Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Признаки и распространение монополистической конкуренции. Определяющие характеристики монополистической конкуренции:

1) На рынке монополистической конкуренции наличествует относительно большое количество продавцов, каждый из которых занимает незначительную долю рыночного спроса.

2) Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, Продукт каждого продавца имеет исключительные качественные особенности, дающие преимущества над другими конкурентами (дифференцированноеблаго).

3) На рынке имеются условия для свободного входа и выхода.

Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции, вторая связана с монополистическим аспектом.

Признаки монополистической конкуренции, вытекающие из первой характеристики, представлены на рис. 5.11:

Рис. 5.11 – Признаки монополистической конкуренции.

Продавцы, устанавливающие цены на свои товары или определяющие объёмы продаж, не учитывают реакцию своих конкурентов, Маловероятно, чтобы какой-нибудь конкурент понёс убытки или утратил значимую часть рынка при изменении продажной цены какой-либо фирмой, из-за того, что он имеет уникальный товар, на который есть постоянный спрос.

Дифференциация блага может основываться на реальных (рис.5.12) и воображаемых особенностях (рис.5.13) неценовой конкуренции, имеющих между собой нечёткие (легко переходимые) границы:

Рис. 5.12 – Реальные отличия дифференцированного блага

Каждая из этих особенностей может служить соответствующим признаком монополистической конкуренции: качество продукта; услуги и условия, связанные с продажей товара; размещение и доступность; фирменное название и упаковка; контроль над ценами.

Рис. 5.13 – Искусственные отличия дифференцированного блага

Вход новых фирм не заблокирован, но имеет некоторые сложности в сравнении с условиями совершенной конкуренции, поскольку необходимо иметь соответствующий размер капитала, ноу-хау и соответствующий период для признания покупателями товаров новых торговых сетей.

Кроме этого, количество свободных мест на рынках и возможных мест для строительства магазинов тоже ограничено, что становится дополнительным барьером на пути новых предприятий.

Выход фирм из отраслей с монополистической конкуренцией относительно прост. Ничто не мешает неприбыльной фирме в отрасли с монополистической конкуренцией сократить производство или закрыть его.

Отраслями, которые с сой или иной долей условности можно отнести к отраслям с монополистической конкуренцией, являются отрасли обрабатывающей промышленности (кожевенная промышленность, книгоиздание, пластиковые трубы, текстильное машиностроение), предприятия розничной торговли в столичных районах, бензозаправочные станции, парикмахерские, химчистки, магазины одежды и рестораны.

Модели равновесия монополистического конкурента. Эластичность кривой спроса монополистически конкурентной фирмы будет зависеть от количества её конкурентов и степени дифференциации производимой продукции – чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем эластичнее будет кривая спроса. В пределе монополистическая конкуренция по своим характеристикам, с одной стороны, приближается к совершенной конкуренции Если же количество конкурентов незначительно, а степень дифференциации значима, то кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, что, с другой стороны, делает её похожей на кривую спроса монополистической фирмы.

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции представлена ситуация, складывающаяся в краткосрочном периоде (рис. 5.14).

1) В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции - спрос не абсолютно эластичен. Другими словами, кривая не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон.

Рис. 5.14. Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде

фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Причина этого состоит в дифференциации продукта.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

2) Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства.

В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором:

SRМС = SRMR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные расходы, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q 1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис.5.14, а) или минимизирует убытки (рис. 5.14, б). Из графика видно, что Q 1 меньше Q 2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных расходах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q 2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде наиболее заметны "родовые" черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.

Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии.

Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции значима возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии.

Фирма получает экономическую прибыль, если кривая спроса пересекает кривую средних расходов. Если же она проходит ниже, чем кривая средних расходов, но выше, чем кривая средних переменных расходов, то фирма решает проблему минимизации убытков. То есть фирма убыточна, если выручка покрывает переменные расходы и частично постоянные расходы.

Остановка производства в такой ситуации приведет к убыткам, которые сравняются по величине с постоянными расходами.

Если кривая спроса пройдёт ниже, чем кривая средних переменных расходов, то фирма остановит производство, поскольку не окупаются даже переменные расходы, не говоря уже о постоянных.

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в долгосрочном периоде (рис. 5.15).

Для простоты изложения примем, что кривая расходов не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D 1 лежит выше минимального уровня LRAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на долгосрочное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

Рис. 5.15. Равновесие в долгосрочном периоде

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Если какая-нибудь фирма получает экономическую прибыль, то на этот рынок в долгосрочном периоде будут приходить новые фирмы, которые уменьшат спрос на продукцию отдельной фирмы и ограничат её предельную выручку.

Поэтому в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы. В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой расходов (D 3 на рис. 5.15). Поэтому отрасль будет находиться в состоянии равновесия тогда, когда цена установится на уровне средних расходов LRAC.

При долгосрочном равновесии кривые спроса и кривые расходов не пересекаются, а имеют только одну общую точку, то есть:

P = LRAC

Свободный вход в отрасль не позволяет фирмам получать в долгосрочном периоде экономическую прибыль, они довольствуются только нормальной.

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LRAC.

Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LRAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних расходов. И в этом состоит важное отличие равновесия в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой расходов в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума расходов под углом (D 2 на рис. 5.15), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой расходов, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рис. 5.15 мы не случайно изобразили проходящую через минимум средних расходов линию спроса D 2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D 1 к стабильному положению D 3.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних расходов вытекают три важных следствия.

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних расходов). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних расходов, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных расходах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных расходов фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль,

Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции.

Итак, теорема об избыточной мощности утверждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов. Однако согласилось ли бы общество снизить расходы производства ценой полного однообразия товаров?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: