Занятие 1

Тема занятия: Функциональные свойства сердечной мышцы.

МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Сердце - центральный орган кровено-сной системы, ритмично нагнетающий в артерии кровь, поступаю-щую из вен, обеспечивая тем самым непрерывный её ток по крове-носным сосудам и бесперебойное снабжение клеток организма кис-лородом и питательными веществами. Нарушения его функционирования - ишемическая болезнь сердца занимает ведущее место в структуре смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. На этом основании выделились направления медицины, изучающие функцию, болезни сердца и сосудов, причины их возникновения, механизмы развития, клинические проявления, диагностику, методы лечения и профилактики, - кардиология и кардиохирургия.

Цель занятия: Изучить свойства миокарда как возбудимой систе-мы, обеспечивающей выполнение сердцем его функций.

Знать Уметь
1)Структуру и функции сердца; 2) характеристику свойств сердечной мышцы: возбудимости, автоматии, проводимости и сократимости, их отличия от скелетных миоцитов; 3)механизмы электромеханиче-ского сопряжения; 4) особенности действия законов раздражения в миокарде. Использовать знания о механизмах формирования процессов возбуждения в проводящей системе сердца и сократительных кардиомиоцитах для оценки их адекватной деятельности и физи-ологических аспектов формирования экстрасистол. Анализировать состояние водителя ритма по частоте сердечных сокращений.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Анатомия полостей и клапанного аппарата сердца.

2. Гистология сократительных и атипичных кардиомиоцитов.

3. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, физиология скелетной мышцы.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Функции сердца.

2. Электрофизиологическая, электрохимическая, функциональная и метаболическая характеристика состояния покоя (диастолы) и состояние возбуждения (систолы) рабочего миокарда предсердий и желудочков.

3. Электрофизиологическая, электрохимическая, функциональная и метаболическая характеристика состояния покоя и возбуждения клеток проводящей системы.

4. Особенности проводимости рабочего миокарда предсердий и желудочков.

5. Особенности сократимости рабочего миокарда предсердий и желудочков.

6. Соотношения во времени процесса возбуждения, фаз возбудимости, систолы и диастолы в клетках рабочего миокарда.

7. Особенности действия законов раздражения в миокарде.

В тетради для практических занятий выполнить задания:

1. Схематически изобразить: 1.1. проводящую систему сердца человека, указать: 1.2. её составные элементы и уровни их автоматии; 1.3. скорости проведения возбуждения в разных отделах проводящей системы и сократительного миокарда.

2. Нарисовать график потенциала действия (ПД) водителя ритма (синоатриального узла) с обозначением: 2.1. величин максимального диастолического потенциала (МДП), критического уровня деполяризации (Екр.), нулевого уровня и овершута; 2.2. отметить амплитуду ПД и величину порогового потенциала; 2.3. название фаз ПД и их ионные механизмы (роль ионов натрия, калия, кальция); 2.4. указать механизм автоматии.

3. Изобразить синхронно во времени: 3.1. развитие фаз ПД рабочего кардиомиоцита, изменений его возбудимости и миограммы систолы и диастолы; 3.2. обозначить уровни ПП, Екр., нуля, смены заряда; 3.3. указать названия фаз ПД и возбудимости, 3.4. объяснить их ионные механизмы.

4. Указать основные отличия потенциалов действия водителя ритма и сократительных кардиомиоцитов (причины их возникновения, наличие или отсутствие плато, медленной диастолической деполяризации, длительность возбуждения).

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология. Учебник. В 3-х томах. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. М.: Центр Академия, 2006.

2. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова- М.: ООО «МИА», 2008.

3. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007.

4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Электронные издания:

5. Орлов Р.С. Нормальная физиология. Учебник.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- ФИРО (ЭБС Консультант студента)

6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии. В 2-х томах.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- УМО (ЭБС Консультант студента)

Дополнительная литература:

7. Нормальная физиология: Под ред. К.В Судакова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

8. Физиология человека: Атлас динамических схем– К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

9. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, - М.: Медицина, 2003.

10. Обучающая программа и её презентация «Физиология сердца», разделы: «Анатомический обзор: Сердце», «Автоматия сердца», «Потенциал действия».

11. Видеоматериалы: «Физиология сердца. Приготовление препарата изолированного сердца лягушки», Центр. науч.фильм,10 мин. и

«Автоматия сердца», Центр. науч. фильм 10 мин.

Тематика рефератов:

1. Современные представления об ионных механизмах развития спонтанной деполяризации в пейсмекерных клетках сеодца.

2. Механосенситивные каналы кардиомиоцитов.

3. Трансплантация сердца. Физиологические основы.

4. Современные проблемы искусственного кровообращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: