double arrow

Цели и задачи современного высшего образования

Роль высшего образования в современной цивилизации

План

1. Цели и задачи современного высшего образования.

2. Проблемы высшего образования в Украине и мире.

3. Компетентность выпускника.

Цели и задачи современного высшего образования.

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства, сопровождающееся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Если представить образование в виде пирамиды, то высшее образование является ее вершиной. Высшее образование дает возможность получить фундаментальные знания, с помощью которых человек может видеть мир целостным, объемным, понимать суть происходящих изменений в природе, обществе, человеке. Высшее образование помогает нам получить профессиональную подготовку в какой-либо отрасли знаний. Фактически сегодня система высшего образования это институт духовного воспитания человека, обогащения его человеческого капитала, улучшения его качеств как субъекта производственных отношений. Вузы формируют такую совокупность знаний и навыков членов общества, которые могут обеспечить возможность их целенаправленной деятельности в системе общественного разделения труда.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

В связи с этим широкое признание получила теория «человеческого капитала». Еще в начале ХХ столетия американский экономист Фишер предпринял попытку создать концепцию всеобъемлющего капитала. Согласно этой концепции капиталом является все то, что в течение известного времени приносит доход, причем любой доход является капиталом. Понятие капитала включало при этом в себя как средства производства, так и рабочую силу. Поэтому капитал – единственный фактор производства, а все участники его – капиталисты. Т.е., была сделана попытка, стереть грань между трудом и капиталом.

Эта теория считается составной частью широко распространенной на Западе общей теории экономического роста. Основные теоретические посылы ее сводятся к следующему:

1. приобретенные людьми в результате учения навыки и знания являются формой капитала;

2. человеческий капитал в своей значительной части является продуктом преднамеренного инвестирования;

3. человеческий капитал возрастает более быстрыми темпами, чем обычный вещественный капитал;

4. рост человеческого капитала можно считать самой характерной чертой современной экономической системы.

«Человеческий капитал» можно представить в широком и узком смысле. В узком смысле одной из форм капитала является образование: человеческим его называют потому, что эта форма становиться частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущего удовлетворения или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле «человеческий капитал» формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.

Человеческий капитал – это экономическая категория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в следствии инвестиций производительных способностей, личностных черт и мотиваций индивидуумов, находящихся в их собственности и используемых в экономической деятельности, что способствует возрастанию производительности труда, росту личных доходов и, в конечном счете, национального богатства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: