Международное сотрудничество в области магистрального трубопроводного транспорта

Трансграничная прокачка по трубопроводам нефти, нефтепродуктов, газа представляет собой особую форму транспортной услуги, и в силу связанных с обеспечением экономики стратегически важных энергоносителей занимает все большее значение не только в частных международных торговых связях, но и в торгово-политических межгосударственных отношениях.

Примером может служить несколько лет длившаяся острая конкуренция между проектом газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря для поставок газа из России в Турцию и, возможно, далее в южную Европу (один вариант) и газопроводом "Баку—Тбилиси—Эрзерум" плюс нефтепровод "Баку—Тбилиси—Джейхан" в Турцию (другой вариант), лоббируемых американцами, оказывающими на Турцию серьезное политическое давление. Нефтеносный район Каспийского моря давно рассматривается США как зона своих "высших национальных интересов". С этим связаны и проблемы наиболее эффективной трубопроводной доставки нефте- и газопродуктов. Как сообщает пресса, охрану "Каспийской трубы" американцы как в Грузии, так и в Азербайджане готовы взять на себя, и "высадка американского десанта у берегов Каспия вполне реальна".

Особенно масштабными и острыми являются проблемы транспортировки энергоносителей из России и через Россию. В рамках так называемой Энергетической хартии 1994 г. (Договор подписан, но не ратифицирован Россией), в качестве дополнения к Хартии дебатируется заключение так называемого транзитного протокола.

Евросоюз требует от России включения в протокол условий, означающих практически беспрепятственный и бесконтрольный доступ среднеазиатских газа и нефти к европейскому рынку с использованием российских газо-, нефте-трубопроводов, а также отказа России от самостоятельного определения уровня оплаты транзитных услуг (транзитных тарифов) по собственным трубопроводам. Евросоюз требует одновременно увеличения внутренней цены на энергоносители в России и снижения экспортных цен на российское топливо для стран Европы. Все это входит в политику "выламывания рук" России в рамках условий, предъявляемых Евросоюзом для согласия принятия России в ВТО.

Хорошо известны и систематические непростые межгосударственные переговоры и договоренности об условиях транзита нефти и газа из России в Центральную Европу через территорию Украины. Годами тянутся переговоры между Россией, Туркменией и Украиной о создании газового консорциума; о заключении соглашения между Туркменией и Украиной о стратегическом газовом сотрудничестве. Слишком крупные мультимиллиардные интересы государств и нефтемагнатов задействованы при этом.

Практически прокладке и эксплуатации нефте- и газопроводов, осуществляемых по коммерческим контрактам, предшествуют и сопутствуют либо заключение межправительственных двух- и многосторонних соглашений, либо неформальные договоренности на межгосударственном уровне. Отечественный опыт в этом отношении начинался еще во времена сотрудничества СССР с восточноевропейскими странами — членами СЭВ в рамках многосторонних соглашений о строительстве и эксплуатации нефтепровода "Дружба", газопровода "Оренбург — Западная граница СССР".

Международное сотрудничество в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами и основывается на следующих принципах:

- экологическая безопасность одного государства при создании и функционировании трансграничного магистрального трубопровода не должна обеспечиваться за счет других государств и без учета их интересов;

- управление системами трансграничных магистральных трубопроводов осуществляется в соответствии с международными обязательствами.

Государство, по территории которого проходит трансграничный магистральный трубопровод, осуществляет обмен информацией с другими государствами о произошедших авариях и аварийных ситуациях, которые могут причинить вред окружающей среде другого государства.

Государства должны оказывать взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях, включая чрезвычайные экологические ситуации, вызванные нарушениями режимов функционирования трансграничного магистрального трубопровода.

Споры, связанные с чрезвычайными ситуациями, вызванными нарушениями в эксплуатации трансграничного магистрального трубопровода, должны разрешаться путем переговоров в соответствии с нормами международного права.

Международные договоры о создании и функционировании трансграничных магистральных трубопроводов, заключаемые государствами, подписываются с учетом законодательств государств и Модельного закона.

Если международными договорами государств о создании и функционировании трансграничных магистральных трубопроводов установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Модельном законе, действуют нормы международного договора.

Государство принимает меры по защите интересов юридических лиц - инвесторов, вкладывающих средства в развитие трансграничного магистрального трубопроводного транспорта, в соответствии с законодательством государства.

С 3 июня 1997 года Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам вступило в силу для государств: Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Украина.

Временно применяется для государств: Грузия, Республика Молдова, Российская Федерация

Ввиду возражений Российской Федерации против оговорок Украины Соглашение не вступает между Российской Федерацией.

Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств от 8 июля 1965 года вступила в силу 9 июня 1967 года. В Конвенции участвуют 34 государства, в том числе Россия - с 20 августа 1972 года. Конвенцией согласно п. iii) кроме прочих транспотрных средств, также трубопроводы и газопроводы

Статьей 4 данной Конвенции предусматривается: «Договаривающиеся государства обязуются транзитное движение осуществлялось без неоправданных задержек». А также «Договаривающиеся государства обязуются применять к транзитному движению, пользующемуся устройствами, эксплуатируемыми государством или находящимися под управлением государства, тарифы или сборы, которые, с учетом условий транспорта и соображений коммерческой конкуренции, будут разумными в отношении как их ставок, так и условий их применения. Эти тарифы или сборы устанавливаются таким образом, чтобы максимально облегчать транзитное движение, и не должны превышать тарифов или сборов, применяемых Договаривающимися государствами при перевозках через их территорию товаров стран, имеющих выход к морю.

Данное положение особенно актуально в связи с непрекращающимся конфликтами между Украиной и Россией в отношении тарифов за продажу нефти и тарифов за ее транспортировку через территорию Украины.

18 августа 2004 года было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о транзите нефти по территории Украины. Соглашение основано на положениях Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы от 27 февраля 1998 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов от 7 сентября 1994 года.

Соглашением, в частности, предусмотрено: «Украинская Сторона обеспечивает сохранность количества и качества нефти, поступающей из Российской Федерации» (ст. 5);

Транспортные тарифы на транзит нефти по территории Украины определяются на недискриминационной основе по отношению ко всем пользователям системы трубопроводного транспорта Украины (статья 8).

Украинская Сторона обязуется сообщать Российской Стороне о предполагаемом изменении транспортных тарифов на транзит нефти по территории Украины за три месяца до введения такого изменения (статья 9).

Право собственности на нефть, транспортируемую трубопроводным транспортом, сохраняется за грузоотправителями на период транзита нефти по территории Украины (ст. 10).

В совместном заявлении Президента В.В.Путина и Президента Дж.Буша о новом российско-американском энергетическом диалоге 25.05.2002 г. стороны отмечали:

«Успешное развитие мировой экономики зависит от своевременных и надежных поставок энергоносителей. В этой связи мы приветствуем тот факт, что Российская Федерация подтвердила свою роль в качестве одного из крупнейших мировых поставщиков энергии. С целью общего укрепления наших отношений, а также повышения мировой энергетической безопасности и международной стратегической стабильности мы договорились начать двусторонний энергетический диалог».

Стороны выразили намерение в рамках этого Диалога:

Развивать двустороннее сотрудничество в области энергетики на взаимовыгодной основе в соответствии с национальной энергетической политикой наших стран.

Снижать неустойчивость и повышать предсказуемость мировых энергетических рынков и надежность мировых поставок энергоресурсов.

Содействовать инвестициям для дальнейшего развития и модернизации топливно-энергетического сектора России, в том числе расширению добычи нефти и газа в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в прибрежных районах.

Расширять доступ российских энергоресурсов на мировые рынки, в том числе путем коммерческого развития и модернизации российской портовой и транспортной инфраструктуры, электроэнергетического и газового секторов, нефтеперерабатывающих мощностей.

Мы воодушевлены тем, что наше коммерческое сотрудничество развивается не только в России и прилегающих регионах, таких, как Каспийский, где многовариантность трубопроводов и совместные инвестиции в разведку и добычу энергоносителей укрепляют суверенитет, благосостояние, сотрудничество и интеграцию в мировую экономику всех государств-участников. Мы также приветствуем наше деловое сотрудничество в США и других регионах мира, где наши компании и их иностранные партнеры могут объединять свой опыт, технологии и финансовые ресурсы для обеспечения экономически надежных поставок энергоносителей, что имеет существенное значение для роста благосостояния и укрепления глобальной стабильности». ("Российская газета", N 92, 25.05.2002).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: