Понятие «фирма». Внешняя и внутренняя среда фирмы

Фирма - ϶ᴛᴏ объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью поучения прибыли.

Результаты деятельности любой фирмы в значительной степени определены его внешней средой. Фирма как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов (материально-технических, трудовых, финансовых) и потребителей. Поэтому фирма вынуждена приспосабливаться к внешней среде, чтобы сохранить эффективность и конкурентоспособность.

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязанность – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды, т.е. рассмотрение факторов внешней среды не может производиться изолированно, а только во взаимодействии с другими факторами и с учетом динамики их изменений.

Сложность – число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания.

Подвижность –динамичность – скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы.

Неопределенность – является функцией, зависящей от количества информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора внешней среды.

Рис. 1.1. Факторы внешней среды фирмы

Факторы внешней среды подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы, поставщики, потребители и конкуренты, которые непосредственно влияют на принятие решений фирмой при ведении хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование осуществляется в форме налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставок процентов.

Под поставщиками понимаются фирмы, принимающие участие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности. Серьезными ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров и услуг, сырья.

К факторам косвенного воздействия относятся:

¨ экономические факторы;

¨ технические факторы и технология;

¨ социальные факторы;

¨ политические факторы.

Эти факторы практически не поддаются формализованному описанию, требующему большого объема информации, которые зачастую не имеют количественного и однозначного характера.

Экономические факторы. При разработке перспективных планов фирмы должны учитываться прогнозы социально-экономического развития, разрабатываемые органами исполнительной власти. Они включают такие макроэкономические показатели как темпы роста ВВП (экономического роста), индексы производства, индексы цен производителей, индекс потребительских цен (уровень инфляции), уровень инвестиций в основной капитал, платежный баланс, уровень занятости, уровень доходов населения.

Политические факторы. Политические курсы отдельных партий, правительства и отдельных течений (группировок), которые выражаются в виде законов, указов и постановлений на всех уровнях управления в стране. К этим же факторам относятся международные, которые должны быть учтены с позиций объема и структуры инноваций, а также учитывающие увеличение удельного веса подрядных работ, выполняемых порядными фирмами.

Социальные факторы. Факторы включают ценности потребителей строительной продукции, ожидание и меняющиеся отношение людей, жизненные ценности и традиции.

Технические факторы. Вопросы изменения технологии строительства, использования новых средств труда, изменение снабжения строительства материалами и конструкциями, возможные изменения в процессе ввода строительных объектов в эксплуатацию и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: