В научной работе часто приходится прибегать к тезированию, т.е. использованию тезисов

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника научной статьи или монографии. Такие тезисы необходимы для дальнейшей научной работы студентам и аспирантам. Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Основными способами изложения в научном тексте являются: описание, повествование и рассуждение.

Описание представлено в научном стиле довольно широко и характеризуется наибольшей простотой и четкостью организации.

Цель описания — создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.

В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и устанавливаются связи между ними, причем так, чтобы у читателя сложилось законченное представление о данном объекте.

Если в центре высказывания - ход, развитие действия, временные отношения, то перед нами повествование.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вывода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложном - несколько мыслей. Выводов тоже может быть несколько или один обобщенный.

Рассуждение может быть представлено следующими речевыми компонентами: объяснение нового понятия, явления; введение в объяснение термина; выведение и объяснение формулы, закона; цепь суждений, объясняющая авторскую точку зрения на что-либо; обоснование авторской позиции и т.д.

Доминирующей формой рассуждения является условное умозаключение, которое может быть представлено различными вариантами.

Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассуждение и доказательство наиболее широко представлены в текстах по математике.

Одним из наиболее распространенных способов изложения в научном стиле является определение, которое часто состоит из таких компонентов:

(I) наименование видового понятия + (2) связка («есть», «является», «называется» и пр., которая содержательной роли не играет, часто бывает нулевой) + (3) наименование родового понятия + (4) указание на признак, выделяющий этот вид внутри рода.

Определяемое понятие соотносится с ближайшим родом, к которому оно принадлежит, при этом называются признаки (признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовое отличие).

В построении учебных и научных текстов чаще используются дедуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определения, затем следуют примеры. Для научно-популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определение.

Сообщение передает информацию о материальных объектах, процессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объектов. Цель сообщения - информировать читателя обо всех перечисленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного спо­соба изложения выделяют вывод, однако в «чистом виде», в отличие, скажем, от определения, вывод, как правило, встречается только во вторичных текстах (например, реферат-резюме).

В основном же вывод, как естественный компонент смысловой структуры текста (итог), входит в состав текста-рассуждения или текста-повествования.

Следует помнить, что в современном научном стиле собственно описательные, повествовательные и другие тексты встречаются довольно редко. Гораздо чаще можно встретить совмещение способов изложения в одном тексте.

Однако в любом случае сохраняются доминирующие особенности текстов, так или иначе связанные с описанием, повествованием и рассуждением.

Для описания характерно перечисление одновременных явлений (отношения параллелизма); для повествования — изложение последовательности действий и состояний (временная протяженность); для рассуждения — изложение причинно-следственных (выводных) отношений.

Если соотнести способы изложения с функциональными стилями, то можно сказать, что для художественных текстов характерно описание, повествование и рассуждение, для научных - описание, рассуждение и определение; в деловом и публицистическом стилях доминирует рассуждение (доказательство), в раз­говорном - повествование.(69-74).

Построение разделов научного текста в идеале должно представлять собой своеобразную рамку: в начале раздела - формулировка его темы, в конце - подведение итога и указание на дальнейший ход изложения. Изложение авторов, которым удается выдержать такую композицию, выгодно отличается своей четкостью и ясностью. Тема нового раздела может формулироваться:

1) в начале данного раздела, главы, параграфа и т.д.;

2) в конце предыдущего раздела, главы, параграфа и т.д.

В последнем случае осуществляется особенно тесная связь между разделами, что способствует ясности изложения. Что касается последнего абзаца «Введения», то он обычно формулирует не тему следующего раздела, а проблематику всей работы в целом.

Целесообразным при формулировке темы раздела в его начале оказывается следующее построение абзаца: подведение в одном или нескольких предложениях итога сказанному в предыдущем разделе + формулировка проблематики данного раздела.

При конечном положении абзаца, формулирующего проблематику последующего раздела, итог сказанному подводится обычно в предыдущих абзацах, а последний абзац целиком посвящен формулировке темы последующего раздела.

В научном тексте одним из основных приемов для достижения ясности изложения является композиционная организация текста.

Принципы композиционного построения (деления) монографий более индивидуализированы, т.е. более зависят от авторских стремлений и вкусов, композиционное же деление статей индивидуализировано гораздо меньше и в значительно большей степени зависит от принятой в том или ином журнале формы композиции, поскольку направление журнала и его полиграфическая традиция диктуют авторам композиционные приемы.

Все разделы и подразделы, как правило, пронумерованы. Однако употребление различного рода шрифтов делает цифровое обозначение не обязательным: иерархия шрифтов наглядно отражает иерархию частей, т.е. их отношение друг к другу (их самостоятельность и равноценность или их соподчинение, в том числе и многократное, ступенчатое). Шрифтовое выделение играет большую роль в донесении до читателя мысли автора и может способствовать (или мешать) ясности изложения.

В современных научно-технических статьях преобладает дробное членение на отдельные мелкие разделы, которые иногда состоят всего из нескольких абзацев (или даже из одного).

В печатном научном тексте существует специфический способ отделения главного от второстепенного.

Композиционно-смысловую структуру научного текста упрощенно можно представить как двуплановое образование, а именно:

План развернутого общего содержания;

План свернутого, сжатого содержания.

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Перечисленные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложениями и иллюстрациями (если иллюстрации вынесены за текст).

План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. На фоне старого знания автор формулирует новое, что определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста. (82).

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству, аргументации основных положений работы, выраженных во введении тезисно. Причем в начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной же час­ти помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов.

Поскольку все изложение в тексте подчинено решению одной научной проблемы, самостоятельность и отдельность каждого композиционного элемента являются относительными: любой раздел научного текста выполняет свою задачу только в единстве с другими, будучи связан с ними целой системой отношений (сопоставлений, противопоставлений, дополнений и т.п.).

В связи с этим основная идея и проблема научной работы, сформулированные во введении в общем виде, затем развертываются в основной части: опровергаются, доказываются, объясняются, уточняются и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: