Структура финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. В экономической и юридической литературе финансовая система, ее структура определяются авторами по-разному. Финансовая система экономистами рассматривается как совокупность:

- финансов предприятий, учреждений, организаций;

- страхования;

- государственных финансов.

В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений.

Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Государственные финансы включают в себя:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

В юридической литературе авторы либо воспроизводят вышерассмотренную структуру финансовой системы с некоторыми изменениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев:

- бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды);

- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный и банковский).

Определяя структуру финансовой системы России, целесообразно, по моему мнению, учесть имеющуюся норму закона. В соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 года в финансовую систему РФ включается бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды иных юридических лиц. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2268 предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме перечисленных выше внебюджетных фондов, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологический фонд, дорожные фонды, фонд развития таможни и другие), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, сохраняют свое целевое использование (назначение).

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

На переходном к рыночной экономке этапе финансовая система России отличается сложностью и противоречивостью. Сегодня можно лишь предполагать о структуре окончательно обновленной финансовой системы, но основные ее звенья, несомненно, останутся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: