Вопрос 2. Типология моделей олигополии

В зависимости от того, как фирма ведет себя в ответ на реакцию соперников, выделяют различные модели стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

По степени дифференциации продукции различают:

- однородную олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.);

- дифференцированную олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

- плотную олигополию: четыре ведущих фирмы производят 60% продукта и более, в результате чего их сговор легко осуществим;

- неплотную олигополию: четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:

- последовательную игру олигополистов: фирмы принимают решения поочередно, учитывая предыдущие действия соперника;

- одновременную игру олигополистов: фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов.

Олигополия может играть с ценами (ценовая олигополия) или объемами производства (количественная олигополия).

По степени взаимозависимости олигополистов:

- некооперативную олигополию: участники не зависят друг от друга;

- кооперативную олигополию: участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

Сговор – это тайное или открытое соглашение между олигополистами с целью максимизации совокупной прибыли отрасли, раздела рынка, установления согласованных цен. Формы сговора – картель и лидерство в ценах.

Картель – это сговор о разделе рынка и поддержании цен для максимизации прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.

Это

- кооперативная (участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор),

- количественную (по объему производства),

- одновременная игра олигополистов.

В этой модели олигополистам известен отраслевой спрос, предельный доход и издержки всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создав таким образом картель.

Картель устанавливает равновесие подобно монополисту. Если в отрасли действует две фирмы, то предельные издержки (МС) для картеля можно найти путем суммирования предельных издержек дуополистов (MC = MC1 + MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q и цену P,исходя из условия максимизации совокупной прибыли MR = МС.

Лидерство в ценах: одна из фирм-олигополистов (ценовой лидер) устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы-олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при этой цене позволяет максимизировать их прибыль.

Картель распределяет совокупный объем производства между дуополистами (Q = Q1 + Q2) таким образом, чтобы их предельных издержках были одинаковы и в совокупноси равны предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли.

Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, может быть неравнозначной, картель может предусматривать ее последующее перераспределение между дуополистами.

Модель лидерства по объему продаж (картеля, регулирующего раздел рынка) описывает кооперативную количественную последовательную игру олигополистов. Предполагается, что рыночные доли распределяются между фирмами в ходе торга при единой монопольной цене. При этом лидер, первым вошедший на рынок или оказавшийся более влиятельным при ведении торга, захватывает ту часть рынка, которая позволяет ему получать больше прибыли, чем дуополисту 2 (или максимизировать ее), тогда как последователь получает оставшуюся часть рынка, не всегда удовлетворяющую его. Вследствие этого у него всегда есть стимул превысить свою квоту выпуска и таким образом получить дополнительную прибыль по монопольной цене. Это делает равновесие в данной модели неустойчивым и, как и в предыдущей модели, может привести к снижению цен до конкурентного уровня.

К моделям кооперативной ценовой олигополии относят, в частности, модель ценового лидерства Карла Форхаймера.

Модель ценового лидерства Форхаймера – это модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом, описывающая кооперативную ценовую последовательную игру олигополистов. Предполагается, что есть фирма-лидер, доминирующая в отрасли вследствие более низких издержек производства и большего размера, по сравнению с фирмами конкурентного окружения, которые являются ценополучателями. Лидер имеет возможность повышать отраслевую цену, не опасаясь входа на рынок новых фирм или создания дополнительных мощностей на фирмах конкурентного окружения, и обладает информацией о кривых совокупного спроса отрасли и предложения конкурентного окружения.

В данной модели лидер при каждой цене удовлетворяет ту часть совокупного спроса отрасли, которую не может покрыть конкурентное окружение. Кривая остаточного спроса фирмы-лидера (сплошная линия) находится путем горизонтального вычитания совокупного предложения фирм конкурентного окружения из совокупного спроса отрасли (DL(P) = D (P) – S (P)). Ее форма определяется исходя из того, что при цене P1 совокупный спрос в отрасли полностью удовлетворяется фирмами конкурентного окружения и остаточный спрос на продукцию фирмы-лидера равен нулю (рис.6.8).

 
 


При цене в диапазоне от P1 до P2 = LACF, которая позволяет фирмам конкурентного окружения получать экономическую прибыль, большую или равную нулю, остаточный спрос на продукцию лидера лежит ниже кривой совокупного спроса отрасли. При цене ниже P2 = min LACF остаточный спрос лидера полностью совпадает с кривой спроса отрасли, т.к. при такой цене все фирмы конкурентного окружения являются убыточными и уходят с рынка, вследствие чего лидер оказывается монополистом. Остаточная кривая лидера является ломаной, и ей соответствует кривая предельного дохода MRL, имеющая разрыв при цене P2. Зная свою остаточную кривую спроса, лидер максимизирует прибыль при MRL = MCL. Если кривая MCL пересекает кривую MRL в точке, расположенной выше P2, то лидер оказывается частичным монополистом, ограниченным в выборе монопольной цены PL* и объема продаж QL* ненулевым предложением конкурентного окружения (QC*). Если же кривая MCL пересекает MRL ниже разрыва MRL, образованного при цене P2, то лидер оказывается обычным монополистом, не ограниченным окружением, и устанавливает монопольную цену PLM* и выпуск QLM*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: