Понятие компетентности

Начало ХХІ века ознаменовалось новым направлением модернизации высшего образования, связанным с использованием таких характеристик, как компетентность, интеллектуальная инициативность, креативность, самореализация и тому подобное.

Современность выдвигает к специалистам в разных сферах требования относительно возможности успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. При этом работодателями делаются запросы не к наличию у работника определенной квалификации, умений выполнять те или те действия, а компетентности. При этом работодателями делаются запросы не к наличию у работника определенной квалификации, умений выполнять те или те действия, а компетентности. Поэтому сегодня цель профессионального образования заключается в том, чтобы не только передать молодежи профессионально значимые знания и умения в определенной отрасли, но и предоставить возможность успешно разрешать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, инициативно работать в коллективе, брать на себя ответственность. В докладе международной комиссии Жан Делор сформулировал четыре столба образования ХХІ века – научить познавать, научить работать, научить жить вместе и научить жить.

Внедрение в образовательный процесс идей компетентностного подхода нельзя связывать только с присоединением Украины и других постсоветских стран к Болонського процесса. Хотя, бесспорно, что глобализация и интеграция экономик, разных сфер общественной жизни требует гармонизации системы высшего образования в разных странах. Однако изменение принципов адаптивности на принципы компетентности выпускников является объективным требованием времени, которое находит свое отражение не только в научных дискуссиях, но и официальных документах, которые регламентируют образовательный процесс в высшей школе. Считается, что компетентностный подход отвечает запросам производственной сферы, является обобщенным условием возможности человека эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, становится радикальным средством модернизации образования, которое позволяет моделировать ее результаты.

Что же такое компетентность?

Компетентность – это динамическое личностное образование, которое интегрирует приобретенные знания, умения, навыки, личностные качества, опыт деятельности, свидетельствует о способности и готовности человека решать разнообразные проблемы в социальной и профессиональной сферах, а также обеспечивает возможность дальнейшего саморазвития.

То есть компетентность отображает результат учебы и воспитания выпускника ВУЗА, его социальную и профессиональную зрелость, готовность к самостоятельной деятельности как гражданина и профессионала. Поскольку эта готовность проявляется в разных сферах жизнедеятельности, то естественно, что модель выпускника не ограничивается только перечнем определенных видов профессиональной компетентности.

В трудах отечественных и зарубежных ученых четко прослеживается общая тенденция вычленить в компетентности две составляющей – общие и профессиональные компетентности. Общие компетентности включают общенаучные, социальные, коммуникативные, личностные и организационные знания, навыки и умения, а также определенный опыт их использования. Профессиональные компетентности содержат и базовые для определенной сферы деятельности знания, и специализированы. Безусловно, что эти составляющие компетентности будущего специалиста взаимодействуют между собой и способствуют его целостному профессионально-личностному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: