Основные теории акселерации

I. Физико-химические:

- гелиогенная (влияние солнечной радиации, которая активизирует все процессы, в том числе образование вит. Д);

- радиоволновая, магнитная (влияние электромагнитного поля на соматотропную функцию гипофиза);

- космической радиации (изменение фона космической радиации);

- повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства (очаг возбуждения в центральной нервной системе, который активирует выработку гормонов надпочечников).

II. Влияние отдельных факторов условий жизни:

- алиментарная (увеличение потребления белков, жиров животного происхождения, витаминов);

- повышенной информации (большой поток информации активизирует возбуждение коры, увеличивает продукцию гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников).

III. Генетические:

- гетерозиса (смешение популяций, увеличение гетеролокальных браков);

- циклических биологических изменений (зависит от солнечной и геомагнитной активности).

IV. Теории комплекса факторов условий жизни:

- урбанизации (ускоренный темп городской жизни, увеличение умственной нагрузки способствуют возбуждению коры головного мозга, активируют соматотропную функцию гипофиза);

- комплекса социально-биологических факторов (улучшение условий жизни, питания, снижение инфекционной заболеваемости).

С середины 1980 г. темпы акселерации продольного роста, которые в середине 20 века были достаточно высоки, значительно замедлились. Начался новый этап в развитии подрастающего поколения – ретардация, т.е. замедление темпов роста и развития, по сравнению с предшествующим поколением. Децелерация физического развития сопровождается снижением функциональных возможностей организма. Вследствие этого, с 1990-х годов школьники по физическому статусу начинают все больше отставать от ровесников прошлого десятилетия. Такое положение характерно для детей и подростков всех возрастов, как мальчиков, так и девочек.

Для физического развития современных детей характерны следующие особенности:

· грацилизация телосложения (уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и сагитального диаметров грудной клетки, а также тазового размера);

· дефицит массы тела (в последнее время отмечается увеличение числа детей с дефицитом массы тела с 12,4 до 18,8% среди мальчиков и с 13,5 до 19,8% среди девочек);

· низкорослость (за последние 10 лет почти в 3 раза увеличилось количество низкорослых детей, с 0,5 до 1,46%);

· замедление темпов полового созревания (на пике акселерации возраст менархе составлял 12 лет 6 месяцев - 12 лет 11 месяцев, а в настоящее время 13 лет - 13 лет 3 месяца);

· отставание биологического возраста от календарного: среди 13 – 14-летних девочек – 22%, 15 – 16-летних - 25%, 17-18-летних – 22%; за последние 10 лет в популяции девушек сократилась частота раннего (до 12 лет 5 месяцев) появление менархе – с 33 до 10%;

· снижение функциональных показателей организма и силовых возможностей детей и подростков. Так, за последние два десятилетия у московских школьников уменьшилась сила сжатия кисти примерно на 18-20%, и ЖЕЛ на 15%.

Отмеченное замедление процессов роста, уменьшение размеров тела, замедление физиологического созревания детей может рассматриваться как ответная реакция детского организма на ухудшение жизненных условий и экологическое неблагополучие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: