Эластичность предложения

Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.

Эластичность предложения (εSP)– показатель степени чувствительности предложения к изменению цены, который отражает меру изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены.

Предложение называется неэластичным, если при изменении цены объем предложения изменяется незначительно. Предложение на товар называют эластичным, если изменение цены приводит к меньшему изменению объема предложения.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

.

Коэффициент эластичности предложения всегда положительная величина, так как согласно закону предложения между ценой и объемом предложения всегда прямо пропорциональная зависимость.

Эластичность линейной функции предложения изменяется от 0 до ∞. Различают пять типов эластичности предложения:

1) абсолютно неэластичное -изменение цены не влияет на объем предложения (εSP=0). Характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изменить объем производства. В этот период кривая предложения представлена уравнением: QS = a;
2) неэластичное - изменение цены приводит к незначительному изменению объема продаж (εSP < 1). Неэластичное предложение наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства может быть изменена. В этих условиях производитель может адаптироваться в определенных пределах к изменению цены и незначительно увеличить объем. В этот период кривая предложения представлена уравнением: QS = a + P (b= 1 );
3) единично эластичное предложение – изменение цены приводит к такому же увеличению объема предложения (εSP= 1);
4) эластичное предложение -изменение цены на 1% приводит к существенному увеличению объема предложения (εSP >1). Проявляется в долгосрочном периоде, фирма может изменить все имеющиеся в ее распо-ряжении факторы. В этот период кривая предложения представлена уравнением: QS = a + b∙P;
5) бесконечно эластичное предложение - предложение может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (εSP = ∞)
  εSP = ∞ P Q1 Q2

Различают точечную и дуговую эластичность предложения. При небольших изменениях цены и объема предложения или в случае вычисления элатичности в конкретной ситуации (точке) используется формула точечной эластичности, а при значительных – дуговой эластичности.

Дуговая эластичность – это показатель средней реакции объема предложения на изменение цены товара на некотором отрезке S1S2 (рис. 5.27). Ее определяют с учетом средней точки.

.

Точечная эластичность характеризует линейную зависимость между ценой и объемом предложения. Для ее расчета используют следующие формулы:

.

или, взяв производную от функции предложения:

,

где Q’(P) – производная функции предложения по цене, Р1 – цена в конкретной точке, Q1 – объем предложения в конкретной точке.

По аналогии с точечной эластичностью спроса точечную эластичность предложения можно определить графически, если про-вести касательную к кривой предложения в искомой точке (рис. 5.28). Наклон кривой предложения в любой точке определяется значением тангенса угла касательной с осью и является постоянным на всем ее протяжении. Он идентифицирован в виде ценового коэффициента b (кривая предложения задается линейной функцией Q=a+b∙P), который является величиной обратной наклону кривой предложения:

b = 1/(∆P∕∆Q)= ∆Q ∕∆Р.

Поэтому точечная эластичность линейной функции может выражаться как:

.

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

1) от величины издержек: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность будет низкой, производитель пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар. Следовательно, небольшим приростом объема предложения будут соответствовать значительные изменения цены на товар, а это характерно для неэластичного предложения;

2) от вида прелагаемых к реализации товаров и услуг: те товары и услуги, технологии производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и объемы выпуска которых не могут быстро меняться;

3) от наличия незагруженных производственных мощностей. У фирмы, имеющей больший объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично. Растущий спрос может быть быстро удовлетворен за счет увеличения степени их загрузки;

4) от наличия свободной рабочей силы;

5) от скорости перелива капитала из одной отрасли в другую;

6) от возможности длительного хранения изготавливаемой про-дукции. В случае длительного хранения продукции фирма может увеличить объемы предлагаемой продукции за счет накопленных запасов и предложение будет более эластично по цене;

7) от протяженности рассматриваемого периода: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода (рис. 5.29).

Предположим спрос на какой-либо товар вырос(рис. 5.29, а). Однако предложение этого товара резко вырасти не может, поскольку предприятия не могут моментально отреагировать на возросший спрос. В этом случае кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью (εSP = 0). В результате резкого роста спроса кривая спроса D смещается вправо в положение D1, а поскольку предложение осталось неизменным, то это вызовет только рост цены до Р1. Таким образом, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь резким повышением цены.

В условиях краткосрочного равновесия (рис. 5.29, б) число предприятий работающих на этом рынке не меняется, но предложение несколько возрастает. Это объясняется следующим, предприятия, работающие на этом рынке, постепенно приспосабливаются в возросшему спросу и начинают более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. Кривая S1 становится слегка наклонной и эластичность колеблется в переделах от 0 до 1 (0< εSP<1). В результате равновесный объем чуть увеличивается до Q2, а цена немного снижается до Р2 .

       
 
   
 


В условиях длительного равновесия (рис. 5.29. в) предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасли появились новые фирмы, привлеченные сверхприбылью. В результате этого, в условиях длительного равновесия объем предложения возрос. Кривая S2 стала более наклонной и эластичность выросла εSP>1. Все это привело к снижению равновесной цены до Р3 и увеличению равновесного объема до Q3. Таким образом, эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: