Основные выводы. 1. Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции

1. Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Вход в отрасль свободный, а фирмы действуют независимо друг от друга.

2. Дифференциация продукта дает фирмам элемент рыночной власти; кривая спроса каждой фирмы убывающая; фирма может влиять на цену.

3. Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста (Р > МС = МR < АС), а в долгосрочном он эту привилегию теряет (Р = МС = МR = АС). Возможность долгосрочного получения сверхприбыли практически исключается в связи с появлением новых конкурентов.

4. В состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних издержек.

5. Наличие избыточной мощности и наценки (цены, превышающей предельные издержки) свидетельствует о недостаточной эффективности монополистической конкуренции.

6. Монополистическая конкуренция стимулирует производство широкого ассортимента разнообразных благ и услуг.

7. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации.

Основные понятия


Дифференциация продукта

Избыточная мощность

Издержки монополистической конкуренции

Модель пространственной интерпретации монополистической конкуренции

Модель Чемберлина

Монополистическая конкуренция

Неценовая конкуренция

Реклама

Специализация продукта

Стимулирование сбыта


Вопросы для самопроверки

1. В чем монополистическая конкуренция напоминает монополию? Что у нее от совершенной конкуренции?

2. Каковы условия краткосрочного равновесия фирмы монополистического конкурента?

3. Возможно ли получение долгосрочной экономической прибыли в условиях монополистической конкуренции?

4. Какова эффективность монополистически конкурентных рынков?

5. Как можно охарактеризовать кривую спроса, присущую фирме, действующей в условиях монополистической конкуренции?

Вопросы для обсуждения

1. Почему некоторые экономисты утверждают, что слишком большое разнообразие товаров на монополистически конкурентных рынках и реклама социально расточительны?

2. Объясните процесс долгосрочной адаптации фирмы при монополистической конкуренции и покажите, что экономическая прибыль равна нулю, хотя Р > МС.

3. Корректно ли утверждать, что так называемый «мелкий бизнес» – это и есть субъект монополистической конкуренции и дифференциации продукта?

4. На чем основана рыночная власть у фирм монополистических конкурентов: ведь объем их производства и продаж может быть очень малым?

5. Почему в условиях монополистической конкуренции у фирм есть свобода выбирать ту или иную стратегию конкуренции?

Задачи и тесты

1. Каждая из 20 фирм отрасли монополистической конкуренции имеет спрос, заданный упражнением Р = 10 – 0,001Q. Какой объем спроса будет у каждой фирмы после вхождения в отрасль 5 новых фирм?

2. Мебельная фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию спроса: Р = 1625 – 6Q. Расходы фирмы находятся от объема производства в следующей зависимости: ТС = 25000 + 25Q – 6Q2 + 0,5Q3. Определите максимизирующие прибыль краткосрочного периода, цену и объем производства. Какой объем прибыли получит фирма?

3. Если новая фирма выйдет в отрасль с монополистической конкуренцией, состоящую из 50 фирм, и при этом все они, включая вышедшую, установят единые цены, то все фирмы продадут 1/51 часть от общего объема производства отрасли. Согласны ли вы с таким утверждением?

4. Выберите правильный ответ: в длительном периоде у монополистически конкурентной фирмы цена:

а) меньше, чем LMC и LAC;

б) превышает LAC, но меньше LMC;

в) превышает LMC и LAC;

г) превышает как LMC, так и LAC.

5. Кривая спроса для монополистического конкурента является:

а) совершенно эластичной;

б) совершенно неэластичной;

в) высокоэластичной;

г) ломаной;

д) низкоэластичной.

Литература

1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.

2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.

3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: