Глава 6 6.2. Взаимосвязь учебного процесса и научных исследований

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1991–2010 годах

В декабре 1991 г. распался СССР. Еще летом Российская Федерация объявила о своем суверенитете, обрела собственные атрибуты государственности. Первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Он объявил о начале радикальных экономических реформ, идея которых поддерживалась большинством граждан России. Выход из глубокого социально-экономического кризиса виделся в разгосударствлении собственности и создании свободного рынка. Пути реализации этих целей предлагались разные. Широко обсуждались антикризисная программа Н.И. Рыж­ко­ва – Л.И. Абалкина; «Программа 500 дней» С.С. Шатали­на и Г.А. Явлинского. Главой правительства был назначен Е.Т. Гай­дар, сторонник максимальной либерализации экономических отношений с опорой на мировой, в первую очередь западный опыт. Его монетаристская программа стабилизации и оздоровления рынка денег и в целом финансово-кредитной сферы стала осуществляться в 1990-е годы.

Эта политика, получившая название «шоковая терапия», была продиктована желанием укрепить новый политический режим, окончательно отстранить от власти коммунистов, а также предотвратить перерастание кризиса в экономическую катастрофу. На выбор методов реформирования оказали влияние и рекомендации иностранных экспертов, привлеченных к разработке реформы, и требования международных финансово-кре­дитных институтов. Первыми результатами стали резкий скачок инфляции и падение на 50% уровня жизни населения.

Началась приватизация, которая, однако, не повысила эффективности экономики. Произошли серьезные изменения в сельском хозяйстве. Преобладающую роль стали играть акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельские кооперативы. Но и здесь наблюдался спад производства в два раза. Формирование новых экономических отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения, сокращением или даже прекращением важнейших социальных программ. Это болезненно отозвалось, в том числе на положении вузов и вузовской науки.

В конце 1990-х и в 2000-х гг. социально-экономические отношения в Российской Федерации демонстрировали медленно нараставшие позитивные тенденции. Окончательно утвердились рыночные отношения, за курсами рубля, доллара и евро пристально следили все субъекты экономической деятельности.

6.1. Модернизация системы подготовки финансистов
для рыночной экономки

В 1991 г. МФИ был преобразован в Государственную финансовую академию (ГФА). Политика «шоковой терапии», серьезные и неожиданные для ельцинских реформаторов трудности в развитии рыночных отношений требовали значительного числа высококвалифицированных специалистов для финансово-бан­ков­ской сферы. В этих условиях деятельность Финансовой академии приобрела первенствующее значение в системе профессиональной подготовки. Отражением этих процессов стал Указ президента РФ от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы». Наш вуз был преобразован в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.

Задачи, возложенные на Академию, диктовали принципиально новые требования к подготовке специалистов для финансово-банковской сферы. В связи с этим были открыты новые направления – «Экономика» (бакалавриат) и «Менеджмент», а также новые специальности: «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция». Им должны были соответствовать новые образовательные подразделения. Реорганизация структуры Финакадемии шла в течение всех лет ректорства А.Г. Грязновой и являлась формальным отражением сущностных изменений самого вуза, его радикальной модернизации.

Фетисов Глеб Геннадьевич (род. в 1966 г.) – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Общественной палаты РФ, руководитель Рабочей группы Президиума Генсовета ВПП «Единая Россия» по социально-эконо­ми­ческому развитию. В 1988 г. окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ло­моносова, окончил аспирантуру экономического факультета МГУ, учился в магистратуре и докторантуре Финансовой академии. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию. С 1990 г. работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, в 1993–1995 гг. занимал должности заместителя председателя и председателя правления ряда коммерческих банков. В 1997–2001 гг. Г.Г. Фетисов являлся депутатом Законодательного собрания Красноярского края, в 2001 г. избран членом Совета Федерации от Воронежской областной думы. Г.Г.Фетисов – директор Центра изучения проблем региональных финансов Совета по изучению производительных сил (СОПС) при РАН и Министерстве экономического развития. Избран в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей, а также правления Общероссийского объединения работодателей РСПП. Г.Г. Фетисов – вице-прези­дент Международного фонда Н.Д. Кон­дратьева, член Попечительского совета Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федо­ренко. Г.Г. Фетисов – научный редактор издания «Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков». Им написан ряд монографий, учебников и учебных пособий, в том числе «Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты».

Повышение статуса давало право Академии организовывать вместо факультетов институты. Преобразовывались старые факультеты, учреждались новые. Из числа созданных в 1990 – начале 2000-х гг. можно назвать несколько, наиболее значимых институтов – страхования, налогов и налогообложения, налоговой полиции, финансового менеджмента, второго высшего образования, открытого образования, международный финансовый институт XXI века, математических методов в экономике и антикризисного управления, делового администрирования и бизнеса, высшую школу государственного управления. Надо указать на создание в 1992 г. Международной финансово-бан­ков­ской школы. Ее учредителями выступили Финансовая академия, Европейский банк реконструкции и развития, ЦБ РФ, министерство финансов, Европейская ассоциация банковского образования, Центр подготовки банковских специалистов французской ассоциации банков и другие.

Глубокие структурные изменения развернулись с избранием в октябре 2006 г. новым ректором Финансовой академии М.А. Эс­киндарова, работавшего до этого первым проректором. Президентом Академии была избрана А.Г. Грязнова. Они подчиняют свою деятельность повышению качества подготовки выпускников и конкурентоспособности вуза, превращению его в научно-образовательный комплекс, отвечающий самым высоким международным требованиям.

В 2007 г. институты были реорганизованы в факультеты: финансов и кредита, менеджмента, управления, международный факультет экономики и юриспруденции; создан международный финансовый факультет с подготовкой бакалавров и магистров на английском языке. На базе института государственной службы была создана Высшая школа государственного управления (ВШГУ). В 2008 г. был создан факультет довузовской подготовки. Система дополнительного профессионального образования, в последнее время ее называют «бизнес-образо­ва­нием», упрочила свои позиции в связи с учреждением в 2007 г. Международной школы бизнеса.

Организовывались новые кафедры: «Страховое дело», «Ценные бумаги и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Экономическая география и региональная экономика», «Оценка собственности», «Социология», «Государственное, муниципальное и корпоративное управление», «Государственная служба», «Гражданское право и процесс», «Государственно-правовые дисциплины», «Финансовое право», «Экономика и антикризисное управление» и другие.

Федотова Марина Алексеевна (род. в 1955 г.) – доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, Заслуженный экономист РФ. Была студенткой, затем аспиранткой МФИ. В 1984 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию, защитила первую в России докторскую диссертацию по оценке бизнеса. Автор и соавтор учебников и учебных пособий по экономической теории, оценочной деятельности и антикризисному управлению – «Оценка недвижимости и бизнеса», «Оценка бизнеса», «Оценка недвижимости», «Реструктуризация кредитных организаций в зарубежных странах», «Теория и практика антикризисного управления», «Финансовый менеджмент». Принимала активное участие в разработке Государственного стандарта по специальности «Финансы и кредит», Государственных требований профессиональной переподготовки оценщиков. Руководила Институтом профессиональной оценки. М.А. Федотова является членом Экспертно-кон­сультационного совета при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Объединенного научно-методического Совета по оценочной деятельности при Отделении экономики Российской Академии наук, членом Правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА). Лауреат премии Президента РФ в области образования.

В 2008 г. созданы новые кафедры под руководством известных ученых и практиков. Кафедру «Макроэкономическое регулирование» возглавил член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики РАН Д.Е. Со­рокин. Заведующим кафедрой «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» стал директор департамента Минсоцразвития РФ В.А. Козбаненко. Заведовать кафедрой «Финансовый контроль» приглашен директор Департамента Счетной палаты С.И. Гайдаржи; кафедру «Системный анализ» возглавил член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер.

Сорокин Дмитрий Евгеньевич (род. в 1946 г.) – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, первый заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, член-корреспондент РАН. Внес вклад в выработку позиции РАН по стратегии социально-экономического развития страны. Автор и соавтор 70 научных работ, в том числе монографий «Россия–2015: оптимистический сценарий», «Стратегический ответ России на вызовы нового века», «Россия перед вызовом: политическая экономия ответа», «Россия в глобализирующемся мире» и др. Область научных интересов: теоретико-методологические проблемы функционирования и эволюции общественно-экономических систем, механизмов взаимодействия общесистемных и экономических законов, влияния цивилизационных особенностей общества на экономическое поведение, взаимодействия институтов рынка, государства и гражданского общества, история российской политико-экономической мысли. Д.Е. Сорокин – член редколлегии журналов «Вопросы экономики», «Экономическая наука современной России», один из организаторов постоянно действующего «круглого стола» Вольного экономического общества России «Экономический рост России». Д.Е. Сорокин активно участвует в развитии международных научных связей, в международных исследовательских проектах с научными и университетскими центрами Канады, КНР, Польши, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и др. Привлекается в качестве эксперта по вопросам экономической политики Государственной думой РФ, Советом Безопасности при Президенте РФ, Счетной палатой РФ и другими органами государственной власти и управления.

В 2005–2006 гг. в ряде регионов были открыты представительства Академии для повышения качества подготовки абитуриентов. Тогда же в структуру Финансовой академии в качестве филиалов вошли восемь финансово-экономических колледжей: Благовещенский, Бузулукский, Звенигородский, Красноярский, Осташковский, Пермский, Уфимский, колледж в Ростове-на-Дону.

Таким образом, Финансовая академия развилась в мощный образовательный комплекс с разветвленной структурой подготовки специалистов. Она включала в себя систему довузовской подготовки, собственно вузовскую и послевузовскую подготовку и различные виды дополнительного профессионального образования. С начала 1990-х гг. до наших дней подготовка специалистов осуществляется по очной, вечерней и заочной формам обучения. Всё шире применяются дистанционные технологии и экстернат. В настоящее время в Финуниверситете одновременно обучается более 22 тыс. студентов, аспирантов. Десятки тысяч специалистов ежегодно проходят переподготовку и повышают квалификацию.

Масштабные изменения произошли в содержании учебного процесса. Реформа системы образования сформировала условия для мобильного развития вузов. Наиболее общие требования были унифицированы в государственных образовательных стандартах 1996 и 2000 гг. Вместе с тем в соответствии с Уставом 1990 г. Академия имела право самостоятельно решать вопросы о введении новых дисциплин, определять объем часов для их изучения; формы работы и т.д. С 1992 г. в Финансовой академии началась реализация учебных планов многоуровневой подготовки «бакалавр – магистр», с сохранением квалификации «спе­циа­лист». Большое значение стало придаваться разработке элективных дисциплин.

Одним из важных направлений подготовки современных специалистов является развитие аналитического мышления, способности быстро адаптироваться к новациям, умению работать с большими объемами информации. Для этого стали широко внедряться проблемный подход при чтении лекций и активные формы обучения на семинарах – деловые и ролевые игры, компьютерные игры, интернет-трейдинги, лабораторные работы, дискуссии и др. Преподаватели стремились максимально приблизить студентов к реальным ситуациям. Подчас учебными площадками для занятий становились аудиторские фирмы, страховые компании, налоговые инспекции, биржи, офисы банков. В Академии в начале 2000‑х гг. в процессе обучения стали применяться мультимедийные технологии, интернет-ресурсы, электронная почта.

Большое внимание уделялось обучению основам поведения на рынке труда, развитию у студентов предпринимательского потенциала, овладению приемами и методами работы в конкурентной среде. Этому способствовали студенческий центр открытого предпринимательства, практика в банках, участие в научно-практических конференциях и т.д. Совершенствовалась система контроля качества знаний. В соответствии с западными образцами введены письменные экзамены, 100-бальная система оценки, рейтинг знаний студентов.

Поспелов Валентин Кузьмич (род. в 1943 г.) – доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета социологии и политологии, проректор Финуниверситета, заместитель председателя УМС УМО по специальности «Мировая экономика» и член Экспертного совета. В.К. Поспелов является председателем Ученого совета факультета социологии и политологии.

В результате этих преобразований качество подготовки студентов соответствовало требованиям времени, рейтинг Финансовой академии в 1991–2006 гг. был одним из самых высоких в стране, она неизменно входила в первую пятерку. Все наши выпускники оказались востребованными на рынке труда.

Степашин Сергей Вадимович (род. в 1952 г.) – российский государственный и политический деятель, председатель Счетной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор, генерал-полковник запаса, сопредседатель Ас­со­циа­ции юристов России. В 1973 г. окончил Высшее политическое училище внутренних войск МВД СССР, в 1981 г. – Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, в 1986 г. – аспирантуру этого вуза. Выпускник Финансовой академии (2002 г.). В 1981–1990 гг. С.В. Сте­пашин – преподаватель в Высшем политическом училище МВД. В 1987 – 1990 гг. выполнял задания в «горячих точках». В 1992–1993 гг. С.В. Степашин первый заместитель Министра безопасности России. В 1993–1995 гг. – первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы контрразведки России, Директор ФСБ России. В 1997–1998 гг. – Министр юстиции РФ, Министр внутренних дел РФ. С мая по август 1999 г. – Председатель Правительства РФ, с 2000 г. С.В. Степашин – председатель Счетной палаты РФ. Член Совета Безопасности Российской Федерации. Имеет государственные награды: Ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Орден Мужества, многие медали и почетные знаки России и иностранных государств.

С марта 2007 г. начался переход на многоуровневую систему подготовки специалистов. Он включает комплекс мероприятий по развитию бакалавриата и магистратуры, разработке образовательных программ и учебных планов, подготовке новых учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры, введению системы зачетных единиц (ECTS), переходу от линейной к модульной форме организации учебного процесса.

Трудно переоценить вклад нескольких поколений преподавателей, отдавших свой труд и знания на подготовку высококвалифицированных специалистов. В Финансовом университете в настоящее время работает более 1000 преподавателей, из них 77% с учеными степенями и званиями, более 120 из них – члены международных и российских академий. Традиционно в Университете ведут занятия практики – сотрудники банков и дру­гих финансовых учреждений. Многие из них – выпускники МФИ – ФА разных лет.

Творческая работа коллектива Финакадемии в 2007–2009 гг. позволила принять новую программу дальнейшего комплексного развития вуза. Ее цель – «создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики». Предстоит изменить не только подход к организации образовательного процесса, но и сменить идеологию подготовки специалистов для финансово-банковской сферы.

6.2. Взаимосвязь учебного процесса
и научных исследований

Приобретение Финансовой академией статуса крупного научного центра стало итогом работы преподавателей МФИ еще в период перестройки. Перевод в 1990-х гг. вузовской науки на самофинансирование почти полностью ее уничтожил. Многие талантливые исследователи ушли из вузов. В Финакадемии это были единицы, так как наиболее востребованными оказались разработки экономистов, в том числе и из нашего вуза.

В начале 2000-х гг. финансирование стало расти – руковод­ст­во России осознало необходимость финансовых знаний. С 2004 по 2006 г. финансирование науки последовательно возрастало: 20, 50, 95 млн руб. В 2007 г. оно достигло 150 млн руб. В последние годы наряду с бюджетным и хоздоговорным финансированием научная работа получает материальную поддержку Научного фонда Финансового университета. Он был сформирован для поддержки фундаментальных и прикладных исследований, укрепления их связи с образовательным процессом, обеспечения воспроизводства преподавательских кадров, соответствующих своей квалификацией международным стандартам.

Булыга Роман Петрович (род. в 1964 г.) – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Аудит и контроль», автор монографий, учебных пособий и методик по проблемам аудита и государственного контроля, экономического анализа. член Ученого совета Финуниверситета, член Ученого совета факультета учета и аудита, председатель комитета по образованию Аудиторской палаты России (АПР), член совета директоров аудиторской фирмы ЗАО «ЮНИФИН Лтд». В 1985 г. окончил Ярославское высшее военное финансовое училище им. А.В. Хрулева, а в 1993 г. – Военный финансово – экономический факультет при Финансовой академии. В 1997 г. защитил кандидатскую, а в 2005 г. – докторскую диссертацию. Ведет занятия со студентами, магистрантами, государственными служащими по практическому аудиту, финансовому контролю и анализу. Сфера научных интересов – применение концепции интеллектуального капитала в теории и практике бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и оценки, проблемные вопросы правового регулирования, бухгалтерского учета и аудита нематериальных активов коммерческих организаций, финансовый анализ в аудите, разработка системы показателей финансового анализа.

С ростом финансирования росли и объемы исследований.
В начале 2000-х гг. в Академии выполнено 170 научно-иссле­до­вательских проектов, издано более 630 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе электронных. Значительный вклад в разработку научных проблем внесли Центр фундаментальных и прикладных исследований (руководитель Л.Н. Кра­савина), Центр исследования финансовых проблем (руководитель В.М. Родионова) и Международный центр научных исследований и консультаций по налоговым проблемам (руководитель Л.П. Павлова). В 2008 г. эти центры объединились в Институт финансовых рынков и прикладной экономики под руководством Я.М. Миркина.

Миркин Яков Моисеевич (род в 1957 г.) – доктор экономических наук, профессор, создатель кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», Заслуженный экономист России, начальник отдела ИМЭМО РАН, председатель Совета директоров ИК «Еврофинансы», научный руководитель МШБ Финуниверситета. Является членом Советов Национальной фондовой ассоциации, Ассоциации участников вексельного рынка, комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовому рынку, экспертных комитетов Государственной думы. Я.М. Миркин является признанным ученым в области ценных бумаг и финансового рынка. Автор и соавтор монографий «Ценные бумаги и фондовый рынок», «Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития», «Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций», «Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба». Я.М. Миркину принадлежит разработка ряда концепций и проектов развития российского рынка ценных бумаг, в том числе «Национальный доклад. Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия (2008)». Им опубликованы циклы статей в журналах «Эксперт», «Рынок ценных бумаг», «Деньги и кредит», «Профиль», газетах «Известия» и «Российская газета». «Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам» с участием Я.М. Миркина пользуется большим спросом. Я.М. Мир­кин – лауреат Премии Президента РФ.

