Архитектура

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственнысимметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войниспользуется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко

Билет №12

1. Послевоенное развитие Ленинграда 1945 – 1960 гг.

В 1945-1991 гг. продолжается строительство социалистического общества. После смерти И.В.Сталина начинается постепенная деформация жесткой тоталитарной политической системы управления. Попытки некоторой демократизации системы чередуются с периодами возвращения к старым методам руководства. Характерными в этом плане являются годы правления Н.С.Хрущева, автора "оттепели" и Л.И.Брежнева, сторонника консервативных методов правления. В 80-е годы в период правления М.С.Горбачева процессы перестройки общественной жизни приводят к крушению мировой системы социализма и потере КПСС управления страной. После последней волны репрессий послевоенного времени, когда так называемое "Ленинградское дело" привело к разрушению городской партийной организации, общественность Ленинграда с трудом восстанавливает былой авторитет в стране.

Население города продолжает расти и по переписи 1979 г. составляет 4073 тыс. жителей, а с городскими поселениями, подчиненными Ленгорисполкому, 4588 тыс. жителей.

Характерной особенностью развития города является массовое жилищное строительство. Вокруг центра города строятся новые кварталы, не представляющие архитектурной ценности, но позволяющие эффективно решать жилищную проблему. Этому способствует переход в конце пятидесятых годов на массовое панельное строительство. В эти годы город застраивается по генеральному плану. Следует отметить, что массовому строительству жилья предшествовал трудный период восстановления жилищного фонда, разрушенного в годы блокады. Ведь на каждый квадратный километр площади города приходилось в среднем 16 фугасных, свыше 320 зажигательных бомб и 480 артиллерийских снарядов.

О высоких темпах строительства свидетельствует следующий пример:
в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) было построено 529 тыс. м2 жилья,
в годы пятой пятилетки - (1951-1955 гг.) - 545 тыс. м2,
в годы шестой пятилетки (1956-1960 гг.) - 1297 тыс. м2,
в годы седьмой пятилетки (1961-1965 гг.) - 1963 тыс. м2
в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) - 2371 тыс. м2
в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) - 2468 тыс. м2
К 1995 г. жилищный фонд города достиг 90,9 млн. м2.

Одновременно была осуществлена программа по строительству широкой сети общественных зданий.
Архитектура массовых ансамблей этого периода весьма однообразна и довольно редко нарушается выдающимися строениями: здание Финляндского вокзала (архитекторы П.А.Ашастин, Н.В.Баранов, Я.Н.Лукин), театр юных зрителей (архитекторы С.И.Евдокимов, В.В.Жук), телевизионный центр с башней высотою в 316 метров (архитекторы В.С.Васильковский, Н.И.Дюбен, А.Д.Кац, С.Б.Сперанский), Дворец спорта "Юбилейный" (архитекторы Г.П.Морозов, А.Л.Левханьян, И.Н.Сусликов, Ф.М.Яковлев), мемориал защитникам Ленинграда (скульптор М.К.Аникушин) и др.

В работе городского хозяйства также заметны значительные достижения. К концу восьмидесятых годов жилищный фонд города был обеспечен на 99% водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом.
К концу восьмидесятых годов в городе насчитывалось почти 53 млн. м2 покрытия улиц и дорог, более 500 мостов, более 150 км набережных, 7 транспортных и 11 пешеходных тоннелей, более 20 путепроводов. Только на улицах расположено более 120 тыс. фонарей.
Послевоенные годы поставили перед городскими службами и промышленностью новую экологическую проблему. Назрела насущная потребность в строительстве очистных сооружений, в организации радиационного контроля, в борьбе с шумом и т.д. Вся эта жизненно важная работа начинается только в конце 70-х гг. и до начала 90-х гг. явно отстает от потребностей жителей Ленинграда.

Организация передвижения жителей по территории города получила новые возможности в связи со строительством метрополитена, начавшего работу 15 ноября 1955 г. В 1975 г. этим видом транспорта было перевезено 554 миллиона человек. В настоящее время общая длина линий составляет 91,7 км, с 54 станциями. В перевозке пассажиров задействовано три с половиной тысячи поездов. В развитии традиционных видов транспорта наблюдаются некоторые изменения: снижение удельного веса трамвайного транспорта и возрастание роли автобусного транспорта.
Постоянно возрастают перевозки грузов и пассажиров морским, речным и воздушными видами транспорта. В 1973 году вступил в строй новый аэропорт "Пулково-1". Воздушным транспортом города было перевезено в 1975 г. 4,2 млн. человек.

Перед городской промышленностью после окончания Отечественной войны встала задача восстановления разрушенных предприятий и наращивания мощностей. Существовавшие в те годы плановые задания постоянно перевыполнялись. Основные показатели развития промышленности до середины шестидесятых годов выглядят следующим образом: в 1945 г. уровень 1913 г. был превышен в 4 раза, в 1960 г. - в 44,2 раза, а в 1966 г. в 61,3 раза. В 1967 г. предприятия машиностроения превысили уровень 1913 г. в 222 раза.
В городе действуют сотни крупных промышленных предприятий: Адмиралтейское объединение, Ижорский завод, Фарфоровый завод им. Ломоносова, Пролетарский завод, завод "Красный Выборжец", объединение "Красное знамя", Балтийский завод, Невский завод, Ленинградский металлический завод, Вагоностроительный завод и др. Эти предприятия выпускают самую разнообразную продукцию: паровые турбины, газовые турбины, атомные ледоколы, судовые механизмы, металлорежущие инструменты, экскаваторы, тракторы, тюбинги для метростроя, гидрогенераторы, гидрогенераторы, телескопы, телевизоры, обувь и т.д. Мощный промышленный потенциал позволяет решать жизненно важные для нормального функционирования города задачи, в т.ч. строительство метрополитена и защитных гидросооружений.

Идеологические репрессии первых послевоенных лет коснулись и городской науки. Целый ряд ученых потерял работу и подвергся незаслуженной критике. Однако и в эти годы были открыты полупроводниковые свойства материалов, созданы первые отечественные транзисторы. Последующие годы также дали целый ряд выдающихся достижений. Успешно велась работа в институте ядерной физики. Отстояли свою правоту отечественные генетики. Были созданы научные школы теории чисел, теории вероятностей, математической статистики, математических методов теоретической физики. Успешно развивалась астрономия и астрофизика. В институте мозга человека была разработана концепция резервных возможностей мозга. Серьезные достижения имели место в изучении источниковедения и историографии науки. Институт русской литературы внес весомый вклад в филологическую науку.

Несмотря на потери блокадных лет, культурный потенциал города был сохранен и приумножен. В послевоенные годы в городе строится большое количество школ и средних учебных заведений, продолжают свою работу 41 ВУЗ (по состоянию на 1966/67 учебный год). В 1966 г. в городе работает 576 общеобразовательных школ, в которых занимается 422,7 тыс. учащихся. Кроме этого, работает 168 школ рабочей молодежи и школ для взрослых с общим количеством учеников 89,6 тыс. человек. Все это повлияло на рост грамотности населения. Уже в 1959 г. грамотность жителей составила 99,8% от общего количества проживающих в Ленинграде. В 1966 г. в городе функционирует 2375 библиотек, в фондах которых находится 109,4 млн. экземпляров книг и журналов. Для организации культурного досуга населения в этом же году работает 45 музеев, 12 Дворцов культуры,131 народный университет и т.д.

Со второй половины 80-х гг. в период так называемой "перестройки" и приближения социалистической системы к краху, значительная часть населения встала на демократические позиции и активно боролась против командно-административной системы управления. Объясняется эта особенность в общественном поведении проживанием в городе многочисленных слоев творческой интеллигенции и инженерно-технических работников, вставших в ряды политической оппозиции режиму. После августовского путча 1991 г. общественно-политическая жизнь города вступает в новую фазу своего развития, характерную реформированием экономики и политики на демократических началах.

2. Архитектурный стиль «Поздний классицизм (ампир)»

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление вевропейской культуре XVII—XIX вв.[1]

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека, как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Во многом классицизм опирался на античное искусство[2] (Аристотель, Гораций), беря его за идеальный эстетический образец, "золотой век"[1][3]. Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственнысимметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войниспользуется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко

Билет №13

1. Послевоенное развитие Ленинграда 1945 – 1960 гг.

2. Архитектурный стиль «Поздний классицизм (ампир)»

Билет №14

1. Перспективы развития Санкт-Петербурга до 2025 года.

23 января 2008 года Правительством Петербурга была принята программа развития Петербургского метрополитенадо 2020 года. Согласно плану, в период 2008—2020 годов планировалось построить 70 км новых линий, пять электродепо, 41 новую станцию[1][2][3][4]. На эти расходы предполагалось вложить сумму 415 млрд рублей, она должна была сложиться из трёх источников: городского и федерального бюджета, а также внебюджетных средств[5][2].

28 июня 2011 года на заседании правительства Санкт-Петербурга была утверждена новая Программа развития метрополитена до 2025 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: