Ценообразование на рынке строительной продукции

Исходя из особенностей ценообразования, выделим в строительной продукции следующие две укрупненные группы:

1. Строительная продукция, которая предстает на рынке товаром в материальном исполнении (к ней относятся строительные материалы, строительные конструкции и изделия).

2. Строительная продукция, которая предстает на рынке не реальным товаром, а в виде строительных услуг, предлагаемых подрядной организацией (результатом осуществления этих услуг могут быть законченные комплекс строительных работ, здания или сооружения).

Строительные материалы и конструкции с точки зрения маркетинга можно отнести к массовым товарам промышленного назначения. Они могут приобретаться для личного некоммерческого потребления, и в этом случае их продажная цена формируется под влиянием конъюнктуры рынка; основными соображениями при закупке являются цена товара и качество.

Наибольший объем строительных материалов и конструкций потребляется предприятиями и организациями для целей производства, а также для перепродажи. На строительном рынке покупателей меньше, но они крупней; покупатель профессионален, возможны весьма крупные по объему сделки, а иногда и долговременные контракты. Здесь помимо углубленного анализа обычных факторов купли-продажи товара приходится рассматривать и ряд дополнительных соображений — объем заказа, условия платежа, время и условия поставки, условия технического обслуживания, надежность поставщика и стабильность качества. Участники конкретной сделки могут предпочесть сиюминутным выигрышам преимущества в перспективе. Таким образом, установление конечной цены здесь связано с серьезными маркетинговыми исследованиями.

Строительные услуги, напротив, характеризуются тем, что их конечный результат — комплекс работ, здания, сооружения — вполне материален. Реализация сделки имеет здесь не одномоментный характер, а растянута во времени на весь период выполнения подрядчиком контракта, стоимость которого может быть очень велика.

Рыночные отношения в сфере строительных услуг проявляются в особой форме установления цены строительной продукции — свободной договорной цены, формируемой подрядчиком и заказчиком на равноправной основе, а также при проведении подрядных торгов в конкурсной, конкурентной форме размещения контрактов.

Законченные строительством здания и сооружения могут являться товаром на рынке недвижимости. Особый случай товарной строительной продукции — возведение подрядчиком объекта без заказчика (чаще всего это жилое здание, офис) непосредственно для реализации на рынке. Для этой продукции особо сложен вопрос установления продажной цены, обеспечивающей, и ее сбыт, и нормальное экономическое существование подрядчика. Дело в том, что покупатель готового жилья приобретает не только определенную жилую площадь в доме определенной конструкции и планировки (это все учитывается в производственной составляющей стоимости), но одновременно и район своего будущего местожительства. Количественная оценка рыночной составляющей продажной цены жилья требует учета тонких и многочисленных нюансов спроса на этот специфический товар. Проведение необходимых маркетинговых исследований в этом случае — не дань моде, а вопрос выживаемости строительной фирмы.

В целом ценообразование большей части строительной продукции, как видно, имеет свои особенности в сравнении с массовыми потребительскими товарами и требует несколько иных подходов к этой проблеме.

Цены на строительную продукцию в виде строительных услуг. Основным направлением ценовой политики в строительстве является расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию.

Свободные (договорные) цены. Эти цены устанавливаются как заказчиком, так и подрядчиком на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на выполнение строительных работ. Она формируется с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудования. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями контракта в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

В результате совместного решения указанных сторон оформляется протокол согласования договорной цены, которая не может быть изменена одной стороной без согласия другой стороны.

Если проводятся подрядные торги (тендеры), т.е. конкурсная форма размещения контрактов на строительство, то свободная договорная цена стройки (или части ее) устанавливается тендерным комитетом после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками-претендентами. Отметим, что для вновь начинаемых строек, финансируемых из федеральных источников, проведение подрядных торгов обязательно (подробней организация подрядных торгов рассмотрена ниже).

Свободные (договорные) цены формируются на основе стоимости, имеющей предварительный характер и определенной в составе сметной документации заказчика.

Для строящихся объектов жилищно-гражданского назначения, по которым имеются типовые проекты, предварительная стоимость определяется с использованием прейскурантных цен (стоимость 1 м2жилой площади, 1 м2полезной площади и т.п.);

объектов производственного назначения с элементами типизации — по укрупненным сметным нормам (УСН), для производственных объектов индивидуального характера — прямым расчетом по объемам работ и единичным расценкам.

Возможны случаи, когда строительная фирма ведет строительство объектов (чаще всего жилых, офисов) на правах собственника непосредственно для реализации на рынке. Такой законченный строительством объект является товаром на рынке недвижимости. Фирма, как правило, сама продажей не занимается, прибегая к помощи посредника. Естественно, в этом случае договорная цена отсутствует, продажная цена определяется на основе данных о производственных издержках с учётом конъюнктуры рынка.

В настоящее время строительные организации переходят на ресурсный метод ценообразования. Вся процедура ценообразования в данном случае изначально базируется на определении издержек производства на их калькулировании. Ресурсный метод, таким образом, представляет собой калькулирование в текущих ценах или прогнозируемых ценах по элементам затрат. Калькулирование при данном методе ведется на основе, выраженной в натуральных измерителях потребности во всех видах сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсах, а также состава и времени эксплуатации строительных машин и механизмов, данных о расстоянии и способе доставки материалов,и обязательно затрат рабочей силы в нормо-часах. Подсчитанные таким образом ресурсы оцениваются в текущих ценах.

Данный метод ценообразования позволяет:

-осуществить вариантный подход к решению отдельных вопросов, так как жестко не регламентирует подрядчика и позволяет исходя из региональных, отраслевых условий выбрать наиболее рациональный способ исчисления расходов и прибыли.

-учитывать отраслевые особенности и использовать более гибкую нормативную базу

Для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая из:

Локальные сметы являющиеся первичными сметными документами по отдельным видам работ и затрат по зданиям, сооружениям и общеплощадочным работам на основе объемов (по рабочей документации или чертежам)

Локальные сметные расчеты по отдельным видам работ в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат до конца не определились и подлежат последующему уточнению на основании рабочей документации

Объектные сметы, которые объединяют в своем составе все локальные сметы и являются основными сметными документами для определения договорной цены на строительную продукцию.

В настоящее время объектные сметы составляются в текущих ценах. По объектам, начатым до 2002 года допускается составление цен в базисном уровне с последующем переводом с помощью коэффициентов в текущий уровень цен. В объектную смету, кроме стоимости СМР включают средства на покрытие лимитированных затрат (на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, на непредвиденные работы)В объектном сметном расчете приводятся показатели единичной стоимости одного м (кубического) и одного м(квадратного) общей площади.

Сводный сметный расчет-документ, определяющий сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов по данному проекту. Он составляется по форме № 1, и представляет собой сумму всех объектных смет.

Применение в строительстве ресурсного метода ценообразования открыло возможность использования маркетинговых методов ценообразования в строительной практике.

Существуют три группы методов ценообразования:

Ориентированные на потребителей

Ориентированные на конкуренцию

Ориентированные на затраты.

Наибольшее распространение получили затратные методы. К ним относят:

Метод полных затрат: в состав затрат включается вся сумма как переменных так и постоянных затрат в соответствии с трудоемкостью продукции.

Метод прямых затрат: в состав затрат включаются только переменные затраты, постоянные покрываются за счет общей валовой маржи. Имеет ограниченное хождение, например при дополнительном заказе.

Метод относительных затрат считается наиболее рыночным, так как учитывает рыночную конъюнктуру, а именно успех каждой товарной группы на рынке (удельный вес продаж данной товарной группы в общей выручке). В данном случае в состав затрат в полном объеме включают только переменные затраты, а постоянные пропорционально выручке. Данная методика использует показатель валовой маржи, который определяется как маржинальный доход или доход от покрытия переменных затрат. Маржинальный доход и есть экономический ориентир фирмы, к которому она стремится, ибо он свидетельствует об эффективности работы фирмы в промежуточном анализе. Кроме валовой маржи существуют и другие показатели оценки безубыточной и эффективной работы фирмы. А именно:

Безубыточный (критический) объем продаж - это отношение суммы постоянных затрат к разнице межу ценой и средними переменными затратами.

Порог рентабельности - отношение постоянных затрат к удельному весу валовой маржи в выручке.

Запас финансовой прочности - разница между выручкой и порогом рентабельности

Рентабельность по прямым затратам - отношение валовой маржи к переменным затратам (в %)

Сила операционного рычага - отношение валовой маржи к прибыли (коэффициент) – показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении объема продаж в ту или иную сторону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: