Инженерная психология и эргономика

Для инженера важно осознать свой труд, понимать существующие границы инженерного отношения к действительности. Понимание истоков и смысла техники и технического творчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развития инженерного сознания.

Следует особо говорить о техническом мышлении как о  своеобразном синтезе логического и образного мышления, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления, требуется как бы равноправие логического и образного мышления,  равноправие правого и левого полушария. Но образное мышление, интуиция мало развиваются в ходе традиционного учебного процесса. Для развития образного мышления поможет искусство, гуманитарная культурологическая подготовка. Следует отметить, что техническое мышление выступает как специфическое следствие:
1)научного мышления (с одной стороны), и
2)особого практического (с другой), всякое техническое мышление основывается на некоторых естественнонаучных предметах (научное мышление).

С другой стороны, необходима некоторая область практических объектов, где эти знания могут стать прикладными. Наконец, строится модель этого типа объектов, обособляются средства и методы изучения, таким образом, появляется новый технический предмет. Таким образом, техническое мышление формируется, вращается между тремя точками:
1)тип практического объекта;
2)его техническая модель; 
3)базовые науки (физика, математика и т.д.).

И когда в сферу технического моделирования попадает объект, который не укладывается в исходную техническую модель объекта, тогда встает необходимость замены модели (после осознания инженером того, что эта модель не имитирует весь круг этого типа  объектов), техническая наука возвращается к базовым наукам как к своему основанию и  строит новую модель. После построения новой модели техническая наука вновь погружается в мир практических эмпирических объектов, модель наполняется практическим и предметным содержанием, но с другой стороны, новый эмпирический материал требует обобщения, уточнения в самой предметности модели. Вот такие можно выделить точки развития и содержательного обогащения технической науки.

Техническая деятельность проектирования, с одной стороны, генетически первичнее науки, т.к. научные предметы сами возникают для обслуживания, проектирования в тех моментах, где появляется необходимость в знаниях, т.е. проектирование - это более практическое отношение, чем теоретическое. Но с другой стороны, выделение проектирования в самостоятельную деятельность связано с отделением его от реализации, исполнения проекта, т.е. продуктом проектирования является чертеж, расчеты, макеты,  графики и т.п. Таким образом, проектирование создает знаково-техническую модель объекта, описывает ее и затем создает систему предписаний для ее изготовления, материально-технической реализации. Одно из требований к техническому проекту - его реализуемость. Поэтому проектирование связано с опытом изготовления и инженерно-технического обеспечения функционирования объекта. И это функционирование технической конструкции должно удовлетворять не только инженерно-техническим, но и другим дополнительным требованиям (экономическим, экологическим,  эргономическим, эстетическим и пр.). Если традиционное проектирование следует принципам:
1)реализуемости проекта,
2)принципу независимости проектирования,
3)принципу конструктивной целостности,
4)принципу оптимальности, то для современного проектирования актуальны и дополнительные принципы:
1)минимизации экологического ущерба,
2)учет психологических возможностей человека и создания удобства для его работы с техническими средствами и др.

Таким образом, требования к проектированию носят двойственный характер со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической  осуществимости. Мышление современного инженера существенно усложняется, включает в себя смежные типы мышления: научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и т.д.

Термин "эргономика" (греч.  эргон - работа, + номо - закон) был принят в Англии в 1949 г. Эргономика - это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе "человек-машина-среда" (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, создания для него комфортных  и безопасных условий и повышения за счет этого  его  производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономика связана непосредственно с инженерной психологией  -  наукой, изучающей закономерности процессов  информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации  систем "человек-машина" (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономики, одной из ее областей.

Основные задачи эргономики и инженерной психологии следующие.

1. Анализ функций человека в системе "Ч-М-С", изучение структуры и классификация деятельностей человека-оператора.

2. Изучение процессов приема и преобразования информации оператором.
3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.
4. Эргономическое проектирование и оценка систем "Ч-М-С".
5. Разработка принципов и методов профессиональной  подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).
Приведенные задачи решаются на различных этапах существования системы "Ч-М-С", но наиболее интересен первый этап - процесс проектирования системы "Ч-М-С". На этом этапе должен быть решен сложный комплекс проблем, связанных с взаимной приспособленностью человека и машины  как звеньев единой системы. Для этого необходимо в первую очередь решить вопросы информационного взаимодействия  человека-оператора и системы и разработать конкретные рекомендации по построению рабочих мест (пультов управления). Необходимо, чтобы конструкция машины (системы  управления) была приспособлена к человеку по трем основным соответствиям: психологическому, физиологическому, антропологическому.

Современное техническое  проектирование объективно требует от инженера системного подхода. В системном проектировании можно  выделить 4 обобщенных уровня: 
1- уровень компонентов, 
2- уровень изделий, 
3-уровень систем,
4- уровень общественных групп.

Однако инженер привык обычно работать с I и II  обобщенным  уровнем, а  верхние уровни и дополнительные компоненты кажутся ему "чужими", тут возникает своеобразный психологический барьер, который необходимо преодолеть. Проектирование - не однолинейный последовательный процесс, а напротив, часто возникает необходимость параллельного, одновременного решения нескольких задач различного уровня, что требует от инженера гибкого творческого мышления, интуитивных догадок.

Поскольку в сферу технического проектирования включается экологическая рефлексия, рассматривающая следствие введения технической системы в среду обитания, человека, эргономическая рефлексия, исследующая соответствие технической системы и возможностей человека, наконец, экзистенциональная рефлексия, рассматривающая техническую систему  как средство реализации человеческих целей, как самоопределение человеческого существования, то, таким образом, появляется необходимость коммуникации, согласования и принятия системного решения. Возможность множества точек зрения, свободное их выражение, организация  понимания, рефлексии и критики - вот существенные условия современной проектной культуры. Таким образом, инженеру необходимо обладать достаточно развитыми коммуникативными навыками общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими специалистами,  развитым коммуникативным  мышлением. Формированию коммуникативного мышления и навыков способствует знание психологии. Вообще психология  может благотворно влиять на разные аспекты формирования личности инженера.

 

Особенности деятельности

Отрасли психологии, способствующие формированию требуемых качеств

1. Управление своей деятельностью и поведением, состоянием

Общая психология, психология личности, психология переживаний

2. Взаимодействие с людьми

Социальная психология, психология общения, психодиагностика, психотерапия, конфликтология

3. Обучение, повышение квалификации

Педагогическая психология

4. Принятие решений

Психология управления, социальная психология, эвристика

5. Специфика деятельности в рыночной экономике

Экономическая психология

6.Конструктивная деятельность

Психология мышления и творчества, эвристика, инженерная психология

7.Человек и природа

Экологическая психология

8.Человек и техника

Инженерная психология, эргономика, математические методы в психологии

Читайте также:

Психологические особенности делового общения

Форма контактов | Формы влияния

Эмоциональная и волевая сферы личности

Гуманистическая теория личности маслоу

Способности и роли личности

Вернуться в оглавление: Психология


double arrow