Под этнической (национальной) общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием «Мы» по сравнению с понятием «Они».
Национальная психика – составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента – общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания – политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь этническая психология – это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Национально-психологические явления проявляются по механизмам национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления их закономерностей. К ним относятся:
- способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);
- чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);
- невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления психики);
- большие, по сравнению с другими психологическими явлениями, консервативность и устойчивость.
Национальная психика имеет свою структуру, включает системообразующую и динамическую стороны. Системообразующую сторону составляют:
- национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;
- национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;
- национальный темперамент – специфические поведенческие характеристики представителей той или иной этнической общности;
- национальные интересы и ориентации – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;
- национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;
- национальные традиции и привычки – прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретных этнической общности.
Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями людей, в отличие от системообразующей, позволяют точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений.
Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят следующие особености:
- мотивационно-фоновые национально-психологические (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т. д.), которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей;
- интеллектуально-познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д., с другой стороны, обусловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных наций). Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость – другому. И первое и второе качества – общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных народов;
- эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности (например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);
- коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей конкретных народов (они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.).