Проблемы высшего образования в Украине и мире

Теория человеческого капитала легла в основу реформирования системы профессионального образования в большинстве стран мира. Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий и т.д.

Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции – формировать созидающую силу, созидательные силы общества. О всеобщем кризисе высшего образования ученые начали говорить еще с конца 60-х годов ХХ века. Однако только через 20 лет констатация кризиса высшего образования из научной литературы перешла в официальные документы и высказывания государственных деятелей.

В отечественной науке вплоть до недавнего времени отвергалось само понятие "мировой кризис образования". В период существования советской власти, образовательный кризис казался возможным лишь за рубежом, "у них". Считалось, что "у нас" речь может идти лишь о "трудностях роста". Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается. Напротив, обнаруживается тенденция к анализу и определению его симптомов и путей выхода из кризисной ситуации.

Суть мирового кризиса видится, прежде всего, в ориентации сложившейся системы высшего образования в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

При этом, современное развитие общества требует новой системы образования, "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, возможности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис высшего образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования, в частности высшей школы, именно сейчас, в условиях столь сложной исторической ситуации в Украине? Встает вопрос, нужны ли они вообще, ведь высшая школа Украины, бесспорно, обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные "наработки" отечесвнееной высшей школы:

• она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

• по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

• отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

• традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таким образом, отечественная высшая школа объективно занимала одну из ведущих позиций, она обладает рядом достоинств, которые могут стать основой ее модернизации.

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране – настоятельная необходимость. Происходящие в обществе изменения все более обостряют недостатки отечественного высшего образования, которые в свое время рассматривались как его достоинства.

Среди таких проблемных позиций можно назвать следующие:

1. в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые выпускаются с учетом ближайших перспектив НТП. Но для обучения таких специалистов наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу.

2. бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности. Поэтому по целому спектру профессий необходимо пересмотреть статус, который должен обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение.

3. чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой идет в ущерб общему духовному и культурному развитию личности. Сегодня высшая школа выпускает специалистов без устойчивой ценностной основы, даже по отношению к самой профессиональной среде.

4. усредненный подход к личности, валовой выпуск специалистов, невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде квалифицированных рабочих с университетским образованием.

5. тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли и до сих пор подавляют инициативу и ответственность преподавательского корпуса.

6. вследствие многолетней милитаризации общества, экономики и образования в период советской власти сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку вообще.

7. изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, с другой, исказили главную функцию человека с высшим (особенно техническим) образованием, творческую разработку принципиально новой техники и технологии.

8. экономический застой, затянувшийся кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Сегодня эти негативные характеристики особенно обострились и дополнились рядом других, подчеркивающих кризисное состояние высшей школы в Украине:

• наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов, что частично объясняется демографическим спадом.

• существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;

• отмечено сокращение численности преподавательского корпуса высшей школы.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством предпринимаются немалые усилия, направленные на реформирование высшей школы. Основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой Украины.

Однако проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера. Нужна новая философия высшего образования, которая должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Предлагаемую методологию можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются человек, его духовное развитие, система ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: