1. Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Вход в отрасль свободный, а фирмы действуют независимо друг от друга.
2. Дифференциация продукта дает фирмам элемент рыночной власти; кривая спроса каждой фирмы убывающая; фирма может влиять на цену.
3. Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста (Р > МС = МR < АС), а в долгосрочном он эту привилегию теряет (Р = МС = МR = АС). Возможность долгосрочного получения сверхприбыли практически исключается в связи с появлением новых конкурентов.
4. В состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних издержек.
5. Наличие избыточной мощности и наценки (цены, превышающей предельные издержки) свидетельствует о недостаточной эффективности монополистической конкуренции.
6. Монополистическая конкуренция стимулирует производство широкого ассортимента разнообразных благ и услуг.
7. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации.
Основные понятия
Дифференциация продукта
Избыточная мощность
Издержки монополистической конкуренции
Модель пространственной интерпретации монополистической конкуренции
Модель Чемберлина
Монополистическая конкуренция
Реклама
Специализация продукта
1. В чем монополистическая конкуренция напоминает монополию? Что у нее от совершенной конкуренции?
2. Каковы условия краткосрочного равновесия фирмы монополистического конкурента?
3. Возможно ли получение долгосрочной экономической прибыли в условиях монополистической конкуренции?
4. Какова эффективность монополистически конкурентных рынков?
5. Как можно охарактеризовать кривую спроса, присущую фирме, действующей в условиях монополистической конкуренции?
1. Почему некоторые экономисты утверждают, что слишком большое разнообразие товаров на монополистически конкурентных рынках и реклама социально расточительны?
2. Объясните процесс долгосрочной адаптации фирмы при монополистической конкуренции и покажите, что экономическая прибыль равна нулю, хотя Р > МС.
3. Корректно ли утверждать, что так называемый «мелкий бизнес» – это и есть субъект монополистической конкуренции и дифференциации продукта?
4. На чем основана рыночная власть у фирм монополистических конкурентов: ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?
5. Почему в условиях монополистической конкуренции у фирм есть свобода выбирать ту или иную стратегию конкуренции?
Задачи и тесты
1. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет спрос, заданный упражнением Р = 10 – 0,001Q. Какой объем спроса будет у каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?
2. Мебельная фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию спроса: Р = 1625 – 6Q. Расходы фирмы находятся от объема производства в следующей зависимости: ТС = 25000 + 25Q – 6Q2 + 0,5Q3. Определите максимизирующие прибыль краткосрочного периода, цену и объем производства. Какой объем прибыли получит фирма?
3. Если новая фирма выйдет в отрасль с монополистической конкуренцией, состоящую из 50 фирм, и при этом все они, включая вышедшую, установят единые цены, то все фирмы продадут 1/51 часть от общего объема производства отрасли. Согласны ли вы с таким утверждением?
4. Выберите правильный ответ: в длительном периоде у монополистически конкурентной фирмы цена:
а) меньше, чем LMC и LAC;
б) превышает LAC, но меньше LMC;
в) превышает LMC и LAC;
г) превышает как LMC, так и LAC.
5. Кривая спроса для монополистического конкурента является:
а) совершенно эластичной;
б) совершенно неэластичной;
в) высокоэластичной;
г) ломаной;
д) низкоэластичной.
Литература
1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.
2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.
3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.
4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.
5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.