В Академии сложился ряд научных школ: в области финансов (Родионова В.М., Маркина Е.В.), денежных и кредитных отношений (Лаврушин О.И., Абрамова М.А.), мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений (Красавина Л.Н., Смитиенко Б.М., Ярыгина И.З.), бухгалтерского уче­та, анализа, контроля и аудита (Мельник М.В., Булыга Р.П., Гетьман В.Г., Бариленко В.И.), налогов и налогообложения (Павлова Л.П., Гончаренко Л.И.), корпоративного управления и управления бизнесом (Эскиндаров М.А., Беляева И.Ю., Цыгалов Ю.М., Королев О.Г.), оценочной деятельности и антикризисного управления (Федотова М.А., Ряховская А.Н.), системного анализа в экономике (Клейнер Г.Б., Дрогобыцкий И.Н., Качалов Р.М.), экономической теории (Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Юданов А.Ю.), финансового менеджмента (Шохин Е.И., Хотинская Г.И., Тютюкина Е.Б.), экономической безопасности и прогнозирования рисков в деятельности хозяйствующих субъектов (Авдийский В.И., Дадалко В.А.). В 2006 г. для координации их деятельности был создан Совет по науке во главе с профессором М.А. Эскин­даровым.

В центре исследований в 1990 – начале 2000-х гг. стояли проблемы модернизации российской экономики и финансово-экономического образования. Финакадемия работала по заказу администрации Президента и правительства. Специальные кафедры участвовали в разработке комплексных тем: «Товарно-денежные отношения и рынок в современных условиях», «Финансы в условиях рыночной экономики», «Банки в условиях рыночной экономики», «Проблемы международных валютно-кредитных и финансовых отношений». Как и раньше шли работы по госбюджетным и хоздоговорным темам, преподаватели делали экспертизу ряда финансовых документов для министерств и ведомств (25–30 экспертно-аналитических материалов ежегодно), участвовали в разработке законопроектов для Государственной думы и Совета Федерации.

Смитиенко Борис Михайлович (род. в 1947 г.) – доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, действительный член РАЕН. В 1970 г. окончил экономический факультет МГУ, после окончания аспирантуры в МГУ работал до 1988 г. на кафедре политической экономии естественных факультетов МГУ. С 1988 по 1991 г. – советник Международного института экономических проблем Совета Экономической Взаимопомощи, в 1991–1992 гг. – заведующий лабораторией международного совместного предпринимательства Международного научно-исследо­вательского института проблем управления. В 1992–1994 гг. – главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей Министерства экономики РФ. С 1994 г. – профессор и заведующий кафедрой МЭ и МВКО Финакадемии. В настоящее время Б.М. Смитиенко – проректор по учебной работе Финуниверситета и по совместительству – заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса. Б.М. Смитиенко читал лекции в университетах США, Польши, Чехии, Болгарии, Монголии и Китая, а также в странах ближнего зарубежья. Им опубликовано 19 монографий и брошюр, семь учебников и учебных пособий. Научные статьи переведены в Мексике, Польше, Китае, Болгарии, Монголии, Украине, Армении. Является заместителем председателя редакционного совета журналов «Вестник Финансовой академии» и «Международная экономика», членом редколлегии журнала «Мир новой экономики». Б.М. Смитиенко является членом Экспертного совета Национального инвестиционного совета, заместителем председателя Исполкома Новой экономической ассоциации, осуществлял подготовку научно-аналитических работ для Федерального Собрания, Правительства РФ, министерств и ведомств, проводил экспертизу работ, представленных на соискание премий Правительства РФ и Минобрнауки РФ, принимал участие в разработке Федерального государственного образовательного стандарта бакалавров и магистров по направлению «Экономика».

Характерным направлением вузовских исследований является подготовка учебников на основе современных достижений науки. В 1990 – начале 2000‑х гг. вышли в свет учебники: «Банковское дело», «Управление деятельностью коммерческого банка» (оба под ред. О.И. Лаврушина), «Ми­ровые рынки ценных бумаг» (Б.Б. Рубцов), «Статистика финансов» (ред. В.Н. Са­лин), «Экономическая информатика» (ред. В.П. Косарев и Л.В. Еремина), «Финансовый учет» (ред. В.Г. Гетьман). Большую роль в развитии научных исследований в Финансовой академии в те годы сыграла ее ректор А.Г. Грязнова. Под ее научной редакцией были изданы фундаментальные научные труды и учебники: «Финансово-кредитный энциклопедический словарь», «Банковская система России. Настольная книга банкира», «Оценка бизнеса», «Микроэкономика» и др. Многие работы ученых Финакадемии были отмечены премиями и дипломами.

В последние годы внимание ученых сосредоточено на масштабных комплексных темах: «Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке», «Пути развития финансово-экономического сектора России». Традиционно Финуниверситет, как раньше Финакадемия, выполняет исследования для администрации Президента РФ, министерств образования и науки и экономического развития, федеральной службы по финансовым рынкам, московского комитета по науке и технологиям, НИИ счетной палаты, департамента имущества г. Москвы. Расширились исследования для крупнейших компаний России – ОАО «Аэрофлот», ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», НПФ «Газфонд», ООО «Росгосстрах». Исследования специалистами Финуниверситета проблем управления интеллектуальной собственностью и высокотехнологичным бизнесом вызывают большой интерес у многих организаций и фирм.

Шохин Евгений Иванович (род. в 1946 г.) – профессор, директор Московской международной банковской школы. В 1969 г. окончил МФИ, служил в рядах Вооруженных Сил в должности начальника финансового довольствия управления дивизии, затем работал на Московском заводе шлифовальных станков. В 1974 г. закончил аспирантуру МФИ с защитой кандидатской диссертации. На кафедре работает с 1974 г.; с 1976 г. – проректор по вечернему отделению, а с 1991 г. – заведующий кафедрой «Финансы предприятий и финансовый менеджмент», «Финансовый менеджмент». Е.И. Шохин является автором монографий, учебников, учебных пособий и методик. Сфера научных интересов – проблемы организации финансов фирмы и управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Е.И. Шохин имеет более 100 публикаций по проблемам капитальных вложений, инвестиций, финансовому и инвестиционному менеджменту. Ведет занятия у студентов, магистрантов, государственных служащих по организации и управлению финансами предприятий и организаций. Является членом Ученого совета Финансового университета, членом Ученого совета факультета финансового менеджмента, экспертом учебно-методического объединения вузов России по рассмотрению аттестационных дел вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Финансы и кредит».

Активно шла интеграция Финансовой академии в российское и мировое научное сообщество. Этому способствовали конгрессы, конференции, семинары всероссийского и международного уровня. Каждый год в Академии проходили международные научно-методические конференции, международные конгрессы оценщиков, «круглые столы» по актуальным проблемам финансово-банковского сектора экономики. В настоящее время Финуниверситет сотрудничает в сфере научных исследований с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским союзом (программа TACIS), Международной налоговой ассоциацией, Европейской ассоциацией бухгалтеров.

Всегда особое значение в Финансовой академии и в нынешнем Финуниверситете придавалось вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу. В 1990-е гг. продолжало работать НСО, растившее кадры для аспирантуры; действовали более 60 кружков, проблемные группы, дискуссионные клубы. Ежегодно проводились «Недели науки». Многие студенты участвовали в межвузовских и международных студенческих конференциях, где удостаивались дипломов и медалей, в том числе золотых.

Ректор М.А. Эскиндаров выдвинул новую задачу: усилить приток молодежи в науку, в сферу образования и высоких технологий. Для этого выработано положение о материальном стимулировании преподавателей, учитывающее личные достижения в образовательном процессе и научных исследованиях. Важная роль в финансовом обеспечении новой системы оплаты труда отводится Эндаумент-фонду, созданному по инициативе ректора в 2007 году.

Расширяется подготовка аспирантов и докторантов. Сейчас в аспирантуре Финуниверситета обучается около 500 аспирантов. Этим направлением руководят Ученый совет Университета, ученые советы факультетов и Совет по гуманитаризации образования. В 2006 г. приоритетной задачей возрожденного Совета молодых ученых было провозглашено содействие их научно-исследовательской деятельности и профессиональному росту. Начиная с 1990‑х гг. наш вуз прочно удерживает одно из ведущих мест в разработке и преподавании актуальных проблем финансово-экономического развития России.

6.3. Интенсификация международных связей:
включение в Болонский процесс

Окончательное уничтожение идеологических барьеров после распада СССР создало условия для расширения международного сотрудничества Финансовой академии, но реализовать их в полной мере не позволяли экономический кризис 1990-х гг. и сокращение финансирования образования. В это время распространение в мире компьютеров сделало обмен информацией практически неограниченным во времени и пространстве, информационный сектор начал вытеснять из экономической системы индустриальный. Знания и информация превращались в важнейший производственный фактор, и в связи с этим стала меняться роль образования, системы подготовки специалистов. Эти процессы формировались при значительном участии европейских стран. Там же сложилась так называемая Болонская система, ориентированная на сближение и унификацию национальных систем образования.

Ее возникновение явилось завершающим шагом в формировании единого европейского сообщества, а начало этому было положено в ходе создания трех основ союза − социально-эко­но­ми­ческой политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел. Таким образом, членство в ЕЭС, принадлежность к Шенгенской зоне и зоне евро подвело Европу к созданию единого европейского пространства высшего образования. В Западной Европе общество осознало простую, но важную истину: нельзя создать социально и экономически процветающее общество без объединения усилий для дальнейшего подъема сферы образования.

Европейские университеты, начиная с 1950-х гг., прошли долгий путь для реализации этой идеи. Итоговая декларация была подписана в 1999 г. в Болонье (Италия). Основные ее положения включили требования конвертации дипломов на общеевропейском пространстве, повышения конкурентоспособности европейцев на мировом рынке труда; открытости образования, мобильности как преподавателей, так и студентов. Для обеспечения последней введена система кредитов (системы перезачета зачетных единиц). Болонская конвенция предложила кооперацию для разработки сопоставимых критериев и методологий подготовки специалистов. Провозглашалась неразделимость обучения и исследований, их соответствие запросам общества и успехам наук. Вместе с тем Болонская конвенция подтвердила принцип свободы в исследованиях и профессиональной подготовке.

Осуществление этих принципов, как сказано в книге «Болонский процесс. Основополагающие материалы» (2007), имеет целью сделать Европу «наиболее конкурентоспособной и динамичной», чтобы ее экономика основывалась на знаниях, была бы способной «к устойчивому росту с бóльшим числом лучше оплачиваемых рабочих мест и более высоким социальным сплочением».

В первой половине 2000-х гг. положения Болонской декларации дополнялись и конкретизировались, а число участников этого процесса увеличилось в 2007 г. до 45 членов. В сентябре 2003 г. на Конференции министров образования в Берлине к Болонскому процессу присоединилась Россия. Для нашей страны это, с одной стороны, веление времени, продиктованное необходимостью не отстать от глобальных тенденций в образовании. С другой – преодоление ряда проблем: Болонский процесс был неоднозначно воспринят в нашем обществе. Негативное отношение объясняется скоростью и масштабами преобразований, которые необходимо было осуществить до 2010 г., а также угрозой утраты национальных традиций, накопленных за многие десятилетия.

Востребованность образовательных услуг и научных исследований Финансовой академии позволили ей преодолеть трудности начала 1990-х гг. и развить успехи в учебном процессе в сфере международного сотрудничества. Почти за десять лет до подписания Россией Болонской декларации Академия начала реализацию программы «двойного диплома». В 1994 г. первыми европейскими учебными заведениями, с которыми сотрудничала Финансовая академия, стали: Высшая школа менеджмента (Лион), Национальная школа страхования Франции (Париж), Хоэнхаймский университет (Штутгарт), университет Notre Dame De La Paix (Намюр). К 1998 г. в соответствии с международными образовательными программами в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Канаде, Монако, Нидерландах, Португалии и США прошли подготовку более 300 студентов Финакадемии.

В 1995–1997 гг. в Москве и Париже в соответствии с программой TASIS повышали квалификацию преподаватели Академии в области банковского дела, страхового дела, налогов и налогообложения. В середине 1990-х гг. наш вуз реализовывал совместные образовательные программы с 28 зарубежными учреждениями, а в 1999 г. уже имелось 35 договоров о международном сотрудничестве. В результате преподаватели Финакадемии познакомились с функционированием европейских университетов, формами организации учебного процесса, особенностями студенческой жизни.

В Академии развернулась работа над новыми учебниками, соответствующими европейским стандартам. Получила развитие совместная подготовка научных и справочных публикаций.
В 1995 г. Академией совместно с германским Фондом международного правового сотрудничества были изданы материалы симпозиума «Банковское законодательство и проблемы формирования стабильной банковской системы». В 1997 г. итогом большой работы, проведенной учеными Академии и специалистами германского энергетического концерна RWE AG, явилась публикация «Стандарты отчетности в синоптическом представлении: Федеративная республика Германия, Российская Федерация».
В 1998 г. совместно с Чартерным институтом страхования (Великобритания) был издан учебник «Страхование: принципы и практика».

В 1990-х гг. Академия получила международное признание как одно из ведущих высших учебных заведений России. Она участвовала наряду с университетами, центрами профессионального банковского и страхового обучения в обсуждении актуальных проблем экономического образования. В 1996 г. состоялась Международная конференция, посвященная 50-летию МФИ «Финансово-банковское образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы», в которой приняли участие свыше 50 представителей зарубежных партнерских организаций. Представители ведущих образовательных центров зарубежных стран и сейчас продолжают участвовать в ежегодных Международных учебно-методических конференциях, проводимых Финуниверситетом.

Таким образом, еще в 1990-е гг. Финансовая академия вступила в подготовительный этап для перехода к Болонской системе. В середине 2000-х гг. руководство Финансовой академии констатировало готовность вуза к разумной реализации положений Болонского проекта.

Ректор М.А. Эскиндаров, подводя итоги работы Финакадемии в 2008/2009 учебном году и формулируя задачи на новый учебный год, отмечал, что переход на двухуровневую систему высшего образования «бакалавр – магистр» – это не ново для на­шей страны. В СССР четырехлетняя подготовка специалистов осуществлялась до начала 1970-х гг., после чего ввели пятилетнюю программу обучения. При этом специалисты, учившиеся по четырехлетней программе, были вполне квалифицированными. В подтверждение слов ректора Ученый совет принял решение о переходе на двухуровневую систему подготовки кадров еще до утверждения соответствующего документа Правительством РФ.

Главное, считают в Университете, этот переход не должен быть формальным. Опыт подготовки магистров уже имелся, идет учебно-методическая и научная работа по подготовке бакалавров. В процессе обсуждения Болонской декларации и перехода к двухуровневой системе была высказана идея о необходимости участия бизнеса в развитии образования в России. М.А. Эскиндаров считает, что «российский бизнес еще не созрел, чтобы давать конкретные предложения как по содержанию государственных стандартов, так и по фактической наполняемости тех или иных учебных дисциплин. Этого нет и на Западе. Безусловно, представители бизнеса могут и должны участвовать в формировании государственного заказа на подготовку кадров, высказывать мнение по содержанию стандартов».

На самом деле проблема подготовки высокопрофессиональных специалистов в современных условиях намного сложнее, чем это представляют себе предприниматели. Сегодня выпускник такого финансово-экономического вуза, как Финуниверситет, должен свободно ориентироваться в процессах, происходящих как в российской экономике, так и мировой, осознавать сущность мировых финансовых процессов, многофакторность их развития. Качество подготовки студентов является решающим. «Данный аспект, − полагает ректор, − приобретает дополнительное значение в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Наш вуз осознал всё это давно... Вступление... в ВТО неизбежно приведет к ужесточению конкуренции на рынке труда, и наша задача − сделать так, чтобы выпускник Финансовой академии ничем не уступал выпускнику Сорбонны или, скажем, Бременского университета». Два главных фактора развития экономики XXI века – интеграция рынков и активная миграция специалистов стимулируются ВТО и Болонским процессом, а рост конкуренции, в свою очередь, требует постоянного повышения качества подготовки студентов. «На рынке будут котироваться не дипломы, а реальные знания, полученные молодыми специалистами в вузах», − считает М.А. Эскиндаров.

Для осуществления этой цели в Университете делается многое. В 2008 г. был организован Международный финансовый факультет, где занятия проводятся на английском языке, открылась Международная школа бизнеса. Развитию международных связей Университета способствуют и связи с иностранными вузами и влиятельными финансово-банковскими структурами. В 2009 г. Финакадемия сотрудничала в области разработки и осуществления совместных учебных программ, обмена преподавателями и студентами, проведения научных исследований, организации и участия в международных конференциях и симпозиумах с рядом ведущих вузов Великобритании, Германии, Испании, Китая, США, Франции и других стран.

Модернизация системы подготовки бакалавров, в которой активно участвует весь Университет, осуществляется с учетом европейского опыта, в том числе благодаря непосредственному участию в учебном процессе зарубежных преподавателей. Особое развитие получила программа «приглашенные профессора», в рамках которой зарубежные ученые и практики читают лекции студентам, магистрантам и аспирантами, проводят мастер-классы для преподавателей. Также применятся опыт ряда американских университетов, совместно с которыми реализуются программы «двойного диплома», «включенного обучения», прохождения производственной практики.

Думный Всеволод Владимирович (род. в 1942 г.) – доктор исторических наук, профессор, проректор по международным связям. В 1964 г. окончил исторический факультет, а 1975 г. – аспирантуру МГПИ им В.И. Ленина.
В 1964–1967 гг. находился в заграничной командировке по линии Министерства просвещения РСФСР. По возвращении в Москву в 1967–1969 гг. работал старшим референтом Комитета молодежных организаций СССР. В 1975–1981 гг. В.В. Думный преподавал, являлся заместителем декана международного факультета ВШПД им. Н.М. Шверника. В 1981–1991 гг. – доцент кафедры истории КПСС Института общественных наук при ЦК КПСС. В 1991–1992 гг. В.В. Думный – референт Генерального директора Фонда социально-поли­тических исследований, в 1992–1993 гг. – эксперт, директор Центра международных обменов Горбачев-фонда, с 1993 г. – начальник отдела международных программ. С 1994 г. В.В. Думный – проректор по международным связям Финансовой академии. Под руководством В.В. Думного интенсивно развивались связи Финуниверситета с экономическими вузами, российскими и международными финансово-кредитными институтами. В 2010 г. Финуниверситет имел договоры и соглашения о сотрудничестве с 90 организациями 27 стран. В Финуниверситете обучались студенты, аспиранты, докторанты из 59 стран. Научная деятельность В.В. Думного отражена более чем в 40 работах, в том числе «История предпринимательства в России», «Люди будущего или люди без будущего (социал-демократическая интеллигенция России на рубеже XIX–XX столетий)». В.В. Думный – Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

В 2008/2009 учебном году по программе «двойного диплома» в США (Блумбургский университет, Пенсильвания), Великобритании (Университет Нортумбрия, Ньюкасл и Лондонский университет), Франции (Лионская школа менеджмента и Высшая коммерческая школа г. Тура) обучалось 40 студентов.
В 2009/2010 учебном году по программе «двойного диплома» в Великобританию, США и Францию поехали 45 человек. В число зарубежных партнеров Финуниверситета по сотрудничеству в области образования и науки кроме вышеназванных входят и такие известные университеты, как Бирмингемский, (Великобритания), Ляонинский, Реньминский и Центральный финансово-эко­но­ми­ческий университеты (Китай), Университет Париж–1 – Сорбонна и другие.

Студенты и аспиранты Финуниверситета имеют возможность участвовать в открытом конкурсе на получение стипендии Президента РФ для обучения за рубежом. В 2008/2009 учебном году два студента и два аспиранта Академии стали лауреатами этого конкурса и обучались в Германии и Великобритании. Также наши студенты проходили стажировку в Департаменте финансовой отчетности германского энергетического концерна RWE AG и в перестраховочной компании SCOR во Франции.

Наши международные связи расширяются за счет «учебно-ознакомительных визитов» студентов и преподавателей, регулярно организуемых на взаимной основе. Эти программы включают чтение лекций, проведение семинаров, визиты в компании, культурно-просветительные мероприятия. В 2008/2009 учебном году около ста преподавателей и сотрудников Финакадемии участвовали более чем в 30 мероприятиях в 26 странах мира. Обычной практикой стали и языковые стажировки наших студентов и аспирантов. В 2008/2009 учебном году для совершенствования языковой подготовки наши студенты выезжали в Великобританию, Испанию, Китай. Всего 175 студентов и аспирантов Финакадемии по образовательным программам обучались в зарубежных университетах в 2008/2009 учебном году.

С учетом требований Болонской системы разработан широкий спектр программ дополнительного профессионального образования: второе высшее образование, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также обучение в аспирантуре и докторантуре. В Финансовом университете работают две школы МВА: Международная школа бизнеса, организованная совместно с коллегами из Университета финансов Франкфурта-на-Майне, и Институт делового администрирования, реализующий российские программы. Благодаря всему этому слушатели получают широкие возможности для выстраивания своей дальнейшей образовательной карьеры: они могут продолжить образование в магистратуре или, поработав в реальном секторе экономики, поступить на программу МВА. «С каждой новой образовательной ступенькой, − отмечает М.А. Эс­киндаров, − вариативность обучения становится всё более высокой, при этом каждая учебная программа решает определенные задачи и адресуется определенной аудитории».

Полученный Финакадемией опыт вхождения в Болонскую систему показывает, что взвешенное применение Болонских идей и принципов наряду с бережным отношением к собственным традициям, может дать импульс для качественно новой ступени развития. Суть его заключается в превращении Фин­университета в ведущий инновационный исследовательский центр. Осуществление этой цели предусматривает выполнение ряда важных задач, которые были сформулированы Ученым советом Университета в 2010 году.

К их числу относятся: завершение перехода на уровневую систему подготовки (бакалавр – магистр) с учетом требований Болонской системы и направленности на формирование инновационного исследовательского университета. Университету предстоит работа по формированию и дальнейшему укреплению научных школ. Возглавлять их должны крупные ученые, известные специалисты. Исследовательские усилия должны концентрироваться на разработке актуальных финансово-эконо­мичес­ких проблем России и мировой экономики в целом. Современная научная деятельность университетских преподавателей сочетает работы теоретического и прикладного характера с широ­кими консультациями студентов, магистрантов, аспирантов, а также представителей реального сектора экономики.

Разносторонняя творческая работа преподавателей получит более совершенную систему оплаты. В первую очередь она будет стимулировать их научно-исследовательскую работу. Таким образом, неразрывность образовательного процесса и науки будет обеспечена.

Началась реализация комплекса организационных, учебно-методических и научных мероприятий по открытию в Университете образовательных программ «Бизнес-информатика», «При­клад­ная политология», «Социология». Ставятся задачи совершенствования работы магистратуры и повышения уровня и масштабов бизнес-образования, а также его взаимосвязи с
основными образовательными программами Финуниверситета. Расширяется практика приглашения представителей государственных структур и бизнеса для чтения лекций, растет число «приглашенных профессоров», в том числе иностранных. Развиваются взаимовыгодные связи с работодателями. Наши выпускники, как всегда, будут востребованы на рынке труда.

Продолжаются работы по созданию информационно-анали­ти­ческой системы управления вузом в рамках формирующегося единого информационного пространства многоуровневой и территориально-распределенной научно-образовательной системы Фи­­нан­сового университета.

6.4. Развитие материально-технической базы
и социальной сферы

Коммерческие училища, финансировавшиеся городскими купеческими сообществами, считались богатейшими учебными заведениями дореволюционной России. С возрождением в нашей стране предпринимательства и развитием рыночных отношений в 1990–2000 гг. не только повысился статус нашего вуза, но значительное развитие получила его материально-техническая база. Группой выпускников Финансовой академии были созданы Попечительский совет и Попечительский фонд во главе с президентом банка «Возрождение» Д.Л. Орловым. Цель этих структур – помощь в разработке новых образовательных стандартов, установление поощрительных стипендий, организация важнейших мероприятий.

Рост Финакадемии выразился в том числе в расширении и современном обустройстве ее учебных площадей. В 2003– 2004 гг. был сделан капитальный ремонт старого здания МКЭИ – МФИ –ФА на ул. Кибальчича, средства на который предоставили многие выпускники МФИ, а средства на ремонт рядом расположенного 13-этажного корпуса предоставил М.Д. Про­хоров. В настоящее время на балансе Университета находится комплекс из 18 зданий площадью 115 тыс. кв. м на улице Кибальчича, проспекте Мира, Ленинградском проспекте, Кронштадском бульваре, улицах Касаткина и Бутырской. В 2010 г. Университетом получен санаторий «Лесное озеро» в Подмосковье. Идет строительство новых корпусов на Ленинградском проспекте, расширяется общежитие на Новопесчаной улице.

Мощной является учебная техническая база. К настоящему времени Университет располагает 155 аудиториями, оснащенными современными компьютерами, проекционным оборудованием, микрофонами. Компьютерный парк насчитывает около 1 тыс. единиц, размещенных в 40 компьютерных классах и других подразделениях вуза. Большую помощь в современном оборудовании Университета оказывали наши выпускники – А.Р. Бо­карев, А.Ф. Бородин, В.А. Дмитриев, Б.Н. Кузык, А.Л. Мо­тылев, Д.Л. Орлов, М.Д. Прохоров, А.Г. Хлопонин и другие.

Постоянно растет библиотечно-информационный комплекс. Сейчас он насчитывает более 820 000 единиц хранения, причем 70% литературы приобретено в последние годы. Кроме абонемента и шести читальных залов созданы медиатека и электронная библиотека. Локальная сеть библиотечного комплекса (БИК) интегрируется в общеуниверситетскую информационную сеть.

В 1995 г. в Академии была создана медицинская часть, которая сейчас является современной поликлиникой. Спортивно-оздоровительный комплекс включает в себя ряд спортивных залов и сооружений. Сегодня работает комбинат питания, состоящий из столовых, кафе, буфетов, пунктов питания в общежитиях, всего 16 торговых точек почти с 1,5 тыс. посадочных мест.

Студенты с их проблемами и заботами всегда были в центре внимания ректората, профкома и преподавателей. Новый подход к воспитанию воплощен в программном документе «Концепция воспитательной работы со студентами Финансовой академии». Большим вниманием пользуется у студентов новая форма воспитательной работы – «Час ректора». М.А. Эскиндаров систематически встречается со студентами и отвечает на все интересующие их вопросы, помогает решить возникшие проблемы.

Особое место среди воспитательных мероприятий занимает Праздник посвящения в студенты. Он проводится 1 сентября каждого года в лучших концертных залах Москвы с приглашением представителей Правительства РФ, депутатов Государственной думы, Министерства образования и науки, выпускников, известных государственных деятелей, банкиров, финансистов.

Социализация студентов – неотъемлемая часть современной воспитательной работы в вузе. По инициативе А.Г. Грязновой и М.А. Эскиндарова уже на протяжении десяти лет собирается и изучается материал по истории МФЭИ – МКЭИ – МФИ – ФА. Создан музей истории Финансового университета, выпущен в свет пятитомный труд «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации». В 2009 г. учебная дисциплина «История Финуниверситета» включена в учебные планы с тем, чтобы все новые поколения студентов нашего вуза знакомились с его славным прошлым. Задача социализации решается в «Клубе политического диалога» под руководством Я.А. Пляйса. Участвующие в заседаниях клуба студенты обсуждают острые общественно-политические вопросы настоящего, встречаются с депутатами, готовятся к поступлению в аспирантуру, профессиональной деятельности в будущем.

Как и прежде, современные студенты участвуют в художественной самодеятельности: действуют два студенческих театральных коллектива, хореографический и вокальный кружки, вокально-инструментальный ансамбль, проводятся конкурсы КВН. В конкурсе КВН в декабре 2002 г. команда Финансовой академии заняла первое место по Москве, победив команды МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственного университета управления. Большой интерес вызывает Клуб интеллектуалов, участвующий в игре «Что? Где? Когда?». Полюбился ребятам и преподавателям и новый студенческий конкурс «Дебют первокурсника». Замечательной традицией стали ежегодные конкурсы «Мисс Академия» и «Мистер Академия». В 2006 г. наша студентка О. Басалыга заняла первое место в престижном межвузовском конкурсе «Мисс студенчества Москвы».

\\\

В заключение надо отметить, что менее чем за 20 лет Финансовая академия прошла большой путь. Достижения прежней эпохи были в полной мере развиты. Академия сумела достойно реализовать высокий статус, утвердив свою ведущую роль в подготовке специалистов для финансово-банковского сектора экономики России, и в числе первых российских вузов оказалась готовой осуществить программу бакалавр – магистр.

В 2010 г. наш вуз получил статус университета. Была обновлена образовательная и научная парадигмы, реализуется новый принцип неразрывности образовательной и исследовательской деятельности преподавателей. Это отвечает идеям Болонского процесса и создает основу для превращения Финуниверситета в исследовательский университет. Активно развивается международное сотрудничество. Всё больше преподавателей и студентов имеют возможность стажироваться в зарубежных вузах-партнерах.

Многие новшества в жизни Финуниверситета, которому уже перевалило за 90 лет, соседствуют с традициями, ведется изучение нашей истории, осознаются перспективы дальнейшего развития и достойного развития нашего вуза на качественно новом этапе.

è Вопросы для повторения

1. Какие новые идеи легли в основу современной подготовки кадров для финансово-банковской сферы?

2. Какие новые формы организации образовательного процесса были созданы в 1990–2000 гг.?

3. Каковы особенности развития научной работы в 1990–2000 гг.?

4. Какие задачи развития научно-исследовательской работы Фи­нансового университета поставил его ректор на предстоящие годы?

5. Какие идеи и принципы положены в основу Болонской системы?

6. Как обновляется учебный процесс в Университете в связи с вхождением в Болонскую систему?

7. Какие формы зарубежной практики и стажировки студентов имеются в Университете в настоящее время?

8. Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы вуза в 1990–2000 гг.

9. Каковы достижения в развитии материально-технической базы Финансовой академии – Финансового университета?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: