Итоги главы. – Эриксоновская модель цикла человеческой жизни состоит из восьми стадий

– Эриксоновская модель цикла человеческой жизни состоит из восьми стадий. Она интегрирует развитие и созревание человеческой личности от рождения до старости.

– Каждая стадия может иметь положительный и отрицательный результат. Развитие личности продолжается всю жизнь.

– Каждая последующая стадия обусловлена развитием предыдущей; этот процесс схож с развитием эмбриона.

– Человеческая личность развивается по установленным ступеням или стадиям. Развитие личности зависит от готовности человека общаться и взаимодействовать с более широким кругом людей. Каждая стадия системно связана с остальными и должна проходить в заданной последовательности.

– Каждая стадия характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта задача должна быть выполнена, а кризис успешно разрешен для освоения последующей стадии.

– Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период кризиса. Этот процесс дает возможность личности развивать новые отношения и навыки. После успешного разрешения кризиса у человека развиваются большая способность суждения, внутренняя цельность и способность действовать эффективно.

– Модель Эриксона уделяет особое внимание позитивным атрибутам и способностям, приобретаемым на каждой стадии. Эти способности и силы считаются врожденными и характеризуются ощущением позитивной силы и потенциала.

– Каждая стадия – это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и недоверия. Оба полюса – крайности, золотая середина находится в промежутке между ними. Элементы каждого полюса динамично присутствуют в здоровой личности.

– Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго‑психологии. Некоторые аспекты идентичности включают в в себя чувство индивидуальности, целостности и тождества, ощущение синтеза и цельности и чувство социальной солидарности.

– Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.

– Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль.

– Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства идентичности.

– Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении частной и коллективной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: