double arrow

Прав и свобод человека

Современная концепция прав человека выдвигает на первое место естественные права человека: право на жизнь, достойное существование, свободу личности, ее автономию. Со стороны государства это требует гарантий невмешательства в сферу личных прав, оказания помощи человеку и гражданину в их реализации, создания стабильного механизма защиты нарушенных прав.

Права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием каждого государства.

Поэтому, провозглашая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, конституция государства должна определять и фундаментальные, наиболее важные обязанности государства по их обеспечению. Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос, связанный с терминологическим аспектом проблемы признания, соблюдения, реализации, обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Во-первых, «признание» прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая формула «признание» означает, что государство не создает, не предоставляет и тем более не дарует их, а лишь признает в качестве естественных и неотъемлемых.

Во-вторых, «соблюдение» прав человека и гражданина. Данная формула содержит обязательство государства не вмешиваться в личную сферу человека как члена гражданского общества, с одной стороны. С другой – государство обязано, и любой человек вправе требовать выполнения этого обязательства, защищать жизнь, здоровье, достоинство, имущество каждого, ограждать человека не только от неправомерных действий, в том числе преступного характера, но и от нарушений прав человека на уровне законодательных, судебных и иных решений, действий органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц.

В-третьих, «защита» прав и свобод человека и гражданина. Это важная функция правового государства и его органов. При этом каждый человек вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом. Каждый может осуществлять эти права, а также защищать их в случае нарушения, ссылаясь непосредственно на нормы международного права и на конституцию своего государства. Этот общепризнанный принцип международного права, принцип уважения и защиты прав и свобод человека должны реализовывать в первую очередь органы правосудия и вся система правоохранительных органов[8].

Конкретный перечень этих прав был закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 года[9], а затем и в Международных пактах о правах человека. В результате обычной и договорной практики государств они стали обязательными для всех, и каждое государство мира обязано закрепить эти права в своем законодательстве.

Общеизвестно, что современная концепция прав и свобод – это следствие длительного исторического развития. Впервые Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Декларация независимости США 1776 г. провозгласили свободу, равенство, права человека, что, несомненно, определяет уровень демократии правового государства: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе»[10]. Данные документы закрепили право каждого быть свободным от рождения, возможность делать все, что не вредит другому. Пределы ограничений свободы человека может определить только государство.

Спустя полтора столетия после принятия первых Конституций, в 1948 году, была принята Всеобщая декларация прав человека. По существу, Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения, и без них он не может реализовать себя как личность. Какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года в целом устанавливает норму о недопустимости «произвольного или незаконного вмешательства в сферу личных прав и свобод человека. «Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»[11].

Комитет ООН по правам человека дал толкование терминов «незаконное» вмешательство и «произвольное» вмешательство. Термин «незаконное» означает, что вмешательство в сферу личных прав вообще исключается, если оно не предусмотрено законом. Термин «произвольное» указывает на то, что вмешательство, допускаемое законом, должно соответствовать положениям, целям и задачам Международного пакта о гражданских и политических правах и в любых случаях быть обоснованным. Предусматривая возможность законного и непроизвольного вмешательства в частную жизнь, международное право и Конституция Российской Федерации позволяют установить равновесие между правами отдельного человека и общими интересами отдельного общества, когда между ними возникают противоречия[12].

В научной литературе сложилась точка зрения, что при внешней синонимичности понятий «охрана» и «защита» имеются существенные различия. Охрана охватывает меры, применяемые государственными органами и общественными организациями до нарушения прав и обязанностей личности, а защита – меры, применяемые после правонарушения, для восстановления нарушенного права, а также принудительный способ осуществления нарушенного права в целях его восстановления[13]. Общее же для этих элементов в том, что они направлены на недопущения нарушения данного права индивида и представляют собой задачи и систему действий соответствующих государственных органов против потенциального и фактического правонарушителя.

Право имеет смысл и ценность для человека, общества, государства, если оно реализуется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание субъективного права и тем самым способствуют его реализации. Термин «реализация» трактуется как «осуществление или исполнение чего-либо»[14]. Реализация права – это довольно сложный процесс, охватывающий определенный временной промежуток и участвующих в этом процессе субъектов, с одной стороны, это непосредственные носители субъективных прав и обязанностей, с другой – государство в лице различных правотворческих, правоисполнительных и правоприменительных органов. В реализации права, и это очевидно, заинтересован только тот, кто имеет субъективное право. Все иные стороны – обязанные – действуют, в конечном счете, в интересах управомоченного. Деятельность должностных лиц и государственных органов, а также юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Безусловно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя, лишь по его воле может быть введен в действие механизм реализации права.

Следовательно, реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя два аспекта: во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.

Юридический механизм реализации основных прав и свобод представляет собой конкретизацию юридического порядка и способов осуществления, видов деятельности соответствующих субъектов, участвующих в этом процессе. Наличие правовых норм, закрепляющих возможность человека беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения – дистанция огромного размера[15]. Требуется не только провозглашение в Основном законе права человека, но и его материализация – действительное получение им того блага, которое составляет содержание данного права.

В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат, она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий[16].

Понятие «обеспечение прав» используется в юридической литературе довольно часто. Лингвистическое толкование термина «обеспечить» имеет несколько значений:

1) снабдить чем-нибудь в нужном количестве;

2) предоставить достаточные материальные средства к жизни;

3) сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым;

4) оградить, охранить[17].

Н. В. Витрук предлагает под обеспечением конституционных прав и свобод признавать систему их гарантирования, иначе систему общих условий и специальных (юридических) средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях – и охрану[18]. К. Б. Толкачев и А. Г. Хабибулин под термином «обеспечение» понимают «деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний и правомерного осуществления прав и свобод»[19].

К. К. Гасанов, обобщив данные положения, сформулировал термин «обеспечение прав» следующим образом: «Обеспечение прав человека есть деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по созданию благоприятных условий (гарантий) для правомерной и неуклонной их реализации»[20].

Классификация гарантий реализации прав и свобод человека может быть проведена по различным основаниям. По сфере действия различают международно-правовые и внутригосударственные гарантии.

Международно-правовые гарантии права на неприкосновенность частной жизни закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических и социальных правах Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека и других документах. Их осуществлением занимаются Организация Объединенных Наций, ее органы, через различного рода программы и проекты, а также международные суды и другие органы.

К внутригосударственным гарантиям неприкосновенности частной жизни можно отнести так называемые конституционные гарантии основных прав человека – общие условия и специальные юридические средства, закрепленные в Конституции РФ и других нормативных актах, которые создают фактическую возможность пользоваться основными правами.

Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Это так называемые общие конституционные гарантии.

Безусловно, международно-правовая обязанность по обеспечению прав человека определена в Основном законе государства. Ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать основные права и свободы. Ч. 1 ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 135 положения гл. 2 Конституции, закрепляющей основные права и свободы человека, могут быть пересмотрены только с соблюдением особого порядка[21].

Общеизвестно, что для выполнения любой деятельности необходим набор специальных средств, совокупность которых в их взаимодействии представляет собой не что иное, как механизм осуществления этой деятельности. Указанный механизм, – считает Ф. М. Рудинский, – это универсальный механизм гарантий прав человека как глобальная система средств защиты прав, которая состоит из международного, внутригосударственного и локального механизма[22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: