Лекция №12. Экономика, хозяйство, социальное положение и культура Казахстана в

ХҮІІ-нач.ХҮІІІвв.

План:

1.Экономическое, хозяйственное положение Казахского ханства в ХҮІІ-ХҮІІІвв..

2.Социальное положение Казахского ханства в ХҮІІ- нач. ХҮІІІвв..

3.Культура казахов XV- XVII вв.

Цель лекции:

Ключевые слова: Кыстау, жут, жайляу, земледелие, скотоводство.

Фактически к началу XVI века Казахское ханство занимало территорию своей предшественницы Ак-Орды (Кок-Орды) и часть Могулистана. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века, особенно при хане Касыме (1512-1521). Фактически он стал править еще при Бурундуке. С началом его правления власть перешла к потомкам Джаныбека. Еще в период противоборства Бурундука и Касыма Мухаммад Шайбани предпринял несколько походов на города южной части Туркестана и Мавераннахра.

В 1510 г. Мухаммад Шайбани пришел к Сыгнаку, но потерпел сокрушительный разгром от войск Касыма; остатки узбеков, разбитые и рассеянные, бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом, в битве с шахом Ирана. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан Саидом. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. Уход Султан Саида в 1514 г. в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. Границы ханства расширились до бассейна реки Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайят. На севере и северо-востоке владения касыма простиралась далеко за Улутау и озеро Балхаш.

Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречья. Число поданных хана Касыма современники (Мухаммад-Хайдар-мирза) определяли миллионам человек. При нем узнали о казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении.

В 20-х г.г. после смерти Касыма, междоусобицы султанов джучидов на время ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб преемник Касыма Мамаш-хан. К неблагоприятным факторам жизни ханства относится сложийвшиеся против казахов союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырьдаринское города.

Практический до конца ХVIв. Присырьдаринские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с ХVI века город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети ХVI века были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами. Успешными были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538-1580). Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума, Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом.

Хан Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского Ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоевание Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали тесня казахов Старшего жуза, Ойраты (Джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территорий к югу от Улутау на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау в западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в книге большого чертежа. Границы ханства менялись таким образом не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов но в основном от внешнеполитических обстоятельств. На западных как и на северных границах Казахского ханства препятствием для их расширения стало Русское государства.

В Южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово- ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от Шайбандского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайяте.

Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и обещал отдать в суюргал «вилайеты» Ясы и Сауран» но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов в том, числе двух сыновей Хакк-назара. Вскоре погиб и сам Хакк-назар.

Ханом казахов стал Шигай (1580-1582) потомок хана Джаныбека. В 1586 году Таваккул, сын Шигая захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период 1586-1594 г.г. ему пришлось утверждать свое право на ханство в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновями Хакк-Назара. Наладив отношения с Московским государством, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекскими ханами. Таваккул- хан в 1598 г. предпринял новый поход в среднюю Азию и успешно завершил борьбу за сырдаринское города. Предприняв новый поход в среднюю Азию, Таваккул-Хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте.

Ханом стал сын Шигая Есим (1598-1628г.г.). Столицей его ханства был Туркестан.

После него ханом стал его сын Джангир, который погиб в 1652 году в одном из сражений с ойратами. В период ханства Джангира значительно возросла опасность захвата земель Казахстана ойратами, теснимые цинскойимперией.

После Джангира правил Батырхан, о его правлении сведений нет. После Батырхана править стал сын Джангира Тауке (1680-1718г.г.).

При нем произошло укрепление казахского ханства, ослабление натиска джунгар, при нем был составлен свод норм обычного права «Жеты жаргы».

В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное - сойургал. Скотоводы платили налог - зякет, делали подношения мясом – согум, сыбага. Земледельцы – платили бадж, харадж.

Простые люди привлекались к общественным работам - мардикар.

Принимали на постой войска-каналга, а также знатных людей-джамалга. Собирался натуральный сбор для снабжения войск-тагар.

Мусульманское духовенство владело вакуфными землями.

Основным занятиям казахов было скотоводство.

У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов:

- с ловчими птицами: ястребами, беркутами, соколами;

- охота с борзыми собаками;

- охота загоном.

Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо.

Значительное место в хозяйстве казахов занимало ремесло и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.

Культура казахского ханства в XVI-XVII века была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков.

Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздники устраивали игры: скачки-байге, борьба-курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла-кокпар.

Праздники сопровождались музыкой, айтысами – состязанием акынов.

В XVI-XVII веках казахи официально использовали ислам. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба – Тенгри. Казахи почитали дух земли – Жер ана, воды – Су-ана. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

В XVI-XVII в.в. в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное народное творчество представлено поэтами-импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Известны имена таких жырау как Шилкииз-жырау (XV век), Доспанбет – жырау (XVI век), Жиенбет-жырау (XVII век). В ХХ веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан – горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».

Казахи пользовались арабской графикой. Существовали исторические сочинения. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих», которая посвящена истории казахов XV-XVI веков.

Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали.

В XVI веке жил и творил историк Мухамед Хайдар Дулати, его труд «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни казахского ханства.

В жизни казахов большую роль играло музыкальное искусство.

Распространенными музыкальными инструментами была домбра, кобыз, сыбызгы. Музыканты создавали инструментальные произведения – кюй на разные темы.

Контрольные вопросы:

1.Кочевая экономика казахов

2. Особенностью казахского народа было деление на жузы. Объясните значение термина «жуз».

3.Духовная культура казахов

4.Ремесла и домашние промыслы

5.Взаимосвязь города и степи

Литература:

1. Тынышпаев М. История казахсого народа.-А.,1993,79-б.

2.. Тынышбаев М. Великие бедствия (Ақтабан шұбырынды).-А.,1992, 146-б.

3. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5-ти томах. - Алма-Ата, 1961-1968.

4. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. - Алматы-М., 1998.

5. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв.: история, политика, дипломатия. - Алматы, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: