Содержание 1 страница


Введение 10
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 10
Примечения 16
Комментарии 16
ПОЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
Пространственное расширение поля нашего исследования. 26
Расширение поля во времени. 31
Примечания 37
Комментарии 37
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЗОР ОБЩЕСТВ ОДНОГО ВИДА 43
Православное христианское общество 43
Иранское и арабское общества 45
Сирийское общество 47
Примечения 52
Комментарии 53
Индское общество 61
Древнекитайское общество 62
Реликтовые общества 63
Минойское общество 64
Примечения 68
Комментарии 68
Шумерское общество 76
Хеттское общество 79
Вавилонское общество 81
Андское общество 83
Юкатанское, мексиканское и майянское общества 85
Египетское общество 86
Примечения 87
Комментарии 87
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВ ДАННОГО ВИДА 92
Таблица 1 93
СРАВНИМОСТЬ ДАННОГО ВИДА 95
Ложность концепции "единства цивилизации". 96
Философский аспект временных координат обществ данного вида. 99
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида 100
Сравнимость "фактов" при исследовании цивилизаций. 101
Примечения 103
Комментарии 103


Часть 1. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 104
Таблица 2 104
Примечания 105
Комментарии 105
ПРИРОДА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 106
Комментарии 107
ПРИЧИНА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 107
Негативный фактор 107
Позитивные факторы: раса и среда 107
Раса 108
"Нордический человек" 109
Раса и цивилизация 110
Таблица 3 111
Среда 112
Примечания 116
Комментарии 116
ВЫЗОВ-И-ОТВЕТ 119
Действие вызова-и-ответа. 119
Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций 124
Генезис египетской цивилизации 124
Генезис шумерской цивилизации 125
Генезис китайской цивилизации 125
Генезисы майянской и андской цивилизаций 126
Генезис минойской цивилизации 126
ОБЛАСТЬ ВЫЗОВА-И-ОТВЕТА 128
"Полные паруса", или "Слишком хорошая земля" 128
Возвращение природы 129
Центральная Америка 130
Цейлон 130
Северо-аравийская пустыня 130
Остров Пасхи 131
Примечания 133
Комментарии 133
СТИМУЛ СУРОВЫХ СТРАН 137
Эгейские берега и их континентальные внутренние земли 137
Аттика и Беотия 138
Эгина и Аргос 139
СТИМУЛ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ 140
ОСОБЫЙ СТИМУЛ ЗАМОРСКОЙ МИГРАЦИИ 142
СТИМУЛ УДАРОВ 146
СТИМУЛ ДАВЛЕНИЙ 148
Русское православие. 148
Примечания 150
Комментарии 150
ШЕСТЬ ФОРПОСТОВ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 153
Западный мир против континентальных европейских варваров. 153
Западный мир против Московии. 157
Западный мир против Оттоманской империи 158
Примечания 164
Комментарии 164
Западный мир против дальнезападного христианства 169
Западный мир против Скандинавии. 170
Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове 173
СТИМУЛ УЩЕМЛЕНИЯ 175
Природа стимула 175
Миграция 176
Рабство 176
Каста 178
Религиозная дискриминация. 179
Комментарии 180
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА 182
Закон компенсаций. 182
Что делает вызов чрезмерным? 185
Сопоставление по трем параметрам 189
Комментарии 189


Часть 2. РОСТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 191
ПРОБЛЕМА РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 191
ПРИРОДА РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 215
ПРОЦЕСС РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ 220
КРИТЕРИЙ РОСТА 220
АНАЛИЗ РОСТА 251
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАСТУЩИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДАМИ 251
УХОД-И-ВОЗВРАТ 260
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИНДИВИДАМИ В РАСТУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ 265
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ХОДЕ РОСТА 282
НАДЛОМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 288
УБЕДИТЕЛЕН ЛИ ДЕТЕРМИНИЗМ? 288


Часть 3. РАСПАДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 325
КРИТЕРИЙ РАСПАДА 325
ДВИЖЕНИЕ РАСКОЛА-И-ПАЛИНГЕНЕЗА 328
РАСКОЛ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 331
ВНУТРЕННИЙ ПРОЛЕТАРИАТ 333
ВНЕШНИЙ ПРОЛЕТАРИАТ 339
РАСКОЛ В ДУШЕ 344
АРХАИЗМ 393
ФУТУРИЗМ 404
РАЗРЫВ С НАСТОЯЩИМ 405
ОТРЕШЕНИЕ 413
ПРЕОБРАЖЕНИЕ 417
ПАЛИНГЕНЕЗ 421
АНАЛИЗ РАСПАДА 422
РИТМЫ РАСПАДА 443


Часть 4. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА 451
ЦЕЛИ ИЛИ СРЕДСТВА? 451
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАК ЦЕЛИ 453
МИРАЖ БЕССМЕРТИЯ 453
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАК СРЕДСТВА 465
ЦЕНА ЭВТАНАСИИ [+1] 465
ПРОВИНЦИИ 470
СТОЛИЦЫ 473


Часть 5. ВСЕЛЕНСКИЕ ЦЕРКВИ 478
ЦЕРКОВЬ КАК "РАКОВАЯ ОПУХОЛЬ" 478
ЦЕРКОВЬ КАК "КУКОЛКА" 480
ЦЕРКОВЬ КАК ВЫСШИЙ ВИД ОБЩЕСТВА 483
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК РЕГРЕСС 489
ВЫЗОВ ВОИНСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЕ 491
Комментарии 497


Часть 6. ГЕРОИЧЕСКИЕ ВЕКА 498
ВАРВАРСКОЕ ПРОШЛОЕ 498
ОБРАЗ РЕАЛЬНОСТИ 507
КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ 509
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД И РОССИЯ 514
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ 518
КОНТАКТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 522
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМИ ДРУГ ДРУГУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ 530
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМИ ДРУГ ДРУГУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ 537
КОНТАКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВО ВРЕМЕНИ 547
РЕНЕССАНС ИНСТИТУТОВ, ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ФИЛОСОФИИ 547
РЕНЕССАНСЫ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 552
РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕНЕССАНСЫ 557
Комментарии 560


Часть 7. ВДОХНОВЕНИЕ ИСТОРИКОВ 562
ВЗГЛЯД ИСТОРИКА 562
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОВ ИСТОРИИ 563
Восприимчивость 563
Любопытство 564
Блуждающий огонек всеведения 569
ИМПУЛЬС К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ 575
Критические реакции 575
Творческие ответы 579


[1]При чтении книги А. Тойнби и комментария к ней необходимо иметь в виду следующее: очень многие факты, особенно даты, приводимые автором «Постижения истории», не соответствуют современным научным данным. Это объясняется не только тем, что многое изменилось в исторической науке с 30‑х годов, когда А. Тойнби начинал писать свой труд, но и вполне сознательным стремлением английского историка «подогнать» иные события под свою схему, привести хронологию устаревшую, но более соответствующую авторскому замыслу. Поэтому комментатор, не вступая в полемику с А. Тойнби, всюду стремился привести даты, отражающие нынешний уровень исторического знания.

Кроме того, следует учесть особенности терминологии, вводимой А. Тойнби. Весьма часто смысл того или иного термина в его употреблении не соответствует общепризнанному и нередко вводится безо всяких пояснений либо оговаривается много ниже. Эти случаи также учтены автором примечаний.

И последнее, относящееся скорее к переводу, нежели к комментарию. Идея всеединства исторического процесса требует единого языка его описания. Поэтому не только в пересказах, но и в сделанных А. Тойнби переводах отрывков из старинных авторов он употребляет современные выражения, немыслимые в устах Фукидида или Платона. Ибн Хальдуна или даже Макиавелли. Это может показаться читателю не совсем уместным, но таков уж замысел автора «Постижения истории».

Предустановленная гармония – понятие, введенное Г. В. Лейбницем с целью обоснования учения о взаимоотношениях монад. Последние – идеальные мельчайшие неделимые частицы бытия (в математике монаде соответствует дифференциал, в физике – сила, в химии – атом, в праве – юридическое лицо и т. д.) – абсолютно замкнуты и не могут физически взаимодействовать между собой, посему их влияние друг на друга, запрещенное законами бытия, но реально наблюдаемое, есть результат изначально установленной Богом гармонии.

[2]Английское выражение pathetic fallacy значит «олицетворение природы» (J'allaсу – «заблуждение, ошибка»), но здесь дана калька с этих слов, ибо антоним – «апатетическое заблуждение» – непереводим на русский язык.

[прим1]

Эти идеи были высказаны А. Бергсоном в его «Творческой эволюции», но за сто лет до него они были предсказаны Тюрго в «Плане двух рассуждений о всеобщей истории». – См.: Oeuvres de Turgot, vol. II, Paris. 1844, p. 654

[3]Трайбализм (от англ. tribe – «племя») – в общеупотребительном смысле: приверженность культурно‑бытовой, культово‑религиозной и общественнополитической племенной обособленности, встречающаяся в тех странах, где сосуществуют племенной строй и европейские политические институты – армия, чиновничество, одна или несколько партий, парламент и т. п. Проявляется трайбализм в покровительстве единоплеменникам в государственном аппарате, в слиянии политической и межплеменной борьбы и пр. В словоупотреблении автора «Постижения истории» трайбализм – приверженность локальным, чаще всего этническим ценностям в противовес общечеловеческим.

[4]Под великими державами (число «восемь» более или менее условно) здесь понимаются могущественные колониальные державы или государственные образования, создавшиеся путем расширения границ: Австро‑Венгрия. Германия. Россия. Британская империя. Франция. Португалия с африканскими колониями. Нидерланды с Индонезией. США. В результате поражения в первой мировой войне Австро‑Венгрия перестала существовать, частью распавшись на отдельные государства (Австрию, Венгрию, Чехословакию), частью отдав свои территории иным государствам, как существовавшим (Румыния), так и вновь образованным (Польша, Королевство сербов, хорватов и словенцев с 1929 – Югославия). Германия, также проигравшая войну, лишилась всех колоний и приобретений XIX в. Россия, еще до окончания войны заключив Брестский мир. лишилась по нему Польши, Финляндии. Прибалтики. Украины и Закавказья: помимо этого, вассальные государства Российской Империи – Бухарский эмират и Хивинское ханство объявили себя в 1917 г. полностью независимыми. Что же касается доминионов (от англ. dominion – «владение»), то первоначально, что были зависимые от Великобритании, но обладавшие очень широкой автономией государственные образования, большинство или значительное меньшинство населения которых составляли выходцы из Европы, и в первую очередь из Великобритании (первым доминионом стала Канада в 1867). Политическое развитие доминионов шло в направлении, все более независимом от метрополии. В конечном счете доминионы стали абсолютно независимыми государствами. главой которых является британский монарх – впрочем, чисто номинально.

[5]Политическое развитие западноевропейского Средневековья шло под знаменем двух прямо противоположных тенденций. Первая, вытекающая из сути социально‑экономических отношений той эпохи – центробежная. Наиболее ярким проявлением этой тенденции была вассально‑ленная система, приводившая к дроблению не только земель, но и власти. В этой ситуации государь. оставаясь главой территории, реально владел лишь теми землями, которые он не отдал в лен. Средневековые города также стремились к самому широкому самоуправлению. Другая тенденция – центростремительная – была более идеальной, нежели реальной, но от этого не менее значимой. На право господства над всем христианским миром претендовали две силы: Церковь, провозглашавшая. что ее видимый глава – Римский папа – есть наместник Христа на Земле и посему обладает не только духовной, но и светской властью над всеми земными владениями, и образовавшаяся в 962 г. Священная Римская империя, включавшая в себя Германию (императоры и были германскими королями) и Северную и Среднюю Италию с Римом, а также Чехию. Бургундию. Нидерланды и некоторые другие земли. Императоры обосновывали свой верховный сюзеренитет над всеми иными государями тем, что полагали себя единственными законными наследниками Древнего Рима, который в общественном сознании был единственно возможным единым государством. Универсалистские тенденции приводили к столкновению Церкви и Империи. По воззрениям первой. император, как и любой другой государь, есть сын Церкви и правит, пока и поскольку послушен ей. Императоры же заявляли, что они являются главами всех христиан, тогда как папы лишь первосвященниками, не более. В конечном счете обе универсалистские силы потерпели поражение в обстановке подъема и укрепления национальных государств в конце Средневековья.

[6]Интеллигибельное некий предмет, явление, понятие, воспринимаемое исключительно разумом или интеллектуальной интуицией, в противовес сенсибильному – воспринимаемому чувствами. Некоторые идеалистические философские направления (к ним принадлежал и А. Тойнби) признают реальное существование интеллигибельного.

[7]Имеется в виду прекращение существования Англии как отдельного государства и превращение ее в часть более обширного политического образования – Великобритании.

[8]Английские короли, начиная с 1066 г., со времени завоевания Англии норманнами во главе с герцогом Нормандским Вильгельмом I, обладали значительными владениями на континенте, особо увеличившимися после восшествия на престол Генриха II Плантагенета (1133‑1189. король с 1154). графа Анжуйского, Минского и Туреньского и его супруги Алиеноры, герцогини Аквитанской, владевшей обширными землями на юго‑западе Франции. Эти владения уменьшились к нач. XIV в. снова увеличились во время Столетней войны между Англией и Францией (1337‑1453) после поражения Англии в этой войне за ней на континенте остался только захваченный в 1347 г. Кале, окончательно перешедший в руки Франции в 1558 г.

[9]Имеется в виду т. н. Промышленная революция, или Промышленный переворот, происходивший в 60‑е годы XVIII в. 10‑20‑е годы XIX в. и состоявший в переходе от мануфактуры к машинному производству; благодаря этому перевороту окончательно сложилась капиталистическая система.

[10]Возникший еще в кон. XIII в. английский парламент вел многовековую борьбу с королевской властью за право контроля над правительством. После революции 1688 г. сложилась существующая доныне система, по которой кабинет министров назначается из представителей партии большинства в палате общин и ответствен перед этой палатой.

[11]Начало эпохи Великих географических открытий и заморской колонизации положили Испания и Португалия на рубеже XV–XVI вв. Англия включилась в этот процесс позднее (хотя, например, Североамериканский континент был достигнут в 1497 г. генуэзским моряком на английской службе Джоном Кэботом – он же Джованни Кабото – но новооткрытые земли были малопригодны для заселения), организовав торговлю с испанскими колониями в Новом Свете и пиратские нападения на испанские и португальские суда. перевозившие золото и пряности. В кон. XVI в. началось создание поселений на атлантическом побережье Северной Америки (Виргиния), в кон. XVIII в. в Австралии, в 20‑е годы XIX в. в Южной Африке, в сер. XIX в. в Новой Зеландии. В XVII–XVIII вв. Англия захватила ряд испанских и французских владений в Вест‑Индии, где (как и в южных регионах будущих США) развивалось плантационное хозяйство с использованием труда вывозимых из Африки рабов‑негров. Создание новой (после отпадения колоний в Северной Америке) Британской колониальной империи происходило в кон. XVIII–XIX в., когда Великобритания завладела огромными территориями в Азии (прежде всего в Индии) и Африке, и экономической основой этой империи была эксплуатация местного населения.

[12]Реформация в Англии имела свои особенности: она проходила медленнее, нежели в иных странах. Хотя протестантские идеи проникли в Англию уже на рубеже 10‑20‑х годов XVI в., основной процесс, вызванный среди прочего отказом Святого Престола признать развод короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, протекал в 1529‑1536 гг. Результатом было создание англиканской церкви с королем во главе, с архиепископами и епископами, с сохранением большинства таинств, но без культа мощей и икон и без целибата. Эта церковь, ставшая государственной в Англии, вела до XVIII в. борьбу как с католиками. так и различными протестантскими сектами, члены которых именовались диссидентами (от лат. dissidens – «несогласный»).

[13]Большинство современных ученых считают родиной итальянского Возрождения Среднюю Италию (конкретно – Тоскану), а начало его датируют то ли концом XIII в. то ли серединой XIV в. А. Тойнби полагал Ренессанс не только культурным процессом (возрождение наук и искусств с опорой на античность). но и политическим (становление абсолютизма) и экономическим (развитие мануфактуры и рынка).

[14]Феодализм развивался в Англии медленнее, чем на континенте. Окончательное его оформление относят к периоду после норманского завоевания 1066 г., когда феодальный строй, сложившийся в герцогстве Нормандском, был перенесен на английскую почву.

[15]Героическими веками в британской историографии называется период, примерно 450‑600 гг., когда германские племена англов, саксов и ютов завоевывали бывшую римскую провинцию Британию (римские войска покинули ее в 407 г.), населенную в основном кельтскими племенами бриттов. В результате завоевания сложилось несколько варварских королевств. Традиция принимает число их равным семи (отсюда название периода от завоевания до объединения Англии «гептархия», т. е. «семивластье»), но на деле количество их постоянно менялось. Что же касается христианизации, то следует помнить, что, во‑первых, романизированное и частично, кельтское население острова было приобщено к христианству еще во времена Римской империи. Во‑вторых, в нач. V – сер.VII в. активную миссионерскую деятельность в Англии вели ирландские монахи, принадлежавшие к достаточно независимой от Римского престола ветви католической церкви, и влияние этой ветви было велико не только в Ирландии, но и на севере Англии и в Уэльсе. Но обычно под христианизацией Англии понимают обращение островитян в римскую веру. Началом этого процесса считают 597 г., когда папа Григорий I отправил в Англию миссию во главе со св. Августином. Завершение христианизации историки относят к сер.VII в.

[прим2]

См.: Vinogradoff. Paul. Enalish Sodctv XVII. Oxiord. 1908.

[16]Период с кон. VIII по нач.XI в. историки нередко именуют «веком викингов». В этот период происходили набеги викингов, т. е. дружин, составленных из норманнов («северных людей») – выходцев из Скандинавии – по всей Европе, от Северного до Средиземного моря. В кон. VIII в. викинги, в основном датчане, обрушились на Англию, в сер. IX в. – на Францию. Постепенно они переходили от пиратских набегов к захвату земель и оседанию на них. К кон.60‑х годов IX в. значительная часть Англии была в их руках. Только после побед короля самого значительного из англосаксонских королевств – Уэссекса Альфреда Великого (ок. 849‑900, король с 871) вторжения прекратились, но на северо‑востоке острова образовалась окончательно присоединенная только в сер. IX в. область датского права, где потомки завоевателей жили под верховной властью английских королей, но по своим законам. В 911 г. викинги создали в Северо‑Западной Франции герцогство Нормандию. С 90‑х годов Х в. датчане снова начали завоевание Англии, причем речь шла уже о присоединении ее к сложившемуся к тому времени Датскому королевству. В конечном итоге король Канут (Кнуд) Великий (ок.995‑1035) стал государем объединенных Дании (с 1018). Норвегии (с 1026) и Англии (с 1016). После его смерти начались усобицы между наследниками, и в 1042 г. владычество датчан в Англии закончилось.

[17]Имя огненосца Прометея означает «мыслящий прежде», «предвидящий», а имя его брата‑близнеца, бывшего причиной многих несчастий для людей, Эпиметея, значит «мыслящий после», «крепкий задним умом». Здесь в виде метафоры А. Тойнби описывает перенос экономического, политического и культурного центра в XVI–XVII вв. из Средиземноморья на северо‑запад Европы. «Умершие и ушедшие миры» это Греция и Рим, приковывавшие внимание деятелей итальянского Ренессанса.

[18]

Родиной Реформации была Германия, а началом ее считается 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер выступил в Виттенберге с 95‑ю тезисами против некоторых положений католического вероучения.

[прим3]

Lord Acton. Lectures on modem History. London, 1906.

[18]Период кон. XVI–XVII в. ознаменовался и в Англии, и во Франции социальными и политическими переменами, даже потрясениями. В Англии это правление Елизаветы I Тюдор (1533‑1603, королева с 1558), приход к власти династии Стюартов в 1603 г. Английская революция 1642‑1660 гг. Реставрация в 1660 г. Вторая революция 1688 г. Во Франции – религиозные войны (1562‑1598), воцарение династии Бурбонов в лице Генриха IV (1553‑1610. король Наварры с 1562, Франции – с 1586, фактически – с 1594). правление кардиналов Ришелье (1585‑1642, глава Королевского совета с 1624) и Мазарини (1602‑1661, первый министр с 1643), Фронда (1648‑1653) – антиабсолютистское движение буржуазии («Фронда городов» – 1648‑1649) и высшей аристократии («Фронда принцев» – 1650‑1653), наконец, вершина могущества Франции, ее «великий век» эпоха правления Людовика XIV (1638‑ 1715. король с 1643. самостоятельно правил с 1661). Общим в развитии обеих стран были переход от феодального к буржуазному (или протобуржуазному) государству, рост политического влияния буржуазии и уменьшение или, во всяком случае, модификация власти высшей аристократии. Но не менее существенны и различия. В Англии абсолютизм никогда не достигал такой мощи. как во Франции. Буржуазия реализовывала там свое влияние через местное самоуправление или палату общин, аристократия – через палату лордов или правительство, членами которого являлись ее представители. Во Франции же происходило ограничение и даже упразднение муниципального самоуправления и высших сословных законосовещательных учреждений Генеральных Штатов, рост государственного аппарата, в котором все большую роль играли представители буржуазии, именно так достигавшие своих политических целей: аристократия концентрировалась вокруг двора, который был силой весьма влиятельной, но куда менее конструктивной, нежели палата лордов в Англии.

[прим4]

Hammond. J.H. and Barbara. The Rise of Modern Industry. London, 1925, Preface, pp. VIII–IX.

[19]Массовое переселение греков в основываемые ими колонии, т.н. Великая колонизация. происходило в VIII–VII вв. до н.э. Разные полисы выбирали разное направление колонизации. Выходцы из расположенного на о. Эвбея г. Халкида устремились в Италию, основали ок. сер.VIII в. до н.э. г. Кумы (позднее переселенцы из Кум поставили «Новый город»‑ Неаполь) на Апеннинском полуострове и на ближайшей к нему точке о. Сицилии – г. Занклу, позднее переименованный в Мессану (совр. Мессина). Халкидийцы же колонизовали расположенный на северном побережье Эгейского моря полуостров Халкидику. потеснив местные фракийские племена. Активно участвовали в колонизации и полисы, расположенные на Истмийском перешейке. Коринф и Мегара. В 734 г. коринфийцы основали в Сицилии Сиракузы, которым было суждено стать самым мощным греческим полисом Западного Средиземноморья. Заселенные эллинами области Италии и Сицилии получили название Graecia Magna (Великая Греция) – откуда и современное слово «Греция», перенесенное на прародину.

[20]Мессения, область в юго‑западной части Пелопоннеса населенная дорийцами – ветвью греческого народа, к которой принадлежали и спартанцы. В результате Первой (734‑724 до н.э., даты ориентировочные) и Второй (2‑я пол. VII в. до н.э.) Мессенских войск Мессения была покорена Спартой.

[21]В переданной (или сочиненной) знаменитым греческим историком Фукидидом (ок. 460‑400 до н.э.) речи виднейшего афинскою государственного деятеля. стратега Перикла (ок. 490‑419 до н.э.) сказано: «…все наше государство есть школа Эллады».

[22]Мощь и богатство Афинского государства, позволявшие проводить политику, направленную на смягчение внутренних социальных противоречий за счет государственной благотворительности, а также на развитие культуры, основывались среди прочего на беззастенчивой эксплуатации союзных и подчиненных полисов. Это стало одной из причин Пелопоннесской войны 431‑404 гг. до н.э., закончившейся полным поражением Афин.

[23]В 30‑е годы XIX в. немецкий историк И. Г. Дройзен (1808 – 1884) ввел понятие «эллинизм» для обозначения античного общества с 323 г. до н.э. (смерть Александра Македонского) до 30 г. до н.э. (завоевание Римом Египта, где правили Птолемеи, потомки одного из полководцев Александра). Позднейшие историки иногда включили н эллинистическую эпоху и историю Рима. особенно до III в. н.э. Результатом завоеваний Александра стало распространение эллинский цивилизации на чрезвычайно обширной территории Ближнего и Среднею Востока. Возник определенный греко‑восточный синкретизм: политический (сочетание восточной монархии и полисного строя), экономический (сосуществование классического рабства и эксплуатации сельской общины) и культурный (смешение греческой и автохтонных культур). Но одновременно с самым широким культурным взаимодействием, с распространением от Массилии (совр. Марсель) до Мессопотамии койнэ (т.е. «общего» разговорного греческого языка, сильно отличающегося от языка классического периода) была и иная тенденция. Эта тенденция, проявлявшаяся в тех кругах, которые, с неизбежной долей модернизации, можно назвать интеллигенцией, выражалась в сильном архаизаторском и стилизаторском стремлении сохранить высшие достижения классической эллинской культуры, в первую очередь – словесности. В писаниях представителей этих кругов культивировался литературный язык классической эпохи, основанный на аттическом диалекте. Вообще в античном словоупотреблении «аттическая речь» – это не столько язык Софокла или Аристофана, сколько речь образованного человека.

[24]Левант – название стран Восточного Средиземноморья от Греции до Палестины, включая Кипр (это здесь и имеется в виду), в узком смысле – Сирия и Ливан.

[25]А. Тойнби полагает, что политическое, социально‑экономическое и культурное развитие (в данном случае в XVI–XVII вв.) стран, лежащих вне пределов Западной Европы и ее колоний, подчинялось иным законам, нежели в вышеуказанном регионе. Английский историк считает, что укрепление центральной власти, создание мощного централизованного государства, развитие бюрократического управления нельзя считать аналогами западноевропейского абсолютизма ни в допетровской России, ни в Турецкой империи с правящим родом Османов (Оттоманов) во главе, которая в период наивысшего могущества именно в указанное время простиралась от Алжира до Азербайджана и от Адена до Буды; ни в империи Великих Моголов, основанной в Северной Индии потомком Тимура Бабуром (1483‑ 1530) в 1526 г.; ни в Китае, захваченном кочевниками маньчжурами в 1618‑1644 г., основавшими правящую династию Цин; ни в Японии, где после гражданской войны сёгуны (с 1192 – наследственные военные правители страны, лишившие императоров всякой реальной власти) из дома Токугава в 1603‑1615 гг. довершили объединение страны. Во всех этих странах не было ни сильной аристократии (кроме Японии и до некоторой степени, России), ни крепкой буржуазии. А. Тойнби отрицал какое‑либо самостоятельное развитие капиталистических отношений в указанных странах и полагал их достаточно позднюю политическую, социально‑экономическую и культурную вестернизацию результатом исключительно внешнего воздействия со стороны западного мира.

[26]Политическое развитие Европы в XVI–XVII вв. протекало в одном направлении, но в двух вариантах, условно называемых «французским» и «английским». Под первым понимается укрепление абсолютизма (например, в Испании), под вторым‑укрепление представительного правления (в Республике Соединенных провинций, называемой часто по крупнейшей из них Голландией, в Швейцарии). Что же касается испанских, португальских, французских, даже английских (кроме Северной Америки) колоний, то протекавшие в них процессы до XIX в., а кое‑где и до XX в. почти полностью определялись метрополией. Особый путь – отсутствие феодальных отношений, широкое самоуправление, религиозные и политические свободы (но все это как бы в рамках «английского» варианта) – был присущ колониям, объединившимся позднее в Соединенные Штаты Америки.

[27]Германские и итальянские государства (единых Германии и Италии не существовало до XIX в.) не выдержали конкуренции в заморской торговле с Испанией, Португалией, Англией, Францией, Голландией, ибо они слишком держались за привычные регионы коммерции Балтику (Германия) и Средиземноморье (Италия). Все перечисленное относится именно к государствам, так как среди английских и испанских мореплавателей в XV–XVI вв. было немало итальянцев; в завоевании и освоении Америки принимали участие немецкие подданные императора Карла V (он же испанский король Карл I). Что же касается датчан, шведов и курляндцев, то их участие в заокеанской торговле и колонизации было куда менее значительным и более поздним, чем перечисленных государств. Курляндцы пытались основать в XVII в. колонию в устье р. Гамбия на западном побережье Африки, а в нач. XVIII в. некоторое время владели о. Тобаго в Вест‑Индии. Швеция в 1784 г. приобрела у Франции о. Сен‑Бартелеми в Карибском море, но в 1878 г. продала его обратно Франции. Датская Вест‑Индская компания в период 1672‑1733 гг. завладела частью Виргинских островов, расположенных близ о. Пуэрто‑Рико. В 1795 г. Датская Корона откупила эти острова у почти разорившейся компании, и они находились во владении Дании до 1917 г., когда были проданы США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: