| Темы для самостоятельной работы | Кол-во часов | План изучаемой темы | Методическое обеспечение | Форма самост. работы | Ключевые вопросы | Формирование умений, навыков (компетенции) | Форма отчетности |
| Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» в оценке Э. Ауэрбаха | 1. Анализ эпизода «Сцена за столом» из романа Флобера «Мадам Бовари». 2. Характеристика героев романа Ауэрбахом. 3. Стилистические особенности романа Флобера. | Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 403-413 (гл. 18). | Конспект | Стиль романа Флобера, анализ героев романа, отношение Флобера к изображаемому им предмету в отличие от Стендаля и Бальзака. | Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Уметь кратко в письменной форме ответить на предложенные вопросы по курсу. | Контрольный тест, ответ на зачете | |
| Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» в оценке Вл. Набокова | 1. Концепция «слоеного пирога» в романе Флобера «Госпожа Бовари» (характеристика каждого слоя). 2. Набоков о стиле и жанре романа Флобера. | Набоков, В. Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари» / В. Набоков // Иностранная литература. – 1997. – №11. Набоков, В. Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари» / В. Набоков [Электронный ресурс]https://shadow.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Nabokov_Flaubert.htm | Творческая работа (рисунок-схема «слоеного пирога») | Реализм во второй половине XIX в., его основные черты. Концепция «слоеного пирога» Вл. Набокова в романе Флобера «Госпожа Бовари». | Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Уметь схематично представить материал. | Ответ на зачете | |
| Натурализм в творчестве братьев Гонкур и Э. Золя. Особенности стиля писателей | 1.Роман братьев Гонкур «Жермини Ласерте»: тематика и проблематика, функция предисловия, в котором излагается программа писателей и видение ими нового художественного направления – натурализм, система образов, стиль романа. 2. Роман Э. Золя «Жерминаль»: особенности стиля писателя (по статье Э. Ауэрбаха). | Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 412-437 (гл. 19). | конспект | Стиль романов братьев Гонкур «Жермини Ласерте» и Золя «Жерминаль». Функция смешения стилей в романе Золя. Отношение Гонкуров к публике. Требования братьев Гонкур к литературе. «Экспериментальный роман», его особенности. | Развивать навыки конспектирования, работы с критической литературой; уметь кратко в письменной форме ответить на предложенные вопросы по курсу. | Проверочный тест, ответ на зачете | |
| Лирика Ш. Бодлера | 1. Что привлекает Бодлера в искусстве барокко? 2. Поэтические приемы, используемые Бодлером. 3. Основные понятия, характерные для лирики Бодлера: синестезия, «маяки», «магия соответствий». | Приходько, И.С. Бодлер и барокко / И.С. Приходько // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х т. Т. 2. – М., «Таганка», 2005. – С. 173-176. | конспект | Бодлер и барокко: типологические черты. Проблема творческого метода Ш. Бодлера. | Развивать навыки конспектирования. Умение вычленять главное. | Проверочная работа ответ на зачете | |
| Поэзия французского символизма | 1. Символ: понятие, отличие от аллегории. 2. Поиск символов в поэтическом тексте поэта-символиста, опыт интерпретации. | Лирика поэтов- символистов. Поэзия французского символизма. – М.: Изд-во МГУ, 1993. | Творческая работа (анализ поэтического текста) | Символ и аллегория – определение понятий. Роль образов-символов в поэтических текстах поэтов-символистов. | Развивать навыки анализа поэтического текста. | Ответ на зачете | |
| Драматургия М. Метерлинка | Трагическое в интерпретации Н. Бердяева. Характеристика творчества М. Метерлинка. Интерпретация образов-символов в драме Метерлинка «Слепые». Смысл идеи «безысходного трагизма человеческого стремления к свету и познанию, трагизм незнания» в пьесе Метерлинка. | Бердяев, Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк / Н. Бердяев // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т.2. – С.187-210. | конспект | Бердяев о творчестве Метерлинка: понятие трагического, образы-символы в пьесах, попытка их интерпретации и т.д. | Развивать навыки работы с критической литературой; навыки конспектирования | Ответ на практическом занятии, ответ на зачете | |
| Театральные постановки пьес М. Метерлинка «Синяя птица» и «Слепые» в России и за рубежом | Постановки пьес Метерлинка в зарубежных и российских театрах. Переписка Станиславского и Метерлинка. Сценические приемы и эффекты. | Метерлинк, М. Синяя птица. Слепые Будникова, Л.И. К. Бальмонт и Московский художественный театр (к истории постановок драм М. Метерлинка «Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри») / Л.И. Будникова // Вестник Московского Университета. – 2007. –№2. – С. 148-157. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. / Отв. ред. М.Ю. Давыдова. – М.: РГГУ, 2001. – С. 368-373. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б.И. Зингерман. – М., 1979. Шкунаева, И.Д. Бельгийская драма от Метелинка до наших дней: Очерки / И.Д. Шкунаева. – М., 1973. Эткинд, Е.Г. Театр Мориса Метерлинка / Е.Г. Эткинд // Метерлинк М. Пьесы. М., 1958. | Доклад | Постановки пьес Метерлинка в России и за рубежом. К каким сценическим приемам прибегали режиссеры-постановщики для воспроизведения на сцене атмосферы метерлинковских драм. | Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Умение сопоставлять художественный и сценический, варианты. Развивать навыки поиска информации. | Ответ на практическом занятии | |
| Роль парадоксов и афоризмов в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» | 1. Парадокс и афоризм (определение понятий). 2.Роль парадоксов и афоризмов в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея». | Уайльд, О. Портрет Дориана Грея Словарь литературоведческих терминов (любой) История западноевропейской литературы.XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 – Филология / Л.В. Сидорченко; под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ. Филол. фак., 2004. – С. 428-524. Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – К.; Одесса: Лыбидь, 1990. | Творческая работа | Парадокс и афоризм (определение понятий). Уметь дифференцировать парадокс и афоризм, находить их в тексте и обозначить их роль в произведении. | Пользуясь научной литературой выяснить, в чем заключается суть парадоксов и афоримзом; уметь находить примеры парадоксов и афоризмов в тексте; отличать парадокс от афоризма, уметь определять их роль в тексте романа Уайльда. | Проверочная работа. Ответ на зачете | |
| Две исповеди О. Уайльда: «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis» | 1. История создания написания произведений «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis». 2.Проблематика, тональность, образ писательского «я» в произведениях Уайльда. | Уайльд, О. Баллада Редингской тюрьмы. De Profundis. Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – К.; Одесса: Лыбидь, 1990. – C. 157-178. | Конспект | Тематика и проблематика поздних произведений Уайльда. Почему произведения «Баллада Редингской тюрьмы» и «De Profundis» считаются исповедями Уайльда. | Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой | Ответ на зачете | |
| Особенности неоромантизма Дж. Конрада | 1. Творческий путь Дж. Конрада. 2. Проблематика книг Конрада, своеобразие героики. 3. Тема «сердца тьмы», раскрытия скрытой сущности человеческой природы, идея стойкости. 4. Природа и цивилизация в книгах Конрада. Романтическое и антиромантическое в прозе писателя. | Конрад, Дж. Сердце тьмы История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 – Филология / Л.В. Сидорченко; под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ. Филол. фак., 2004. – С. 452-469. | Конспект | Тематика и проблематика произведений Конрада. Тема «сердца тьмы» в романе писателя «Сердце тьмы». Романтическое и антиромантическое в прозе писателя. | Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой. Знать биографические сведения о писателе. Уметь анализировать текст. | Ответ на зачете | |
| Роман М. Твена «Приключения Гекльберри Финна» | 1. Творческий путь М. Твена. 2.Роман М.Твена «Приключения Тома Сойера» и книга очерков «Жизнь на Миссисипи» как пролог к роману «Приключения Гекльберри Финна». 3. Жанровая специфика произведения, проблематика, система образов, символы и их функция в романе. | Твен, М. Приключения Гекльберри Финна Злобин, Г. Вечно юный Гек Финн и его критики / Г. Злобин. – М., 1984. Ромм, А.С. Марк Твен / А.С. Ромм. – М., 1977. Старцев, А. Марк Твен и Америка / А. Старцев. – М., 1985. | Конспект | Жанр, стиль, система образов романа Твена «Приключения Гекльберри Финна» | Развивать навыки конспектирования, работы с научной литературой; умение анализировать текст на разных уровнях. | Ответ на зачете | |
| История Пингвинии в романе А. Франса «Остров пингвинов» | Проанализировать этапы исторического развития, которые выделяет в совеем романе А. Франс. | Франс, А. Остров пингвинов | Творческая работа | Эпохи, нравы, герои или выдающиеся личности. | Навыки внимательного чтения, обобщения, уметь выделять главное, анализировать художественный текст. | Ответ на зачете | |
| Связь творчества Г. Уэллса с жанрами утопии и антиутопии в истории развития мирового литературного процесса | 1. Особенности жанров утопии и антиутопии. Основные черты. 2. Развитие жанров утопии и антиутопии в мировой литературе. 3. Черты жанров утопии и антиутопии в романах Г. Уэллса. | Словарь литературоведческих терминов и понятий (любое издание) Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1963. Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фонтастика? / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1974. Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в Уэллса / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1989. Кагарлицкий, Ю.И. Человек, который умел творить чудеса / Ю.И. Кагарлицкий // Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии XVII-XX.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Сост. С.Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 522-540. Ромм, А.С. Герберт Уэллс / А.С. Ромм. – М., 1959. | Доклад | Характеристика жанров утопии и антиутопии. Черты данных жанров в романах Г. Уэллса. | Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Развивать навыки поиска информации. | Ответ на практическом занятии, ответ на зачете | |
| Философские, эстетические и научные взгляды Г. Уэллса | Особенности философских взглядов Г. Уэллса. Природа и человек в философии Уэллса. Теория прогресса в философии Герберта Уэллса. Герберт Уэллс и проблема свободы воли. «Дух света и разума»: роль науки в социуме. Эстетические воззрения писателя. | Кагарлицкий, Ю.И. Герберт Уэллс / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1963. Кагарлицкий, Ю.И. Что такое фонтастика? / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1974. Кагарлицкий, Ю.И. Вглядываясь в Уэллса / Ю.И. Кагарлицкий. – М., 1989. Кагарлицкий, Ю.И. Человек, который умел творить чудеса / Ю.И. Кагарлицкий // Кагарлицкий Ю.И. Литература и театр Англии XVII-XX.: авторы, сюжеты, персонажи: Избранные очерки / Сост. С.Я. Кагарлицкая. – М.: Альфа-М, 2006. – С. 522-540. Оруэлл, Дж. Уэллс, Гитлер и Всемирное государство / Дж. Оруэлл // Оруэлл Дж. Памяти Каталонии. Эссе. – М.: Ермак, 2003. – С. 131-139. Ромм, А.С. Герберт Уэллс / А.С. Ромм. – М., 1959. | Доклад | Особенности философских и эстетических взглядов Г. Уэллса. Отношение писателя к коммунизму. Природа и человек в философии Уэллса. Теория прогресса в философии Уэллса. «Дух света и разума»: роль науки в социуме. | Пользуясь научной литературой уметь самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, выделять главное и концептуальное. Развивать навыки поиска информации. | Ответ на практическом занятии, ответ на зачете |






