживатьудары и толчки является важным фактором выбора деревянной тары. Дре­весина, используемая для изготовления тары, может бытьмягкой и твердой. Характерной особенностью мягкой древесины является то, что она тяжело раскалывается и имеет средние показатели проч­ности, способности удерживать гвозди и сопротивляемости ударам. Твердая древесина имеет более заметную тенденцию к раска­лыванию, ее древесные слои часто деформируют гвозди (тем не менее, она обладает более заметной способностью их удерживать), а также большую прочность и сопротивляемость ударам по сравне­нию с мягкой древесиной.

Основные достоинства деревянных ящиков, сколоченных гвоздями, заключаются в следующем:

максимальная защита содержимого в нем груза от поврежде­ний в виде проколов, деформаций или поломок;

способность обеспечивать опору для транспортируемого груза во время перевозки и хранения;

возможность размещения трудно опирающихся грузов без чрезмерной деформации;

пригодность для размещения в ящике сложных деревянных
перегородок и обвязок;

возможность варьирования прочности в результате подбора
надлежащего вида ящика, толщины материала и рода древесины;

простота изготовления.

К недостаткам деревянной тары относят:

повышенное соотношение массы тары к объему помешенного
в нее груза;

водопроницаемость;

склонность к постепенному разрушению. На практике применяют таблицы, в которых указана рекомендуемая толщина доски для разных сортов древесины, видов ящиков и грузов и массы содержимого.

Ящики, скрепленные проволокой, — это достаточно жесткие контейнеры, обладающие прочностью и пониженным расходом материала для изготовления, потому что значительная часть дре­весины заменена в них стальной проволокой. Сплошные и перего­родочные ящики типа поддонов представляют собой контейнеры, снабженные основанием, способным выдерживать значительные нагрузки и удобным для манипулирования перегрузочными механизмами. Боковые стенки и основание такого контейнера могут иметь плотную или открытую структуру, а верхняя стенка может быть закрытой и открытой.

Обрешетки (тара без перекладин) может быть открытая и за­крытая. Если транспортируемый груз слишком велик для размеще­ния в ящике или контейнере, применяется тара в виде остова из перекладин, для выбора которой необходимо учесть следующие основные факторы:

для перемещения тары без чрезмерного уклона каждый из трех размеров не должен превышать 9 м, а масса груза 5000 кг. Тару таких размеров и массы можно перемещать стандартным погрузочно-разгрузочным оборудованием. Более крупные и тяжелые грузы
обычно требуют специального оборудования;

требования к необходимой защите зависят от характера содержимого и предполагаемых трудностей при выполнении ПРР. Если
защиты от климатических условий не требуется, можно использо­вать открытую тару;

разборка транспортируемого груза позволяет уменьшить раз­мер остова тары. Однако не следует разбирать грузы до уровня,
когда для разборки или сборки требуются специальные инстру­менты или квалифицированный персонал;

распределение массы должно быть таким, чтобы центр тяжести груза совпал с геометрическим центром остова. Если это не достигается, необходимо отметить внешние поверхности остова тары в тех местах, где находятся точки равновесия специальными марки­ровочными знаками. Груз следует прикрепить к основанию тары;

между транспортируемым грузом и внутренними поверхнос­тями остова тары следует предусмотреть зазор не менее 25 мм,
чтобы обеспечить сохранность груза при возможной деформации
тары:

основание остова тары выполняется с учетом надлежащей опоры для содержимого груза. Основными видами оснований являются рамы, часто используемые для уменьшения объема, и полозы.

Ящики из гофрированного картона должны отвечать общим техническим требованиям ГОСТ 9142—90. Ящики изготавливают складными нескольких типов: с четырехклапанным дном и крышкой, телескопические, оберточные, лотковые. Применяют вспомогательные упаковочные средства: вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы.

Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной: значительно легче, дешевле, так как изготовление ее может быть полностью автоматизировано.

Для изготовления картонных ящиков используют гофрированный картон (ГОСТ 7376—89) чаше всего типа Т — трехслойны (два плоских и один гофрированный) и реже типа П — пятислойный (три плоских и два гофрированных). Картон марки Д — двухслойный (один плоский и один гофрированный) применяют качестве прокладок или амортизаторов, а также для упаковки не которых изделий, например ламп накаливания. Для картонных ящиков предусматривается использование гофров типов Л, С, В и соответственно высотой 3,5...4,5; 3,5...4; 2,5...3,4 и 1,1... 1,6 мм, Наибольшее применение находит картон типов А и С.

Внутренние размеры ящиков должны соответствовать требованиям ГОСТ 21140—88 с учетом размеров и массы упаковываемой продукции. Наружные размеры ящиков равны внутренним, увеличенным на 10 мм при использовании картона типа Т и на20 мм — картона типа П.

Для скрепления клапанов и ящиков применяются склейка, обтяжка пластмассовой или металлической упаковочной лентой шириной 15...20 мм и толщиной 0,2...0,3 мм (ГОСТ 3560—73), склейка клеевой лентой на бумажной основе типа В (ГОСТ 18251—87), сшивка ящика металлическими скобами — стальной низкоуглеродистой проволокой диаметром 0,7... 1 мм (ГОСТ 3282—74) или стальной плющеной лентой шириной 2,5 мм и толщиной 0,4... 0,5 мм (ГОСТ 10234—77), рекомендуемая предельная масса упакованной продукции в ящике — до 40 кг, оптимальная — 15...20 кг.

Высота штабеля определена нормативно-технической документацией и для ящиков под конкретную продукцию вычисляется в соответствии с усилием сопротивления сжатию ящиков.

Кроме ГОСТ 9142—90 существует ряд стандартов наящики из гофрированного картона для конкретных видов продукции, действие которых распространяется на ящики для радиоэлектронной аппаратуры бытового назначения, изделий электроники, ламп накаливания, химических нитей, пищевых продуктов, табака, моющих средств, кондитерских изделий, мясной и молочной продукции, продукции легкой и химической промышленности, лекарств, мороженого, для бутылок с пищевыми жидкостями, продукции приборостроительной промышленности.

Тара из коробчатого картона, бумаги и комбинированных материалов должна соответствовать требованиям ГОСТ 12301—81 и предназначена для упаковывания и хранения промышленной продукции. Предельные размеры коробок (длина, высота, ширина) до 800 мм. Толщину картона и бумаги выбирают в зависимости от вместимости коробки или массы упакованной продукции от 0,4 до 1,5 мм.

Возможно изготовление различного типа коробок: I - с телескопической крышкой; II — с крышкой на шарнире; III — пенал.

Применение пачек из картона, бумаги и комбинированных материалов для сыпучих продуктов регламентируют ТУ 10.684—88 (взамен ГОСТ 6420—73). Всего установлено 16 номеров пачек различных типоразмеров; рекомендуются размеры ящиков из гофрированного картона для упаковывания в них пачек с продукцией определенного номера.

Ящики полимерные для бутылок с пищевыми жидкостями изготавливают по ОСТ 10-17—86 (взамен ГОСТ 17538—80), который регламентирует требования к их конструкции.

Многооборотная тара из синтетических материалов представляет собой разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400 х 300 и 600 х 400 мм. Емкость яшиков 20... 130 л. При этом ящики объемом 20 и 25 л могут штабелироваться на ящики объемом 40; 50; 60; 65 и 78 л. Возможно штабелирование на европоддонах и специальных поддонах промышленного назначения. Ящики имеют крышки, которые состоят из двух частей, соединяемых по линии типа гребенки. Ящики пломбируются пломбами одноразового использования. При штабелировании допускается усилие до 2,8 кН. В порожнем состоянии ящики вкладываются один в другой, что уменьшает их объем на 75 %. Многооборотная тара не только обеспечивает сохранность грузов во время транспортирования, но и исключает несанкционированный доступ к грузу.

Мешки и кули экономически целесообразны при транспортировании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.

Для упаковывания грузов используют следующие основные виды мешков и кулей: хлопчатобумажные посылочные мешки, льноджутокенафные и водонепроницаемые текстильные мешки, полиэтиленовые или иные пластиковые мешки и бумажные кули для отправки грузов. Независимо от выбора надлежащего мешка или куля для отправки груза на удобство использования данной тары сильно влияет принцип ее хранения, заполнения и разгрузки. Например, хрупкость бумажных мешков приводит к их разрывам, что происходит обычно в результате хранения мешков при чересчур сухих атмосферных условиях. Такие мешки следует хранить в зонах с высокой влажностью. На мешки для Продуктов,мешки технического назначения и на ткани, применяемые для их изготовления, распространяется ГОСТ 30090—93, который предусматривает следующие размеры мешков (дайна х ширина);

- для продуктовых мешков 950 х 660; 1040 х 530; 1090 х 610 мм;

- мешков технического назначения 650x469; 800x460;

1112х 740 мм.

Мешки бумажные предназначеныдля упаковывания в них сыпучей и штучной продукции. Согласно ГОСТ 2226—88 мешки могут производиться двух типов: сшитые и склеенные. Мешки обоих типов могут быть с открытой или закрытой (с клапаном)горловиной. Общее число слоев в мешке должно быть от трех до шести. Расположение слоев из битумированной, влагопрочной и ламинированной полиэтиленом бумаги устанавливается по согласованию с потребителем.

Размеры открытых мешков: 600x535; 800x535; 820x420; 960 х 435; 1000 х 420: 1000 х 520; 1000 х 535 мм; закрытых: 750 х 420; 780x420 мм.

Основные марки выпускаемых мешков представлены в табл. 2.1.

Мешки полиэтиленовые для химической промышленности (ГОСТ 17811 —78) могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются ее сохранность и качество. Параметрымешков приведены в табл. 2.2.

Полиэтиленовые мешки изготавливают из пленки толщиной 0,15; 0,19 или 0.22 мм для продукции массой соответственно до 20 кг, свыше 20, но не более 30 кг и свыше 30, но не более 50 кг.

Пример условного обозначения мешка номер 5, изготовленного из пленки толщиной 0,19 мм: M5-0,19 ГОСТ 17811-78.

В сухом состоянии и при правильном заполнении бумажные мешки обладают значительной прочностью и могут быть легко уложены в штабеля. При перевозке они дешевы и пригодны для транспортирования многих грузов: цемент, корм для скота, удобрения и т.п. Предназначенные для транспортирования относительно небольшого количествагруза, они легко перегружаются, а вотличие от некоторых методов перевозки порошкообразных грузов навалом исключают потери от выдувания.

Типы и тюки бывают сжатыми (например, для хлопка-сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (например, для отправки некоторых мягких грузов, включая текстиль, ткани, меха, ковры и т. п.). Грузы, особенно подверженные загрязнению, увлажнению, порезам и повреждениям в местах подвеса на крюк, требуют внутренней защиты, обычно в виде влагонепроницаемой зашиты, обвертки изфибрового картона, а для уменьшения повреждений в местах подвеса на крюк необходимо наличие ушекв углах кипы. Кроме того, на кипах следует четко и ясно помещать условные маркировки относительно способов погрузки-выгрузки.

Таблица 3.1

Бумажные мешки

Марка Наименование Область применения
     
НМ Непропитанные мешки со всеми слоями из непропитанной мешочной бумаги Негигроскопичная продукция
БМ Битумированные мешки с двумя или тремя слоями битумированной мешочной бумаги и остальными слоями из непропитанной мешочной бумаги Малогигроскопичная продукция
     
ВМ Влагопрочные мешки с одним- тре­мя слоями из влагопрочной мешоч­ной бумаги и остальными слоями из непропитанной мешочной бумаги Продукция, транспортируемая в условиях повышенной влажности
ПМ Ламинированные мешки с одним или двумя слоями из ламинированной полиэтиленом мешочной бумаги и остальными слоями из не­пропитанной мешочной бумаги Сильно гигроскопичная продукция, пищевые продукты, агрессивные химикаты, продукты, не допускающие попадания в них волокон бумаги
БМП Комбинированные мешки с одним слоем битумированной мешочной бумаги, одним слоем из ламини­рованной мешочной бумаги и ос­тальными слоями из непропитанной мешочной бумаги Сильно гигроскопичная продукция, пищевые продукты, агрессивные химикаты, продукты, не допускающие попадания в них волокон бумаги
ВМБ Комбинированные мешки с одним или двумя слоями из вдагопрочной мешочной бумаги, одним или двумя слоями из битумированной мешочной бумаги и остальными слоями из непропитанной мешочной бумаги Малогигроскопичная продукция, транспортируемая в условиях повышенной влажности
ВМП Комбинированные мешки с одним слоем битумированной мешочной бумаги, одним слоем из ламини­рованной мешочной бумаги и ос­тальными слоями из непропитанной мешочной бумаги Гигроскопичная продукция, агрессивные химикаты, продукты, не допускающие попадания в них волокон бумага, транспортируемые в условиях повышенной влажности

Барабаны, бочки и фляги пригодны для различных грузов. Например, в такую тару можно помещать жидкости различной вязкости, порошки, стружкообразные и зернистые химические вещества. Барабаны, бочки и фляги обеспечивают хорошую защиту грузов, их широко применяют для перевозки опасных, горючих и коррозионных грузов.

Барабаны, бочки и фляги обеспечивают хорошую защиту грузов, их широко применяют для перевозки опасных, горючих и коррозионных грузов.

Данная тара предохраняет груз от распыления и проникновения влаги и может быть устойчивой по отношению к водяному пару, создает помеху для хищений грузов.

Материалами для ее изготовления служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий, полимерные материалы и др. Тара может быть как наружной, так и внутренней, однократного и повторного использования. Существует ряд возможных способов для закрытия указанной тары.

Грузополучатель имеет право отказаться от приема смятых барабанов, бочек и фляг, даже если они не разорваны. Причины их смятия — чрезмерные размеры тары для транспортирования и плохое ее закрытие, а также недостаточно плотное примыкание верхних крышек. При перевозке правильно выбранной и плотно закрытой тары основной причиной смятия бочек и барабанов является сдвиг тары, приводящий к смятию корпуса, шва, кромки бочки или барабана. Плотная упаковка и надлежащие подкладки позволяют свести сдвиг к минимуму.

Таблица 3.2

Параметры полиэтиленовых мешков.

Номер Длина, мм Ширина, мм Вместимость номинальная, л
Открытые
       
2 - 4 Исключены  
       
       
       
       
       
       
       
       
Закрытые
       
       

Таблица 3.3

Основные параметры картонных барабанов

Вместимость, л Диаметр, мм Высота, мм Толщина стенок, мм
      2,5
      2.5
      2,5
      2,5
      2,5
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Барабаны картонные навивные (ГОСТ 17065—94) изготавливают четырех типов (I — IV), отличающихся друг от друга способами и техническими средствами заделки дна и крышки в зависимости от перевозимойпродукции (сыпучей или пастообразной). Для упаковывания продукции могут быть использованы вкладыши из полимерных материалов. Основные параметры картонных барабанов приведены в табл. 3.3.

При транспортировании барабаны с продукцией могут быть сформированы на поддоне в пакет в один, два или три яруса по высоте. На стандартном поддоне размерами 800 х 1200 мм вмещаются от 13 до 39 барабанов диаметром 266 мм, от восьми до 16 барабанов диаметром 325 мм и от четырех до восьми барабанов диаметром 435 мм.

Барабаны фанерные (ГОСТ 9338—80) изготавливают с фанерным остовом и дном из фанеры или древесины двух типов (1 и II) в различных исполнениях в зависимости от конструкции дна. Основные параметры фанерных барабанов приведены в табл. 3.4.

Для упаковывания в фанерные барабаны ГОСТ 9338—80 рекомендует пластичные смазочные материалы, сухие пигменты, красители и другую сыпучую и пастообразную химическую продукцию; густотертые краски; лекарственное сырье, лекарственные средства впорошках.

Таблица 3.4

Основные параметры фанерных барабанов

Номер Вместимость, л Диаметр, мм Высота, мм
       
       
2-1      
2-2      
       
4-1      
4-2      
5-1      
       
5-2      
6-1      
6-2      
  ПО    

Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов (ГОСТ 5044—79) одноразового использования предназначены дляупаковывания, транспортирования и хранения порошкообразных, кусковых, пастообразных, расплавов и жидких химических продуктов. Барабанывыпускают трех типов в различных исполнениях. Основные параметры барабанов приведены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Основные параметры стальных тонкостенных барабанов

Вмести- Диаметр, Высота, Вмести- Диаметр, Высота,
мость, я мм мм мость, л мм мм
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Барабаны стальные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 18896—73) вместимостью 100 л (диаметр 484 мм, высота 800 мм) предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения сыпучих и пастообразных химических продуктов. Барабаны изготовляют двух типов: I — сварные (для агрессивных грузов и грузов с насыпной плотностью более 1,2 т/м3); II -- закатные (для грузов с насыпной плотностью менее 1,2 т/м3).

Бочки деревянные заливные и сухотарные предназначены для различной продукции и изготавливаются по ГОСТ 8777—80 (табл. 3.6).

Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе (ГОСТ 13950—91) выпускают двух типов: I — с несъемными верхним и нижним дном; II — со съемным верхним дном. Основные параметры бочек приведены в табл.3.7.

Пример условного обозначения: бочка стальная сварная типа I вместимостью 200 л — БС1-200: то же, но оцинкованная — БС1-200-Ц.

Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе (ГОСТ 6247—79) выпускают двух типов: I — со сливно-наливной горловиной на днище; II — со сливно-наливной и воздушной горловиной на днище. Параметры бочек приведены в табл. 3.8.

Бочки можно транспортировать в несколько ярусов. При дальних перевозках (более 500 км) между ярусами устанавливают деревянные прокладки сечением не менее 20 х 100 мм. Хранение бочек допускается не более чем в пять ярусов на деревянных прокладках толщиной не менее 100 мм под нижним ярусом. Между ярусами используют прокладки толщиной не менее 20 мм.

Бочки из коррозионно-стойкой стали (ГОСТ 26155—84) изготавливают трех типов в зависимости от вместимости и конструкции днищ и горловин. Основные параметры бочек приведены в табл. 2.9.

Таблица 3.6

Параметры деревянных бочек

Вместимость Диаметр, мм Высота, мм
номинальная, л наружный у торцов  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Таблица 3.7

Основные параметры стальных сварных и закатных бочек

Вместимость, л Наружный диаметр, мм Высота, мм
Тип I Тип II
Сварные
       
       
Закатные
       
       

Таблица 3.8

Параметры стальных сварных бочек

с обручами катания на корпусе

Вместимость номинальная,л Наружный диаметр, мм Высота, мм
     
     
     

Та6лица 3.9

Основные параметры бочек из коррозионно-стойкой стали

Параметр Тип I Тип II Тип III
Вместимость, л      
Вместимость, л      
Высота, мм      

Бочки алюминиевые для химических продуктов (ГОСТ 21029—75) изготавливают двух типов: I — узкогорлые; II — широкогорлые со стяжным обручем (исполнение А) и с фланцевым запором (исполнение Б) вместимостью 110 л (наружный диаметр 484 мм, высота 780 мм) и 275 л (наружный диаметр 600 мм, высота 1235 мм). Бочки предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения жидких, вязких и сыпучих химических продуктов, не действующих активно на алюминий. Бочки устанавливают вертикально штабелями высотой не более 8 м с использованием прокладок между ними.

Бочки стальные сварные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 13366—80) изготавливают двух ТИГОЗК I — с резьбовым сливно-наливным устройством; II — с фланцем. Бочки предназначены для хранения и транспортирования опасных грузов классов 6 и 8 по ГОСТ 19433—88 и для низкокипящих жидких химических продуктов, создающих избыточное давление. Бочки имеют вместимость 110 л (диаметр 481 мм, высота 780 мм) и 275 л (диаметр 600 мм, высота 1235 мм). Бочки хранят вертикально в штабеле не более чем в пять ярусов по высоте с прокладками между ними.

Бочки фанерно-штампованные выпускают согласно ТУ 10.10.739— 88 вместимостью 50 л. Бочки предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения сгущенного и сухого молока, сливочного масла, желатина, маргарина, яичного порошка. Бочки изготавливают двух типов: 1-е клепками остова и доньев из пяти склеенных слоев шпона; II — с клепками остова доньев из трех склеенных слоев шпона. Высота бочек 500 мм, диаметр 400 мм (тип Г) и 397 мм (тип II).

Бочки для коньяка, вин, соков и морсов согласно ТУ 10.24.15- 90 производят вместимостью 50: 100; 150; 200; 300; 350; 400; 450; 550 и 600 л. Бочки скрепляются обручами. В зависимости от назначения они выпускаются трех типов; 1, II и III.

Бочки полимерные по ОСТ 6-19-500- 78, ОСТ 6-15-68—78 предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения
жидких, вязких и порошкообразных продуктов за исключением
легковоспламеняющихся. Бочки вместимостью 30 л имеют диаметр
320 мм, высоту 500 мм; вместимостью 40 л — соответственно 400
и 333 мм; 50 л - 400 и 560 мм; 60 л 400 и 600 мм.

Фляги многооборотные металлические выпускают в соответствии с ГОСТ 5799—78 вместимостью 40 л и используют для упаковывания, транспортирования и хранения лакокрасочных материалов. Наружный диаметр фляг 400 мм, высота 495 мм. Фляги выпускают без внутреннего покрытия, с полиэтиленовым или лакокрасочным покрытием.

Фляги металлические (ГОСТ 5037—97) используют для перевозки молока и молочных продуктов. Фляги тина ФА выпускают из алюминия, типа ФЛ — из луженой стали.

Стеклянные бутыли для химической продукции согласно ОС Г 6-09-109—85 в зависимости от формы горловины выпускают двух типов: I - с венчиком горловины с винтовой резьбой; II — без винтовой резьбы. Диаметр бутыли вместимостью 10 л 236 мм, высота 417 мм; вместимостью 20 л — соответственно 280 и 542 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: