Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Инженерная психология и эргономика

Для инженера важно осознать свой труд, понимать существующие границы инженерного отношения к действительности. Понимание истоков и смысла техники и технического творчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развития инженерного сознания.

Следует особо говорить о техническом мышлении как о  своеобразном синтезе логического и образного мышления, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления, требуется как бы равноправие логического и образного мышления,  равноправие правого и левого полушария. Но образное мышление, интуиция мало развиваются в ходе традиционного учебного процесса. Для развития образного мышления поможет искусство, гуманитарная культурологическая подготовка. Следует отметить, что техническое мышление выступает как специфическое следствие:
1)научного мышления (с одной стороны), и
2)особого практического (с другой), всякое техническое мышление основывается на некоторых естественнонаучных предметах (научное мышление).

С другой стороны, необходима некоторая область практических объектов, где эти знания могут стать прикладными. Наконец, строится модель этого типа объектов, обособляются средства и методы изучения, таким образом, появляется новый технический предмет. Таким образом, техническое мышление формируется, вращается между тремя точками:
1)тип практического объекта;
2)его техническая модель; 
3)базовые науки (физика, математика и т.д.).

И когда в сферу технического моделирования попадает объект, который не укладывается в исходную техническую модель объекта, тогда встает необходимость замены модели (после осознания инженером того, что эта модель не имитирует весь круг этого типа  объектов), техническая наука возвращается к базовым наукам как к своему основанию и  строит новую модель. После построения новой модели техническая наука вновь погружается в мир практических эмпирических объектов, модель наполняется практическим и предметным содержанием, но с другой стороны, новый эмпирический материал требует обобщения, уточнения в самой предметности модели. Вот такие можно выделить точки развития и содержательного обогащения технической науки.

Техническая деятельность проектирования, с одной стороны, генетически первичнее науки, т.к. научные предметы сами возникают для обслуживания, проектирования в тех моментах, где появляется необходимость в знаниях, т.е. проектирование - это более практическое отношение, чем теоретическое. Но с другой стороны, выделение проектирования в самостоятельную деятельность связано с отделением его от реализации, исполнения проекта, т.е. продуктом проектирования является чертеж, расчеты, макеты,  графики и т.п. Таким образом, проектирование создает знаково-техническую модель объекта, описывает ее и затем создает систему предписаний для ее изготовления, материально-технической реализации. Одно из требований к техническому проекту - его реализуемость. Поэтому проектирование связано с опытом изготовления и инженерно-технического обеспечения функционирования объекта. И это функционирование технической конструкции должно удовлетворять не только инженерно-техническим, но и другим дополнительным требованиям (экономическим, экологическим,  эргономическим, эстетическим и пр.). Если традиционное проектирование следует принципам:
1)реализуемости проекта,
2)принципу независимости проектирования,
3)принципу конструктивной целостности,
4)принципу оптимальности, то для современного проектирования актуальны и дополнительные принципы:
1)минимизации экологического ущерба,
2)учет психологических возможностей человека и создания удобства для его работы с техническими средствами и др.

Таким образом, требования к проектированию носят двойственный характер со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической  осуществимости. Мышление современного инженера существенно усложняется, включает в себя смежные типы мышления: научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и т.д.

Термин "эргономика" (греч.  эргон - работа, + номо - закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика - это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе "человек-машина-среда" (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных  и безопасных условий и повышения за счет этого  его  производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией  -  наукой, изучающей закономерности процессов  информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации  систем "человек-машина" (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.

Основные задачи эргономики и инженерной психологии следующие.

1. Анализ функций человека в системе "Ч-М-С", изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора.

2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором.
3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.
4. Эргономическое проектирование и оценка систем "Ч-М-С".
5. Разработка принципов и методов профессиональной  подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).
Приведенные задачи решаются на различных этапах существования системы "Ч-М-С", но наиболее интересен первый этап - процесс проектирования системы "Ч-М-С". На этом этапе должен быть решен сложный комплекс проблем, связанных с взаимной приспособленностью человека и машины  как звеньев единой системы. Для этого необходимо в первую очередь решить вопросы информационного взаимодействия  человека-оператора и системы и разработать конкретные рекомендации по построению рабочих мест (пультов управления). Необходимо, чтобы конструкция машины (системы  управления) была приспособлена к человеку по трем основным соответствиям: психологическому, физиологическому, антропологическому.

Современное техническое  проектирование объективно требует от инженера системного подхода. В системном проектировании можно  выделить 4 обобщенных уровня: 
1- уровень компонентов, 
2- уровень изделий, 
3-уровень систем,
4- уровень общественных групп.

Однако инженер привык обычно работать с I и II  обобщенным  уровнем, а  верхние уровни и дополнительные компоненты кажутся ему "чужими", тут возникает своеобразный психологический барьер, который необходимо преодолеть. Проектирование - не однолинейный последовательный процесс, а напротив, часто возникает необходимость параллельного, одновременного решения нескольких задач различного уровня, что требует от инженера гибкого творческого мышления, интуитивных догадок.

Поскольку в сферу технического проектирования включается экологическая рефлексия, рассматривающая следствие введения технической системы в среду обитания, человека, эргономическая рефлексия, исследующая соответствие технической системы и возможностей человека, наконец, экзистенциональная рефлексия, рассматривающая техническую систему  как средство реализации человеческих целей, как самоопределение человеческого существования, то, таким образом, появляется необходимость коммуникации, согласования и принятия системного решения. Возможность множества точек зрения, свободное их выражение, организация  понимания, рефлексии и критики - вот существенные условия современной проектной культуры. Таким образом, инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами,  развитым коммуникативным  мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии. Вообще психология  может благотворно влиять на разные аспекты формирования личности инженера.

 

Особенности деятельности

Отрасли психологии, способствующие формированию требуемых качеств

1. Управление своей деятельностью и поведением, состоянием

Общая психология, психология личности, психология переживаний

2. Взаимодействие с людьми

Социальная психология, психология общения, психодиагностика, психотерапия, конфликтология

3. Обучение, повышение квалификации

Педагогическая психология

4. Принятие решений

Психология управления, социальная психология, эвристика

5. Специфика деятельности в рыночной экономике

Экономическая психология

6.Конструктивная деятельность

Психология мышления и творчества, эвристика, инженерная психология

7.Человек и природа

Экологическая психология

8.Человек и техника

Инженерная психология, эргономика, математические методы в психологии





 

Читайте также:

Индивидуальные особенности личности

Методы психологии

Мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности

Оценка инженерно-психологического уровня СЧМ

Трансперсональная система Уилбера

Вернуться в оглавление: Психология

Просмотров: 9793

 
 

54.81.197.127 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.