Если при подходе к валу лодка не строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню. Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и развернуть лодку против течения.
Другое удобное место для разворота — собственно гребень прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло работает на обратной стороне вала.
На больших и широких валах можно выполнять и более сложные маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта всех таких маневров — широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда против течения.
БОЧКИ
Прохождение носом. Прохождение лагом и траверс. Сложные бочки и котлы. Выход из бочки на ровном киле. Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем. Глубокие бочки.
При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.
Прохождение носом
Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь. Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.
Для небольших бочек, которые можно "накрыть" носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе. | |
Прохождение лагом и траверс
Оба эти маневра похожи на аналогичные движения в валах, однако они уверенно работают только в очень небольших поверхностных бочках.
При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи. Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться — вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки.
Остановки в небольших бочках — полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них.
При траверсе бочки самое сложное — поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке — удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла.
Сложные бочки и котлы
При входе в косую бочку и в других случаях, когда имеется боковой снос в одну сторону вдоль бочки, сделайте крен в эту сторону и приготовьтесь опереться со стороны набегающего потока. Лучше всего, если вы будете удерживать лодку почти полностью за счет крена; весло пригодится вам для других дел. Если же вы хотите избежать бокового смещения, перед входом в бочку разверните лодку строго навстречу движению воды в бочке и в этом положении пробивайтесь через нее.
При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях.
Выход из бочки на ровном киле
Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом. Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.
В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча. Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.
| |
Следующий по сложности и эффективности способ выхода — это кормовая "свечка". Как правило, подобные бочки бывают ограничены с обоих сторон более пологими языками, взобраться на которые удается не всегда. В таком случае, попробуйте использовать их, чтобы глубоко утопить лодку в донной струе:
Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе. Наконец, наиболее сложный вариант — это движение "враскачку". Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.
| |
Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем
При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только "винтом" и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот. Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.
После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать — это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше. Другой вариант действий гребца — выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.
Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль — это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью — тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки. Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке — одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк. Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух. |
Прохождение бочки носом: а — правильно, б — неправильно.
Удержание равновесия в бочке.
Выход на кормовой "свечке".






