Этот раздел дипломного проекта должен содержать описание интерфейса пользователя. Интерфейс пользователя или UI (User Interface) является неотъемлемой частью программы. С помощью UI пользователь «общается» с программой, производя ввод исходных данных и просматривая результаты. В зависимости от типа программного продукта и его назначения, UI может принимать различные формы, но при этом должен быть дружественным к пользователю. Этого можно достигнуть, если следовать следующим принципам:
– интерфейс должен быть легким для освоения и не создавать перед пользователем преграду, которую он должен будет преодолеть, чтобы приступить к работе;
– разработчик программного обеспечения не должен недооценивать умственные способности пользователей. Другими словами не стоит давать программе слишком большие полномочия и право указывать пользователю, что ему нужноделать. Тем самым пользователь загоняется в тесные рамки данного программного продукта, и ему навязывается определенный стиль работы. Например, излишняя «болтливость» (вывод лишних сообщений) программы или отказ выполнить естественную с точки зрения пользователя команду и заменить ее другой («ты должен сделать, так как я хочу, а не то, что тебе нужно»);
– выполняемое приложение не должно вызывать своими сообщениями у пользователя чувство недоумения или непонимания чего от него хотят. Например, при открытии файла, приложение корректно распознает его тип, но, тем, ни менее, запрашивает у пользователя формат файла. При этом пользователь сам может его не знать.
Интерфейс современного прикладного программного обеспечения, в основном, является оконным. При его разработке нужно стремиться к тому, чтобы основные элементы оконного интерфейса удовлетворяли следующим позициям:
– не использовать нестандартные элементы интерфейса. Например, командные кнопки не только с текстом, но и с рисунком из-за обычно невысокого качества графики выглядят непрофессионально. «Чем стандартнее компоненты, тем лучше и профессиональнее вид»;
– палитра инструментов должна быть небольшой, то есть не содержать много значков, а только самые используемые;
– одинаковое расстояние между элементами управления– признак профессионализма, так как способствует лучшему восприятию UI.
– использовать TabOrder («правильный порядок»). Курсор должен перемещаться к элементам управления на форме при нажатии клавиши Tab на клавиатуре компьютера в том порядке, в каком они визуально расположены на форме;
– при выборе шрифтов, оставить их такими, какими они определены по умолчанию. Можно добиться того, чтобы смена пользователем стандартных шрифтов в графической оболочке операционной системы (ОС) отразилась и на UI приложения. Для этого, в настройках проекта приложения указать в свойствах шрифт соответствующие глобальные переменные. В Windows – это WindowText, MenuText и т. Д.;
– при выборе цветов, оставить их принятыми в ОС по умолчанию. Пусть программа выглядит так, как того хочет пользователь;
– программа должна хорошо управляться как с помощью «мыши», так и с помощью клавиатуры. Не должно быть функций, которые выполняются только с помощью «мыши», за исключением тех, которые могут выполняться только с помощью «мыши» (рисование в графическом редакторе и т. П.). Наиболее популярные операции нужно снабдить «горячими» клавишами для их быстрого вызова;
– в заголовке окна приложения с мульти-документным интерфейсом должен соблюдаться следующий порядок следования– вначале имя открытого файла, а затем имя приложения.
Такой порядок наиболее удобен для восприятия пользователем по следующим причинам:
– имя открытого документа всегда видно в окне приложения;
– так как при чтении взгляд человека скользит слева направо, то идущее в заголовке окна первым название документа читается наиболее легко;
– обеспечивать автоматическое масштабирование шрифтов. Обычно это можно сделать, установив в свойствах проекта параметр Auto Size (или ему подобный) в true. В противном случае текст в элементах управления Label может быть частично скрыт от пользователя при открытии окон приложения на его компьютере;
– для создания содержательных и эффективных меню необходимо:
– следовать стандартным соглашениям о расположении пунктов меню принятым в ОС. Например, в Windows это Файл, Правка, Просмотр, и т.д.;
– группировать пункты меню в логическом порядке и по содержанию;
– для группировки пунктов в раскрывающихся меню использовать разделительные линии;
– избегать избыточных меню;
– не включать пункты меню верхнего уровня, не содержащие
– подпункты;
– использовать символ троеточия для обозначения пунктов меню, открывающих диалоговые окна;
– использовать клавиатурные эквиваленты команд и
– «горячие» клавиши;
– размещать на панели инструментов часто используемые команды меню;
– использовать контекстные меню только в роли вспомогательного элемента управления, не подменяя им основное («выпадающее») меню;
– при использовании панели инструментов в UI, включать в дистрибутив программы ту динамическую библиотеку, которая была использована при создании данной панели. Обычно это стандартная динамическая библиотека ОС, в среде которой разрабатывался программный проект. Например, в Windows – это comctl32.dll. Если этого не сделать, то может оказаться, что программа запущена в одной из предыдущих версий ОС и панель инструментов не сможет работать должным образом. Например, не видны значки;
– при наличии большого объема информации, использовать вкладки, чтобы логически группировать ее в них. Такой подход повышает комфортность восприятия;
– по возможности использовать всплывающие подсказки, что особенно актуально для панели инструментов, так как ее значки лишены надписей;
– чтобы повысить ощущение скорости работы приложения при выполнении длительных операций, таких как загрузка больших документов, поиск данных, выполнение расчетов и т. П., выводить информацию о ходе процесса в форме какого-либо индикатора (Progress Bar и т. П.);
В пояснительной записке дипломного проекта описание интерфейса следует сопроводить рисунками его элементов (рисунок 8.3).
Рисунок 8.3 – Пользовательский интерфейс приложения
«Показатель успеваемости студентов»