Американская литература на рубеже ХIХ–ХХ вв.
Специфика литературного процесса США на «рубеже веков». Новые исторические задачи США. Попытки построения американского романа на основе идей натурализма, ницшеанства, символизма, дарвинизма и т.п. Романы Драйзера, Льюиса и др. (обзор).
Марк Твен (настоящее имя – Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс, 1835-1910) – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы писателя, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Просветительский идеал «естественного» бытия в «Приключениях Тома Сойера». «Приключения Гекльберри Финна». Образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Значение творчества Твена для последующего развития американской литературы.
Джек Лондон (настоящее имя – Джон Гриффит Чейни, 1876-1916). Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование писателя. Романтические традиции в творчестве Лондона. Поэтизация Севера в цикле «Северные рассказы». Новаторство писателя в жанре новеллы. Сложность творческого метода писателя – переплетение реалистических, романтических и натуралистических тенденций. Проблема искусства и судьбы художника в романе «Мартин Иден». Процесс формирования характера главного героя. «Диалектика души», мастерство Лондона-психолога.
|
|
Теодор Херман Альберт Драйзер (1871-1945). Раннее творчество писателя. Романы «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт» как явление американского критического реализма. Художественная разработка проблем «маленького человека», личности и общества, кризиса «американской мечты». Влияние символизма и натурализма на творческий метод писателя. Самобытность Драйзера – социального критика, психолога, художника.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\п | № модуля | Наименование тем | Количество часов | ||
лекции | практич. | с\р | |||
Литература Франции 50-60-х годов ХIХ века. Творчество Г. Флобера. | |||||
Своеобразие культуры на рубеже XIX-XX веков. Зарубежная литература в контексте культуры «рубежа веков». | |||||
Натурализм. Творчество Эмиля Золя. | |||||
Новелла Ги де Мопассана «Пышка». | |||||
Преддекаданс. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Ш. Бодлера. | |||||
Декаданс в западноевропейской литературе рубежа XIX-XX вв. поэзия французского символизма. | |||||
Символистская пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» | |||||
«Драмы ожидания» М. Метерлинка («Непрошеная», «Слепые», «Там, внутри») | |||||
Английский эстетизм. Творчество О. Уайльда | |||||
«Новая драма» в западноевропейской литературе рубежа XIX-XX вв. | |||||
Драма Г. Ибсена «Кукольный дом» | |||||
Экранизация драмы Г. Ибсена «Кукольный дом» (реж. Патрик Гарленд, Великобритания, 1973 г.) | |||||
Интеллектуальная драма Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» | |||||
Неоромантизм и английская литература начала ХХ века. | |||||
Роман в западноевропейской литературе рубежа XIX–XX вв. | |||||
Социально-философская фантастика Г. Уэллса. | |||||
Американская литература на рубеже ХIХ–ХХ вв. | |||||
Рассказы Джека Лондона «Закон жизни» и «Любовь к жизни» | |||||
-- | Итоговый тест по всему курсу. | ||||
-- | Собеседование по прочитанным текстам. | ||||
Всего часов: |
|
|