Введение. Инженерная психология — это сравнительно молодая, но бурно развивающаяся область психологии, возникшая на грани с техническими науками

Лекция 1.

Инженерная психология — это сравнительно молодая, но бурно развивающаяся область психологии, возникшая на грани с техническими науками. Ее появление принято связывать с научно-технической революцией, начавшейся в середине нашего столетия. Однако предпосылки рождения этой новой научной области были подготовлены всем предшествующим развитием науки и техники.

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Но около ста лет назад наметилась тенденция сближения психологии и с техникой. Этому способствовал ряд причин. Прежде всего, еще во второй половине прошлого столетия обнаружилось, что, учитывая психологические особенности трудового процесса, можно существенно повысить производительность промышленного труда. Во-вторых, распространившиеся в начале XX века психологические тесты способностей оказались хорошим средством отбора людей, пригодных для работы с военной и производственной техникой. Если к тому же учесть, что все эти годы развитие экспериментальной психологии шло по пути использования в ней все более точной и сложной техники эксперимента, то указанная выше тенденция сближения психологии со сферой техники станет очевидной. Поэтому уже ко времени начала научно-технической революции между психологией и техникой наметилось немало точек соприкосновения. Однако наибольшему их сближению способствовали причины, непосредственно связанные с этой революцией.

Наиболее существенной из них явился переход от машин, выполняющих только силовые и энергетические функции, к машинам, способным замещать психические функции человека, — воспринимать и преобразовывать информацию, решать задачи управления и контроля. Очевидно, что появлению таких машин, наряду с техническими науками, способствовала и психология, которая выявила данные о структуре и закономерностях этих функций. Поэтому становление научно-технической революции в некоторый мере было обусловлено и развитием психологической науки.

Однако в большей мере здесь обнаруживается обратное влияние — влияние этой революции на развитие психологии. Прогресс техники в направлении создания машин, способных замещать человека при решении все более сложных мыслительных задач, предъявлял все большие требования и к психологической науке. В технике появились возможности не только замещать, но и моделировать с помощью электронно-вычислительных машин все более сложные психические процессы. Для реализации этих возможностей также нужны были знания о психических закономерностях человеческой деятельности. Все эти обстоятельства существенно изменили традиционные подходы, методы и критерии психологической науки. При этом они не только сблизили психологию со сферой инженерии, но и обусловили изменение некоторых основ этой науки.

Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника — электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) — в наше время проникла в самые разнообразные области народного хозяйства, науки. От эффекта ее практического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейших областей. Следует отметить, что развитие техники шло не только по пути ее усложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности работы.

Однако здесь конструкторы и другие специалисты, занимающиеся практическим использованием сложной техники, неожиданно столкнулись с явлением, когда весьма совершенные с точки зрения техники устройства при их применении на производстве, в военном деле не давали ожидаемого эффекта. И непосредственной причиной этого было большое количество ошибок, которое допускали люди, управляющие техникой. Все те преимущества, которые были достигнуты благодаря техническому усовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточными, несвоевременными действиями человека.

Первой реакцией на такое несоответствие была попытка исключить ошибки человека за счет еще большей автоматизации техники и замены в ней человека. В этот период происходило становление кибернетики, и вера в неограниченные возможности этой новой области науки порождала иллюзии, будто бы техника, доведенная до соответствующего уровня совершенства, сможет решать любые задачи, которые до этого решал человек.

Однако от подобного подхода к разрешению возникшей проблемы вскоре пришлось отказаться, ибо практика показала, что техника способна замещать далеко не все функции человека.

Даже там, где можно полностью заменить человека автоматом, делать это не всегда целесообразно.

Другим, более реальным путем разрешения этой принципиальной проблемы был анализ причин столь большого числа ошибочных действий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей его уменьшения. И первый вопрос, который, естественно, возникал при этом, заключался в следующем: почему эта проблема не возникла раньше? Изучение его позволило вскрыть чрезвычайно важную особенность новой техники: эта техника делала возможным решение принципиально новых задач, но при этом создавала для взаимодействующего с ней человека и принципиально новые условия труда.

Присущие новой технике сложные быстротечные процессы с большим числом меняющихся параметров, которые нужно было контролировать и учитывать в ходе управления, требовали от человека такой скорости восприятия и переработки текущей информации, которая в некоторых случаях превышала его пропускную способность. Человек в процессе управления такими системами порой просто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним задачами. Если к тому же учесть, что подобные задачи приходилось решать в необычных условиях жизнедеятельности (например, на самолете в условиях перегрузок, недостатка кислорода и пр.), в условиях высокой ответственности за успех работы, высокой цены ошибки, то станет очевидным, сколь существенно изменились условия деятельности человека в новых системах управления.

Правда, человеку и ранее, при работе со старой, более простой техникой, приходилось сталкиваться с большим потоком информации, с ограничениями во времени, с необычными условиями жизнедеятельности. Однако благодаря большим приспособительным и творческим возможностям, свойственным человеку, ему удавалось успешно справляться со сложными ситуациями. Но компенсаторные возможности людей не безграничны.

И когда появились технические устройства, в которых требования задач управления стали превосходить возможности человека, это несоответствие стало обнаруживаться в большом числе ошибок.

Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы — условий, при которых человек уже не мог даже при мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решать возложенные на него задачи. Отсюда следовал важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактически провоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучении психофизиологических особенностей деятельности человека в новых сложных технических системах, изучения его возможностей по разрешению возникающих в ней задач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовке операторов для управления ими.

Разрешение всех этих проблем только инженерными методами, естественно, было невозможно. Нельзя было непосредственно использовать для этого также данные, накопленные в психологической науке, поскольку сведения о психической деятельности человека в современных сложных системах управления просто отсутствовали, а имеющиеся в общей, экспериментальной и трудовой психологии данные нуждались в соответствующей переработке в связи с новыми задачами человека в современных системах и с необходимостью их проектирования.

Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек—машина», способных эффективно разрешать возложенные на них задачи. Для решения этого круга проблем и сформировалось новое научное направление в психологической науке, получившее название инженерной психологии.

Инженерная психология — область психологической науки, изучающая деятельность человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем. Основной задачей инженерной психологии является выявление психических закономерностей деятельности человека в указанных системах с целью их учета при конструировании оборудования таких систем, подготовке людей для их управления и обеспечения таким образом наиболее эффективного их применения.

В инженерной психологии изучается система «человек— машина», — система, включающая в себя человека (или группу людей) и машины, посредством которых осуществляется трудовая деятельность, причем здесь рассматривается главным образом сложная система «человек—машина», которую, в отличие от обычной, несложной системы, условимся определять по двум необходимым признакам. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него через дистанционные передачи. Поэтому его информация об объекте и способы воздействия на него оказываются более ограниченными, чем при непосредственном взаимодействии с объектом. Во-вторых, в сложной системе у человека нет заранее заданной жесткой программы действий, поскольку здесь обычно нельзя предвидеть, какие возникнут задачи, и нет однозначных способов их разрешения. Указанные и ряд других особенностей сложных систем (они будут дополнены далее) и определяют существенные отличия деятельности в них человека как объекта инженерно-психологических исследований, по сравнению с прочими системами «человек—машина», которые остаются объектом изучения трудовой психологии.

Наиболее значительные работы по инженерной психологии появились в США и Англии в середине 40-х гг. нашего столетия.

Среди их авторов следует отметить известных психологов А. Чапаниса (A.Chapanis), К.Моргана (С. Morgan), P.Слейта (R. Slight), К.Крейка (К.Craik). В начале 50-х гг. широкую популярность приобрели работы П. Фитса (P. Pitts), Дж.А. Миллера (G.A. Miller), Е.Мак-Кормика (Е.Мс.Cormic) и др.

Отечественная инженерная психология начала развиваться в 50-х гг. Однако уже в 20-х гг. в советской психологии проводились исследования, которые носили явно выраженный инженерно-психологический характер: изучались различные органы управления, восприятие сигнальных знаков и пр. Так, Н. А. Бернштейн, ставший впоследствии выдающимся психофизиологом, изучал в те годы рабочее место вагоновожатого, Н. А. Эпле — авиационные индикаторы на приборной доске летчика. Первая в нашей стране лаборатория, начавшая изучение проблем современной инженерной психологии, была организована в 1959 г. В Ленинградском университете. Один из ее основателей Б. Ф. Ломов выпустил в 1963 г. первую отечественную монографию, систематизировавшую исследования по инженерной психологии.

В 1964 г. советская инженерная психология обогатилась основополагающими работами В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова, А. Н. Леонтьева, В. Д. Небылицына и др.

В развитии отечественной инженерной психологии обнаруживаются некоторые закономерности. До середины 60-х гг. ее исследования были направлены главным образом на анализ психофизиологических особенностей восприятия индикаторов, моторных действий, а также на выявление конструктивных ошибок в согласовании оборудования действующих систем с возможностями человека и на поиски научно обоснованных решений для их исправления. В середине и особенно в конце 60-х гг. в инженерной психологии обнаруживается стремление, с одной стороны, к объединению накопившихся к тому времени разрозненных исследований в единую систему, с другой — к поискам обобщенных оценок работы человека-оператора, функционирования человеко-машинных систем и, в частности, к определению их надежности.

С начала 70-х гг. по настоящее время наметилась тенденция к интеграции всех инженерно-психологических исследований в направлении разработки методов проектирования систем «человек—машина». Попутно выдвинулись проблемы анализа коллективной деятельности малых групп людей, осуществляющих совместное управление сложной системой, и учета их взаимодействия при проектировании системы, а также проблемы получения более разносторонних и обобщенных оценок функционирования систем «человек—машина» и деятельности в них человека — определения степени эффективности их работы.

Инженерная психология является отраслью психологической науки. Однако тесная связь с техникой и проектировочная направленность придают этой отрасли, по сравнению с другими отраслями психологии, особую специфическую направленность. И эта специфичность проявляется, в частности, в том, что задачи, которые решаются в данной области, являются не только задачами психологии, но и ряда других наук. Для лучшего понимания сущности инженерной психологии рассмотрим ее место в системе различных наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: