По каким принципам будет проведено сегментирование рынка Мази се ной простой? Предложите алгоритм процедуры позиционирования да ного лекарственного средства (ЛС).
ОТВЕТ
Серная мазь (или серная мазь простая) - фармакопейная мазь, ЛС, применяемое главным образом для борьбы с возбудителями чесотки.
► Сегментирование рынка - метод выявления различия нсследуемых объектов на основе разграничивающих признаков. Сегментирование рынм предполагает концентрацию потенциала предприятия путем целевой ориента ции на определенную группу потребителя. Сегментирование обязательно ори! ентировано на сегмент - группу потребителей, объединенных по принцип* сходства исследуемых объектов. Среди потребителей выделяют группы: инсти! туциональных, конечных и промежуточных покупателей. Каждый потребители имеет различные мотивы и ценностные ориентиры, поэтому сегментирование рынка как раз и обобщает вышеобозначенные характеристики. Процесс сегмем тирования рынка мази серной будет включать поэтапную оценку потребителем по признакам:
• области лечения патологии / заболевания (в нашем случае - чесотка, в «составе комбинированной терапии);
• способ оказания помощи (стационар или внебольничная помощь для мази серной);
- структура заболеваемости (распространенность, возрастная категория половая принадлежность);
• социально-демографические факторы;
• качество терапии (результат).
На завершаемом этапе проведем комплексную оценку привлекательности и целуемого сегмента (мази серной) для использования ее как объекта фармацевтического рынка. Оценить можно емкость и доходность рынка мази, доступность для потребителя, перспективность, защищенность от товаров конкурентов| и аналогов. В большинстве случаев для объективной комплексной оценке целесообразнее воспользоваться методами экспертных опросов.
► Позиционирование товара - комплекс мер, с помощью которых товар в ишмнии потребителей займет определенное место по отношению к другим логичным товарам и продуктам, таких, например, как серная мазь 33,3%, сульфур.
Позиция товара определяется учетом позиций конкурентов, характеристиками позиционирования и непосредственно позиционированием. Простейший способ позиционирования - визуальное представление позиционирования конкурентных товаров. Для этого будем сравнивать представления потребите-лей об исследуемом товаре и товаре конкуренте. Итоговая картина даст представление о рейтинге товаров.
Конкурентоспособность - универсальный оценочный показатель товаров, возможность фирм проектировать, изготавливать, сбывать товары по наиболее выгодным и привлекательным характеристикам для потребителя.
Оценку конкурентоспособности мази серной будем проводить с учетом коньюктуры рынка, изучения предложения, т.е. глубины и широты ассортимента товаров. Также необходимо обратить внимание на потребности потреби-н nil, их размер, формирующие факторы и степень удовлетворенности от курса(ов) лечения.
Среди потребительских параметров у мази серной выделим показатели качества и экономичности, но отсутствие дизайна, упаковки и торговой марки фирмы снижают рассматриваемые параметры.
На завершающем этапе оценим критерии маркетинговых методов и фармаэкономических методов.
Рассмотренный алгоритм дает приблизительную картину позиционирования мази серной и анализ ее конкурентоспособности.