Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна. Лоцманский сбор

Согласно ст.87 КТМ лоцман может являться работником как государственной, так и негосударственной организации, которые оказывают услуги по лоцманской проводке на основании договора возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (в данном случае - государственная или негосударственная лоцманская организация) обязуется по заданию заказчика (в данном случае - судовладелец) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (см. ст.779 ГК). Предметом договора являются услуги нематериального характера, т.е. предоставление информации и советов, необходимых капитану судна в процессе плавания в районе обязательной или необязательной лоцманской проводки (указание в качестве предмета договора цели лоцманской проводки - безопасности плавания судна является ошибочным).

Договор об оказании лоцманских услуг является консенсуальным, т.е. для его совершения достаточно достижения соглашения сторон. Договор заключается не между лоцманом и капитаном, действующими в личном качестве, а между соответствующей лоцманской организацией и судовладельцем. При необязательной лоцманской проводке офертой является направление заявки капитаном или агентом в адрес соответствующей лоцманской организации, а акцептом - получение подтверждения о принятии заявки к исполнению. Иначе решается вопрос при обязательной лоцманской проводке. Согласно ст.421 ГК законом может быть предусмотрена обязанность заключить договор и без согласия сторон. Обязательное оказание услуг по лоцманской проводке в определенном районе является исключением из принципа свободы договоров.

Моментом начала оказания лоцманских услуг является посадка лоцмана (прибытие) на борт судна, а моментом окончания - один из моментов, указанных в ст.100 КТМ (постановка судна на якорь; ошвартовка в безопасном месте; завершение вывода судна в море). Обычно проводка завершается подписанием лоцманской квитанции или направлением радиотелеграфного подтверждения.

Договор об оказании лоцманских услуг является публичным договором, т.е. лоцманская организация обязана оказывать услуги каждому, кто к ней обратится. Это правило относится и к автономной некоммерческой организации, которая вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Ответственность лоцманской организации наступает за любые убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки, а не только за аварии судна, происшедшие по вине лоцмана. Согласно ст.401 ГК отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Ответственность лоцманской организации наступает независимо от вида лоцманской проводки (обязательная или факультативная).

По сравнению с КТМ 1968 г. размер ограничения ответственности лоцманской организации в новом КТМ значительно снижен. Если согласно КТМ 1968 г. размер ограничения ответственности не мог превышать аварийного фонда, образуемого из 10% отчислений от всех сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году, то согласно ст.104 действующего КТМ ответственность ограничивается суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку данного судна.

Лоцманская организация утрачивает право на ограничение ответственности, если ущерб причинен в результате действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности не самого лоцмана, а работника организации, занимающего достаточно высокое положение в ее руководстве и наделенного правом давать указания.

Ответственным за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки по вине лоцмана третьим лицам (при столкновении судов, повреждении груза, загрязнении морской среды и т.д.), является владелец проводимого судна, а не лоцманская организация, которая несет ответственность только перед судовладельцем в соответствии с договором об оказании лоцманских услуг.

Лоцманский сбор (ст. 106 КТМ).

Взимание лоцманского сбора производится в соответствии со Ставками сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации 1995 г. и Положением о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации 1995 г.

Лоцманский сбор в морских торговых портах взимается за 1 куб.м. условного объема судна. При внутрипортовой проводке лоцманский сбор взимается за операцию (ввод судна в порт с постановкой к причалу; отшвартовка от причала с постановкой на якорь; перешвартовка от причала к причалу и т.д.). При внепортовой проводке лоцманский сбор взимается за каждую милю проводки по фарватеру или каналу. В лоцманский сбор включается плата за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Грузовым судам, работающим на линиях загранплавания и пассажирским судам в каботажном плавании, предоставляется скидка в размере 20%. При одновременной проводке нескольких судов лоцманский сбор взимается с каждого из них по полной ставке.

Капитан, сообщивший неверные сведения об осадке, длине, ширине и вместимости судна, подвергается штрафу в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора независимо от ответственности за последствия, которые могут произойти в результате объявления неверных сведений о судне.

При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, оплачивается 100% лоцманского сбора, причитающегося за проводку судна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: