Инженерная психология и эргономика

Инженерная психология непосредственно связана с эргономикой — наукой о законах труда (эргономика — от греч. ergon работа и nomos закон).

Хотя психологическая сторона и оказывается весьма важной в трудовой деятельности человека, однако не только она одна влияет на ее течение и результат. На процесс и результат труда влияют также физиологические, гигиенические, эстетические и многие другие факторы.

Поэтому, чтобы обеспечить эффективность деятельности человека в процессе труда, необходимо создавать такие конструкции инструментов, машин, такие условия деятельности, при которых возможно было бы учитывать и психологические, и физиологические, и гигиенические, и антропометрические, и эстетические и прочие особенности человека в труде. Иначе говоря, для создания достаточно совершенных инструментов, машин, позволяющих человеку эффективно трудиться, наряду с инженерными и психологическими знаниями, должны использоваться также знания из области физиологии, гигиены труда, динамической антропометрии, технической эстетики и других наук, изучающих человека в труде.

Таким образом, эргономика выступает как область, которая синтезирует в себе данные ряда наук, изучающих различные стороны трудовой деятельности. Однако она не является простой суммой знаний этих наук. Эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, имеющая целью обеспечить эффективность труда путем создания таких конструкций инструментов и машин, таких условий труда, которые являются оптимальными с точки зрения требований различных наук. Под эффективностью здесь понимается не только производительность, качество и другие стороны труда, определяющие его рентабельность, но и удовлетворенность человека своим трудом, формирующее влияние труда на его личность. Прикладным «выходом» эргономики является научная организация труда (НОТ), которая основывается, наряду с эргономическими факторами, также на соображениях экономического и организационного порядка.

Особую актуальность эргономические исследования приобретают применительно к сложным системам «человек—машина», где для человека создаются трудные, порой весьма необычные условия деятельности. Из сопоставления целей и задач, стоящих перед эргономикой и инженерной психологией, следует, что инженерная психология фактически решает частные задачи эргономики применительно к сложным системам «человек—машина» и может в этом смысле рассматриваться как одна из ее областей. Нужно отметить, что удельный вес в эргономической науке отдельных составляющих ее областей в разных странах далеко не одинаков. Это обстоятельство обусловило различные трактовки предмета исследования эргономики. Так, во Франции и Польше, где широко изучается физиология труда, основой эргономики считают именно эту область. В Чехословакии, напротив, преобладают исследования по гигиене труда, в Болгарии — по динамической антропометрии и главным предметом эргономики считаются именно они. В Советском Союзе среди эргономических исследований наибольший удельный вес имеют работы по инженерной психологии. Это обстоятельство иногда служит поводом к отождествлению инженерной психологии с отечественной эргономикой. Подобное отождествление следует, конечно, рассматривать как весьма условное.

В современной эргономике можно выделить два этапа ее развития. До конца 60-х гг. эргономика развивалась по пути расширения и углубления исследования трудовой деятельности в рамках отдельных наук трудовой и инженерной психологии, физиологии труда, динамической антропометрии и др. В результате подобных исследований разрабатывались пути корректировки и усовершенствования различных сторон труда. К концу 60-х и началу 70-х гг. наметился переход от накопления данных в отдельных областях эргономики к созданию целостной теории проектирования систем деятельности. Начался, как отметил В. М. Мунипов, переход от коррективной эргономики к проективной. (Мунипов В. М. Эргономика и техническая эстетика — «Техническая эстетика» 19659 №7, с 1.)

Если ранее шло поочередное устранение недостатков системы отдельно по психологическому, физиологическому, гигиеническому и прочим несоответствиям и ее общее усовершенствование достигалось за счет суммарного эффекта всех корректировок, то теперь возникла задача уже не апостериорного исправления недостатков действующих систем, а априорного учета различных эргономических факторов при разработке и создании новых систем. Заметим, что именно в этот период и в инженерной психологии наметился переход от критики и корректировки недостатков существующих систем к учету психологических факторов в процессе системного проектирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: