Тема занятия: «Анализ сердечного цикла. Клинико-физиоло-гические методы исследования сердца»
МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Информация о фазовой структуре сердечного цикла и особенно систолы левого желудочка может оказать помощь в оценке функционального состояния сердечно-сосуди-стой системы, в частности, позволяет судить о компенсаторных воз-можностях аппарата кровообращения. Для оценки функционального состояния миокарда желудочков по данным фазовой структуры систолы используют метод сравнения конкретных величин с должными при данной частоте сердечных сокращений. Как правило, при патологии или при нагрузочных пробах у здоровых людей имеют место одновременные изменения двух и более фаз систолы левого желудочка и/или поликардиографических комплексных показателей.
Цель занятия: Изучить динамику формирования сердечного цикла, основные принципы исследования биоэлектрических, звуковых и механических проявлений деятельности сердца.
Знать | Уметь |
1. Периоды и фазы сердечного цикла с изменением давления в камерах сердца, состояния клапанного аппарата и близ лежащих сосудов. 2. Методы исследования биоэлектрических процессов в сер-дце. 3. Происхождение зубцов, сегментов и интервалов нормальной электрокардиограммы (ЭКГ). 4. Методы исследования звуковых проявлений деятельности сердца. 5. Принципы поликардиографического исследования. | Использовать знания о методах исследования сердечного цикла для анализа состояния проводящей системы сердца, клапанного аппарата и его камер. Проводить анализ: 1. зубцов, сегметов и интервалов ЭКГ здорового человека в стандартных отведениях; Выслушивать тоны сердца и объяснять их происхождение. Определять и оценивать длитель-ность сердечного цикла по пульсу |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
|
|
1. Анатомия и гистология сердца.
2. Физиология возбудимых тканей.
3. Особенности распространения возбуждения в сердце.
4. Биофизические основы клинико-физиологических методов исследования сердца.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Понятие «сердечный цикл», состояние периодов и фаз в норме:
1.1. электрофизиологическая и механокардиографическая характеристика;
1.2. динамика изменения давления крови в камерах сердца;
1.3. состояние клапанов сердца;
1.3. динамика изменения давления крови в аорте и полой вене.
2. Электрофизиологические методы исследования сердца.
2.1. Основные принципы электрокардиографии, происхождение зубцов, интервалов, сегментов ЭКГ.
2.2. Принципы и особенности векторэлектрокардиографии (ВКГ).
|
|
3. Методы исследования звуковых проявлений деятельности сердца:
3.1. Фонокардиография (ФКГ), характеристика и происхождение тонов сердца.
3.2. Основные принципы аускультации. Места наилучшего прослушивания I и II тонов сердца.
4. Принципы методов сфигмографии (СГ) и флебографии (ФГ). Динамика взаимосвязи с сердечным циклом.
5. Основные принципы поликардиографии. Соотношение показателей электрокардиограммы, фонокардиограммы и фаз сердечного цикла во времени.
В тетради для практических занятий выполнить задания:
1. Представить схему сердечного цикла. Указать: 1.1. средние показатели длительности его фаз и периодов, 1.2. состояния клапанного аппарата, 1.3. изменение давления и характер движения крови в отделах сердца.
2. Нарисовать образец ЭКГ во II стандартном отведении, обозначить зубцы, сегменты и интервалы с их длительностью.
3. Изобразить векторэлектрокардиограмму с обозначением её петель.
4. Нарисовать основные показатели поликардиографии - схемы зарегистрированных синхронно ЭКГ, ФКГ и СГ сонной артерии; обо-значить их основные элементы.
5. Определить длительность сердечного цикла по пульсу.
Методика: Найдите у испытуемого пульс на лучевой артерии. Для этого охватите запястье испытуемого так, чтобы 2, 3 и 4 пальцы легли на лучевую артерию. Дистально расположенными пальцами сильнее прижмите артерию к кости, тогда указательный палец будет отчетливо ощущать пульс. Определите частоту пульса в покое; сразу после 20 приседаний за 15 секунд; через 3 мин после физической нагрузки. Рассчитайте длительность сердечного цикла по формуле: Т = 60 сек.: Р, где Р – частота пульса за 1 мин. Данные об изменении частоты пульса и длительности сердечного цикла занести в таблицу:
ФИО испытуемого | Частота и длительность сердечного цикла | |||||
В покое | Сразу после приседа ний | Через 3 мин | ||||
Частота | Длительность | Час- тота | Длительность | Час-тота | Длительность | |
Оцените полученные результаты.
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология. Учебник. В 3-х томах. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. М.: Центр Академия, 2006.
2. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова- М.: ООО «МИА», 2008.
3. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Электронные издания:
5. Орлов Р.С. Нормальная физиология. Учебник.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- ФИРО (ЭБС Консультант студента)
6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии. В 2-х томах.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- УМО (ЭБС Консультант студента)
Дополнительная литература:
7. Нормальная физиология: Под ред. К.В Судакова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
8. Физиология человека: Атлас динамических схем– К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
9. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, - М.: Медицина, 2003.
10. Обучающая программа и её презентация «Физиология сердца», раздел: «Сердечный цикл».
11. Видеоматериалы: «Сердечный цикл». Лен. науч. фильм, 10 мин.
«Основы электрокардиографии». Центр. науч. фильм, 15 мин.