Международный Валютный Фонд

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно – кредитная организация, которая была создана в 1944г.

МВФ организован по аналогии с акционерной компанией, так как размер взноса в капитал определяет возможность влияния страны – участницы на его деятельность. Участие той или иной страны в МВФ определяется квотой (доля, часть, пай, приходящиеся на одного из участников общего дела).

Штаб – квартира МВФ находится в Вашингтоне – столице США, страны, которая имеет наибольшую по размеру квоту. Квоты стран- членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР (специальные права заимствования) или СКВ (свободно конвертируемой валютой) и 75% - национальной валютой). Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

Основными задачами МВФ являются:

содействие сбалансированному росту международной торговли;

предоставление кредитов странам – членам (срок от 3 до 5 лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

отмена валютных ограничений;

межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе Фонда.

Возможность получения кредитов в МВФ ограничена следующими условиями:

лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране – заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Республика Казахстан является членом МВФ с 1992года. Первоначально членство Казахстана в МВФ определялось квотой в размере 247,5 млн. СДР (СДР = 1,32 доллара США). В 1998г. Казахстану было предложено повысить квоту до 365,7 млн. СДР. Квота определяет количество голосов в МВФ: один голос за каждые 100 000 СДР квоты плюс 250 базовых голосов.

Руководящими органами МВФ являются Совет управляющих и директорат. Каждая страна назначает своего управляющего, как правило, Министра финансов или Председателя Центрального банка. Директорат состоит из 22 членов от групп стран. Его решения принимаются консенсусом.

МВФ постоянно взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Парижским и Лондонскими клубами. Соглашения с МВФ имеют особое значение, так как они являются ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов, играя роль своеобразного «пропуска» для налаживания отношений с другими международными финансово – кредитными организациями.

В Республике Казахстан в отношении кредитов МВФ заемщиком выступает Национальный банк Республики Казахстан. Кредиты МВФ используются на поддержку платежного баланса, поскольку МВФ не предлагает странам – членам финансирование бюджета и практикует только финансирование улучшения состояния международных резервов страны. Это является стандартной и традиционной задачей МВФ.

Казахстан за минувшее десятилетие заключал с МВФ соглашения по программам финансирования системных преобразований (STF), «Стэнд бай» («Stand – by»), расширенного кредитования (EFF). За это время республикой было освоено 538,3 млн. СДР. В частности, решением исполнительного совета директоров МВФ от 02 февраля 1993г. в Казахстане была принята первая программа МВФ финансирования системных преобразований на 123,75 млн. СДР. Средства займа получены и освоены Казахстаном полностью. 26 января 1994г. после подписания соглашения о резервных кредитах на сумму 123,75 млн. СДР была принята годовая программа экономических и финансовых реформ. Это соглашение было продлено до 31 мая 1995г. Средства этого займа освоены в сумме 74, 25 млн. СДР. 5 июня 1995г. было подписано новое соглашение о резервных кредитах на 185,6 млн. СДР. Средства этого займа были освоены Казахстаном полностью. Обе программы о резервных кредитах были основаны на последовательном ужесточении фискальной, денежно-кредитной политики и проведении структурных реформ в экономике. Программы способствовали прогрессу приватизации и реструктуризации предприятий. В результате такой политики инфляция была снижена, и платежный баланс страны был значительно улучшен. Жесткая финансовая политика заложила основу для восстановления международного доверия к республике.

17 июля 1996г. было подписано соглашение с МВФ о программе расширенного кредитования на три года на сумму 309,4 млн. СДР. Программа предназначалась для того, чтобы объединить полученные позитивные результаты макроэкономической политики с комплексной программой структурных реформ, изложенной в правительственной среднесрочной программе. В целях ее реализации, помимо продолжения жесткой финансовой политики, предусматривались улучшения в системе налогового администрирования, управления расходами бюджета, пересмотр политики социальных расходов с целью повышения ее эффективности и совершенствования. По данной программе Казахстаном освоено 154,7 млн. СДР.

Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. 17 июля 1996г. Казахстан присоединился к соглашениям фонда, которые содержат обязательства не вводить без согласия МВФ ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к практике множественных валютных курсов.

13 декабря 1999г. было подписано новое соглашение с МВФ о программе расширенного кредитования на три года на сумму 329,1 млн. СДР. Постановлением Правительства Республики Казахстан был одобрен Меморандум об экономической политике Правительства и Национального Банка Республики Казахстан на период по 31 декабря 2002г. Кредит должен был выделяться траншами по мере выполнения мероприятий, одобренных меморандумом. Но в связи с благоприятной экономической ситуацией в республике, средства в рамках этого кредита не привлекались.

В мае 2000г. Республика Казахстан стала единственной страной в СНГ и Восточной Европе, которая досрочно погасила свои долги перед МВФ. Тем самым, Казахстан продемонстрировал международным организациям, финансовым институтам, иностранным кредиторам свои возможности по обслуживанию кредитов.

Кроме того, МВФ осуществляет постоянный контроль за макроэкономической и валютной политикой стран – членов, а также за состоянием мировой экономики.

Одна из форм контроля - предусмотренные статьей 4 устава МВФ регулярные (как правило, ежегодные) консультации с правительственными учреждениями государств – членов. Страны – члены обязаны консультироваться с фондом по вопросам их макроэкономической и валютной политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами консультаций МВФ публикует информацию, где дается оценка экономической политики и перспектив стран – членов, выработанная исполнительным советом фонда.

При проведении ежегодной консультации с Республикой Казахстан исполнительные директора МВФ дали высокую оценку макроэкономической и фискальной политике страны. В своих отчетах они отмечают растущее доверие к финансово – банковской системе Казахстана, сохранение стабильного курса национальной валюты, проведение структурных реформ. Положительно отмечено создание единого органа по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями (АФН).

На сегодняшний день между МВФ и Казахстаном за годы сотрудничества достигнуто взаимопонимание по всем основным направлениям экономической политики государства и продолжение сотрудничество с МВФ является дополнительным фактором, способствующим лучшему отношению инвесторов и кредиторов к Казахстану, повышению степени их доверия.

Глоссарий:

Квота - участие той или иной страны в МВФ (доля, часть, пай, приходящиеся на одного из участников общего дела).

Кредит «Stand – by» - стабилизационный кредит МВФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: