Признаки
| Индивидуально-ориентированная
технология
| Личностно-ориентированная
технология
|
Базовое
понятие
| Индивидуа́льность (от лат. individuum – «неделимое, особь»), в «Психологическом словаре» определяется совокупностью характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого[5]
| Согласно «Большому энциклопедическому словарю»[6] личность определяется устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения
|
Базовый
подход
| Индивидуально-ориентированный
Предусматриваетсоздание в образовательном процессе оптимальных условий для учета, развития, проявления индивидуальных характеристик ребенка: черт темперамента, специфики интересов, особенностей памяти, мышления, восприятия
| Личностно-ориентированный
Предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самопроявления, самореализации ребенка во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса и социальной средой
|
Основная функция
педагога
| Педагогическая поддержка – помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных с особенностями его психологического и физиологического развития
| Педагогическое сопровождение – поддержка стремлений ребенка к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений
|
Комплексный результат
| Развитие индивидуальности
| Развитие личности
|
Примеры технологий
| Технология полного усвоения знаний, адаптивная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения
| Технология «Дебаты», технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология «Педагогические мастерские»
|
Очевидно, что для практического работника не принципиально, к какому из вышеперечисленных типов относится используемая технология, но для педагогики как науки было бы целесообразно различать эти понятия. В целом, стоит отметить, что в педагогической практике разделение данных технологий достаточно условно. Педагог целенаправленно развивает индивидуальные и личностные качества ребенка, используя ту или иную технологию.
Таким образом, с учетом всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология» и «индивидуально-ориентированная технология» отличают следующие признаки: подход, в рамках которого они реализуются, общая целевая направленность, планируемый результат, основная функция педагога. Также необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностно-ориентированных технологий. Например, технологию проектной деятельности, с одной стороны, относят к продуктивным технологиям, сориентированным на развитие творческой индивидуальности, с другой – проектная деятельность предполагает сотрудничество участников, социальную направленность проектов, что позволяет ребенку проявлять и развивать социальное самосознание как важнейшую характеристику своей личности.