I. Опасность есть объективным необходимым условием развития природы и эволюции человечества.
II. Опасность создается особыми свойствами материальных объектов, явлений и информации, которые несовместимые с характеристиками человека.
1. Любая деятельность человека есть потенциально опасной.
2. Безопасность — состояние деятельности человека, за которой с определенной достоверностью исключенная возможность причинения вреда его здоровью.
3. БЖД изучает явления, объекты, процессы из позиции их оптимизации за параметрами безопасности.
4. Управление безопасностью, разработка правил и рекомендаций базируется на основе знания законов, принципов и методов обеспечения безопасности.
5. Цель БЖД — обеспечение оптимальных условий жизни для каждого человека в отдельности и человечества в целом.
3. НАУКИ, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Безопасность жизнедеятельности”, как наука, синтезирует достижения целого ряда наук и есть комплексной, интегральной дисциплиной.
|
|
Важное место в курсе БЖД належит охране труда, которая представляет собой систему, которая действует на основе соответствующих законодательных и социально-экономических, организационных, технических, гигиеничных и лечебно-профилактических мероприятий и средств, выполнение которых обеспечивает безопасность, сохранение здоровья и трудоспособность человека в процессе труда.
Вопрос окружающей среды рассматривают экология и социоэкология - науки о взаимоотношение человечества и естественной среды. Рациональное решение экологических проблем возможное лишь за оптимального взаимодействия природы и общества, которое обеспечивает с одного стороны дальнейшее развитие общества, а с второго - сохранение и поддержания природы.
Гражданская оборона есть составной частью общегосударственных мероприятий, которые осуществляются для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Эргономика изучает человека и ее деятельность, которая связанная с использованием технических средств. Основным объектом исследования эргономики есть система “человек-машина”. Целью эргономики, как науки, есть оптимизация системы “человек-машина” с учетом естественных возможностей и особенностей работающего человека.
За своими задачами и методами близко к эргономике стоит инженерная психология, которая изучает информационное взаимодействие между человеком и машиной.
Физиология труда - наука, которая изучает функционирования человеческого организма во время трудовой деятельности.
|
|
Психология труда - область психологии, которая рассматривает психофизические аспекты трудовой деятельности, взаимосвязи личности с условиями, процессом и средствами труда.
Гигиена - область медицины, которая изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека, разрабатывает меры по профилактике заболеваний, рекомендации относительно обеспечения оптимальных условий существования, сохранение здоровья и продолжительности жизнь.
Деятельность человека имеет общественный характер, поэтому социология и социальная психология есть составными науки о БЖД человека.
Система управления БЖД базируется на достижениях кибернетики, научной организации труда и производства, экономических и других наук.
4. ТЕОРИЯ ОПАСНОСТИ И РИСКА
Опасность – явления, информация, процессы, объекты, которые могут послужить причиной нежелательных следствий.
Задачей БЖД есть изучения всех возможных потенциальных опасностей и обеспечение таких условий, при которых они не реализуются.
Скрытая (потенциальная) опасность проявляется за определенных, часто тяжелопредвиденных условий и реализуется в форме чрезвычайных ситуаций, заболеваний или травм людей.
Таксономия опасностей — классификация и систематизация явлений, процессов, информации, объектов, которые способные нанести ущерб.
Опасности классифицируют за:
b происхождением; b сферой проявления; b локализацией; b вредом; | b следствиями; b временами проявление; b структурой; b характером действия на человека. |
Идентификация опасностей — выявления типа опасности и установления ее характеристик, необходимых для разработки мероприятий по ее устранению илиd ликвидации последствий.
Номенклатура опасностей - перечень названий, сроков, систематизированных за отдельными признаками.
Квантификация опасностей - введения количественных характеристик для оценки степени (уровня) опасности. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности есть степень риска.
Количественная оценка опасности называется риском
Риск — это отношения числа тех или других фактических проявлений опасности к их возможному теоретическому числу за определенный период времени.
Риск — частота реализации опасности.
Риск есть спутником любой активной деятельности человека. Необходимо различать правомерный, допустимый риск, который есть оправданным при многих видах деятельности, и неправомерный риск.
Методы определения риска:
Ø инженерный — опирается на статистику, расчеты частоты проявление опасностей, вероятностный анализ безопасности и на построение "деревьев" опасностей;
Ø модельный — базируется на построении моделей влияния опасностей как на отдельного человека так и на социальные, профессиональные группы;
Ø экспертный — за ним вероятность разных событий определяется опытными специалистами-экспертами;
Ø социологический (социометричная оценка) — базируется на опрашивании населения и работников.
! Данные методы целесообразно использовать комплексно.
За статистическим методом риск исчисляется по формуле:
где R – риск за определенный период времени,
n – количество фактических проявлений опасности (травм, аварий, катастроф),
N – теоретически возможное количество опасностей для данного вида деятельности или объекта.
Приемлемый риск — это нормированный риск в мировой практике (10-6).
Приемлемый риск — это определенный компромисс между уровнем безопасности и возможностью ее достижения.
Безопасность — такое состояние, за которое с определенной достоверностью (риском) выключается реализация потенциальных опасностей.
Обеспечения безопасности — сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составные, исходные положения, идеи, которые именуются принципами.
|
|
Законодательные принципы — закрепленные законом правила, которые обеспечивают приемлемый уровень безопасности.
Ориентрующие принципы — основоположные идеи, которые определяют направление поиска безопасных решений и служат методологической и информационной базой.
Технические принципы направлены на непосредственное отворачивание действия опасных факторов и базируются на использовании физических законов.
Управленческими называются принципы, которые определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним пренадлежат: плановость, контроль, управление, обратная связь, подбор кадров, ответственность.
К организационным принадлежат принципы, с помощью которых реализуются положения с привлечением научно обоснованых решений. Это принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и отдыха, компенсации и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение предмета “Безопасность жизнедеятельности” и сформулируйте цель его изучения.
2. Определите сферы и категории, изучения которых охватывает безопасность жизнедеятельности.
3. Обоснуйте основные задачи безопасности жизнедеятельности.
4. Назовите основные положения теории безопасности жизнедеятельности и важнейшие выводы.
5. Какие из наук служат основой безопасности жизнедеятельности?
6. Охарактеризуйте “Охрану труда” как составную предмета БЖД.
7. Охарактеризуйте место “Экологии” в структуре БЖД.
8. Охарактеризуйте место “Гражданской обороны” как составной предмета БЖД.
9. Охарактеризуйте “Эргономику” и “Инженерную психологию” как составные предмета БЖД.
10. Охарактеризуйте роль физиологии, психологии труда и гигиены в системе знаний про БЖД.
11. На достижениях каких наук базируется система управления БЖД?
12. Раскройте понятие “Опасность”.
13. Что такое таксономия опасностей?
|
|
14. За какими признаками классифицируются опасности?
15. Объясните значение идентификации, номенклатуры и квантификации опасностей.
16. Дайте определение понятию “риск”.
17. Назовите виды рисков и охарактеризуйте методы определения риска.
18. Назовите принципы обеспечения безопасности.
ТЕМА 2
СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Программная аннотация
1. Окружающая среда и среда жизнедеятельности человека.
2. Классификация отрицательных факторов.
3. Отрицательные факторы активной группы и способы защиты от них.