Понятие должностного лица

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемые с использованием занимаемого виновным лицом служебного положения либо связанные с неисполнением им своих служебных обязанностей и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Субъектом подавляющего большинства преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления может быть только должностное лицо, законодательное определение которого содержится в прим. 1 к ст. 285 УК РФ.

Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности[250].

Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий – права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений. К представителям власти относятся члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных органов субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральные и мировые судьи, оперативный состав органов прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ и т. п.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии, оформлению паспорта, выдаче доверенности и т. д.).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности. Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности (функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности) возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы (стажеры органов милиции, прокуратуры, народные и присяжные заседатели). Функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции могут быть возложены законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций[251].

Для признания лица должностным, помимо характера осуществляемых функций, следует установить место их осуществления. Лицо может быть признано должностным, если осуществляет соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления государственной службы и службы в органах местного самоуправления, дополнительным – права и законные интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства.

Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

а) деяние выражающееся в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица);

б) последствия, заключающиеся в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с п. 18 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества);

в) причинная связь между деянием и последствиями.

Субъектом рассматриваемого преступного посягательства может быть только должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив: корыстная либо иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.).

Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Часть 2 предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 3 содержит ответственность за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Основной непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления государственной службы и службы в органах местного самоуправления, дополнительный – права и законные интересы граждан, организаций, законные интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления включает:

– деяние: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

– последствие: существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

– причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

В отличие от ст. 285 УК РФ ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

– относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

– могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

– совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

– никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

С субъективной стороны рассматриваемое преступное посягательство характеризуется виной в форме умысла.

Субъект – должностное лицо.

В качестве квалифицирующего признака, содержащегося в ч. 2 ст. 186 УК РФ, предусмотрено превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 3 рассматриваемой нормы предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или 2, если они совершены:

а) с применением насилия или угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Основным непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок деятельности должностных лиц, авторитет органов власти.

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 290 УК РФ, предметом взятки являются: деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении лично или через посредника предмета взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под действиями (бездействием) входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения). В данном случае дача взятки обусловлена, например, желанием взяткодателя ускорить принятие должностным лицом соответствующего решения либо повлиять на выбор (в пределах компетенции или усмотрения должностного лица) наиболее благоприятного решения для себя или представляемых лиц или иными аналогичными мотивами.

Действия должностного лица будут рассматриваться как совершенные с использованием служебных полномочий и в том случае, если они не входили в круг его прав и обязанностей, но в силу занимаемого положения это лицо могло оказать влияние в связи с наличием служебных связей на других должностных лиц.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения[252].

Преступление считается оконченным с момента получения должностным лицом лично или через посредника хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки характеризуется прямым умыслом.

Субъектом получения взятки является должностное лиц, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

В качестве квалифицирующих признаков предусмотрено получение взятки в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ); за незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290 УК РФ); совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК РФ); группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки либо в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ); в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Основным непосредственным объектом дачи взятки также являются общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок деятельности должностных лиц, авторитет органов власти.

Предмет дачи взятки указан при анализе ст. 290 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в даче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.

Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части предмета взятки.

Субъективная сторона дачи взятки характеризуется прямым умыслом.

Субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 – летнего возраста.

В качестве квалифицирующих признаков предусмотрена дача взятки в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ); совершенная лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ); группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере (ч. 4 ст. 290 УК РФ); в особо крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ).

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок деятельности должностных лиц, авторитет органов власти.

Объективная сторона заключается в посредничестве, то есть в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, в частности может включать: дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т. п.

С субъективной стороны посредничество является умышленным преступлением.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующими признаками состава преступления являются: посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ); группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в крупном размере (ч. 3 ст. 291.1 УК РФ); в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ). Часть 5 ст. 291.1 УК РФ предусматривает ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Согласно примечанию к рассматриваемой статье, лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Основной непосредственный объект служебного подлога – общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок ведения официальной документации, а также порядок деятельности должностных лиц, служащих государственных органов и органов местного самоуправления.

Предметом данного преступления являются официальные документы. Под официальными документами следует понимать материальные носители сведений, предназначенные для удостоверения юридически значимых фактов (событий), находящиеся в обороте государственных (муниципальных) органов, учреждений, организаций и предприятий, оформленные надлежащим образом.

Объективная сторона служебного подлога характеризуется совершением одного из следующих действий:

– внесение в официальные документы заведомо ложных сведений. В данном случае в подлинный документ вносятся сведения, не соответствующие действительности (так называемый «интеллектуальный подлог»);

– внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В изначально подлинный документ вносятся какие-либо исправления (путем подчистки, подтирки, удаления иным способом части текста, уточнения каких-либо данных и т. д.), которые делают документ не соответствующим действительности («материальный подлог»).

Обязательным признаком объективной стороны является совершение данного преступления с использованием виновным лицом своих служебных полномочий.

Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательным признаком является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъектом данного преступления может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ).

Основным непосредственным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок выдачи паспорта, а также составления документов, необходимых для приобретения гражданства РФ.

Предметом рассматриваемого преступления являются паспорт гражданина РФ и документы, необходимые для получения гражданства РФ.

Объективная сторона преступления включает следующие альтернативные деяния:

– незаконную выдачу паспорта гражданина РФ;

– внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекших незаконное приобретение гражданства РФ.

Выдачу паспорта следует считать незаконной, если она произведена с нарушением оснований и требований, установленных законом.

Незаконность приобретения гражданства может быть связана не только с внесением ложных сведений в документы, но и другими обстоятельствами. Поэтому для наличия состава преступления необходимо установить, что между внесением заведомо ложных сведений в документы и приобретением гражданства имелась причинная связь.

Преступление образует выдача паспорта только иностранному гражданину или лицу без гражданства, оно считается оконченным с момента вручения лицу паспорта или с момента предоставления гражданства РФ.

Субъективная сторона предполагает прямой умысел, что определяется незаконностью совершаемых действий и заведомой ложностью вносимых сведений.

Субъект преступления может быть должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления.

Часть 2 ст. 292.1 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ.

Халатность (ст. 293 УК РФ).

Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными правовыми актами порядок деятельности должностных лиц, права и законные интересы граждан, общества или государства.

С объективной стороны халатность выражается:

– в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей;

– причинении крупного ущерба или существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

– причинной связи между действием или бездействием должностного лица и наступившими последствиями.

Данное преступление может совершаться как путем действия, так и бездействия. Совершение халатности путем действия выражается в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Ненадлежащее исполнение обязанностей – это выполнение их несвоевременно, неправильно, неточно.

В форме бездействия халатность выражается в неисполнении должностным лицом своих служебных обязанностей, если оно могло и имело реальную возможность их исполнить.

Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности за халатность необходимо установить:

– круг прав и обязанностей должностного лица;

– нормативные акты, регламентирующие эти права и обязанности;

– наличие у данного лица реальной возможности их исполнить.

Субъективная сторона рассматриваемого состава выражается в неосторожной форме вины (легкомыслие или небрежность), т. е. необходимо установить, что лицо предвидело возможность наступления последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Субъект халатности может быть только должностное лицо.

В качестве квалифицирующих обстоятельств в данном составе предусмотрено совершение преступления, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2 ст. 293 УК РФ) либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 293 УК РФ).

Общая характеристика преступлений против порядка управления
(ст. 317–319 УК РФ)

Преступления против порядка управления – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на интересы управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не связанные с использованием виновными лицами служебного положения.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).

Основным непосредственным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие установленную нормативными правовыми актами деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в качестве дополнительного объекта выступает жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

Под близкими потерпевшего, согласно сложившейся практике, следует понимать близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг) и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, непосредственно направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Под посягательством на жизнь следует понимать убийство или покушение на убийство указанных лиц. Это, в свою очередь, означает, что рассматриваемое преступление считается оконченным независимо от того, наступила смерть потерпевшего или нет.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего влечет ответственность по ст. 317 УК РФ только при условии, если оно направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.

К деятельности такого рода относится, например, несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах, поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом не имеет значения, находился сотрудник правоохранительного органа при исполнении служебных обязанностей (на дежурстве) или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению преступления. Военнослужащий должен быть в установленном порядке привлечен к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (или их близких) может быть совершено как во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Однако для квалификации по ст. 317 УК РФ требуется установить, что посягательство на жизнь этих лиц (их близких) совершено по поводу их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Закон специально выделяет такой обязательный признак, как цель и мотив совершения данного преступления: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких осуществляется в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).

Основной непосредственный объект указанного преступления – общественные отношения, обеспечивающие установленную нормативными правовыми актами деятельность представителя власти по исполнению им служебных обязанностей, дополнительным объект – телесная неприкосновенность, факультативный – здоровье представителя власти или его близких.

Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Объективная сторона ч. 1 ст. 318 УК РФ выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения такого насилия в отношении представителя власти или его близких.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

Противоправные действия в отношении представителей власти или их близких квалифицируются по ст. 318 УК РФ только при условии, что они имели место в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Разрыв во времени между исполнением обязанностей и применением в отношении представителя власти или его близких физического или психического насилия не имеет значения для квалификации преступления. Однако требуется установить, что поводом для насилия в отношении представителя власти или его близких явилось исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.

Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия или угрозы его применения в отношении потерпевшего.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. При этом умыслом виновного охватывается также то, что он применяет насилие в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Преступления, совершенные в отношении представителей власти и их близких на почве личных взаимоотношений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступления против личности и квалифицировать по соответствующим статьям гл. 16 УК РФ.

В части 2 ст. 318 УК РФ закон устанавливает повышенную ответственность за применение в отношении представителя власти или его близких насилия, опасного для жизни или здоровья. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также насилие, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).

Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие установленную нормативными правовыми актами деятельность представителя власти по исполнению им служебных обязанностей, дополнительным объект – честь и достоинство представителя власти.

Объективная сторона преступления характеризуется публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме.

Публичность имеет место в случае, когда оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представляемому потерпевшим.

Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: