Для инженера важно осознать свой труд, понимать существующие границы инженерного отношения к действительности. Понимание истоков и смысла техники и технического творчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развития инженерного сознания. Следует особо говорить о техническом мышлении как о своеобразном синтезе логического и образного мышления, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления, требуется как бы равноправие логического и образного мышления, равноправие правого и левого полушария. Но образное мышление, интуиция мало развиваются в ходе традиционного учебного процесса. Для развития образного мышления поможет искусство, гуманитарная культурологическая подготовка. Следует отметить, что техническое мышление выступает как специфическое следствие: С другой стороны, необходима некоторая область практических объектов, где эти знания могут стать прикладными. Наконец, строится модель этого типа объектов, обособляются средства и методы изучения, таким образом, появляется новый технический предмет. Таким образом, техническое мышление формируется, вращается между тремя точками: И когда в сферу технического моделирования попадает объект, который не укладывается в исходную техническую модель объекта, тогда встает необходимость замены модели (после осознания инженером того, что эта модель не имитирует весь круг этого типа объектов), техническая наука возвращается к базовым наукам как к своему основанию и строит новую модель. После построения новой модели техническая наука вновь погружается в мир практических эмпирических объектов, модель наполняется практическим и предметным содержанием, но с другой стороны, новый эмпирический материал требует обобщения, уточнения в самой предметности модели. Вот такие можно выделить точки развития и содержательного обогащения технической науки. Техническая деятельность проектирования, с одной стороны, генетически первичнее науки, т.к. научные предметы сами возникают для обслуживания, проектирования в тех моментах, где появляется необходимость в знаниях, т.е. проектирование - это более практическое отношение, чем теоретическое. Но с другой стороны, выделение проектирования в самостоятельную деятельность связано с отделением его от реализации, исполнения проекта, т.е. продуктом проектирования является чертеж, расчеты, макеты, графики и т.п. Таким образом, проектирование создает знаково-техническую модель объекта, описывает ее и затем создает систему предписаний для ее изготовления, материально-технической реализации. Одно из требований к техническому проекту - его реализуемость. Поэтому проектирование связано с опытом изготовления и инженерно-технического обеспечения функционирования объекта. И это функционирование технической конструкции должно удовлетворять не только инженерно-техническим, но и другим дополнительным требованиям (экономическим, экологическим, эргономическим, эстетическим и пр.). Если традиционное проектирование следует принципам: Таким образом, требования к проектированию носят двойственный характер со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической осуществимости. Мышление современного инженера существенно усложняется, включает в себя смежные типы мышления: научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и т.д. Термин "эргономика" (греч. эргон - работа, + номо - закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика - это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе "человек-машина-среда" (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных и безопасных условий и повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией - наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем "человек-машина" (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей. Основные задачи эргономики и инженерной психологии следующие. 1. Анализ функций человека в системе "Ч-М-С", изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора. 2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором. Современное техническое проектирование объективно требует от инженера системного подхода. В системном проектировании можно выделить 4 обобщенных уровня: Однако инженер привык обычно работать с I и II обобщенным уровнем, а верхние уровни и дополнительные компоненты кажутся ему "чужими", тут возникает своеобразный психологический барьер, который необходимо преодолеть. Проектирование - не однолинейный последовательный процесс, а напротив, часто возникает необходимость параллельного, одновременного решения нескольких задач различного уровня, что требует от инженера гибкого творческого мышления, интуитивных догадок. Поскольку в сферу технического проектирования включается экологическая рефлексия, рассматривающая следствие введения технической системы в среду обитания, человека, эргономическая рефлексия, исследующая соответствие технической системы и возможностей человека, наконец, экзистенциональная рефлексия, рассматривающая техническую систему как средство реализации человеческих целей, как самоопределение человеческого существования, то, таким образом, появляется необходимость коммуникации, согласования и принятия системного решения. Возможность множества точек зрения, свободное их выражение, организация понимания, рефлексии и критики - вот существенные условия современной проектной культуры. Таким образом, инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами, развитым коммуникативным мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии. Вообще психология может благотворно влиять на разные аспекты формирования личности инженера.
Сейчас читают про:
|