Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист:
не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;
материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;
материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
познание – отражение материи самой материей;
источником большинства знаний являются чувства;
причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
|
|
в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Философия Ламетри.
Жюльен Ламерти (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций:
полностью отвергал идеализм и теологию;
считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
считал частную собственность гарантией свободы человека;
идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».