( Данте А. Божественная комедия, Ад. I, 43–46 ).
Осуждая гордыню Сатаны, Данте, тем не менее, принимает гордое самосознание человека. Так, богоборец Капаней вызывает сочувствие Данте:
Кто это, рослый, хмуро так лежит,
Презрев пожар, палящий отовсюду.
Его и дождь, я вижу, не мягчит.
А тот, поняв, что я дивлюсь как чуду,
Его гордыне, отвечал крича:
«Каким я жил, таким и в смерти буду!
( Там же. XIV, 46–49 ).
Такое внимание и сочувствие гордости знаменует новый подход к личности, раскрепощение ее от духовной тирании церкви. Гордый дух был присущ всем великим художникам Возрождения и самому Данте в первую очередь. Изменение отношения к гордости влечет за собой изменение к земной славе. Данте неоднократно подчеркивает, что души умерших не равнодушны к памяти о себе на земле.
Вызывают у Данте сочувствие и грешники, осужденные за чувственную любовь. Скорбя над душами Паоло и Франчески, поэт говорит:
«О знал ли кто–нибудь,
Какая нега и мечта какая
Их привела на этот горький путь!
Потом, к умолкшим слово обращая,
Сказал: «Франческа, жалобе твоей