Семьеведение как наука и учебная дисциплина

Структура семьи определяется ее составом. Рациональный способ формирования семейной структуры нацелен на обеспечение единства основных элементов семьи и распределение в ней половозрастных ролей. Структурными компонентами семьи являются: супруги, их дети, родители супругов (то есть дедушки и бабушки детей), возможно, родители родителей (то есть прадедушки и прабабушки детей), родственники (двоюродные братья и сестры, дяди и тети и др.), а также лица, выполняющие семейные функции (сожители, опекуны, усыновители и др.). Названные компоненты могут образовывать определенные конфигурации. В зависимости от критериев те или иные структурные компоненты объединяются в разнообразные семейные типы.

Вопрос классификации типологий семейных структур является одним из важных в социологии семьи. Его решение возможно по двум направлениям. Одно из них предполагает разработку многообразия типологий семьи с учетом специфики того или иного критерия. Второе направление типовой классификации семьи представляет собой попытку выработки универсальной семейной типологии, что не всегда исследователям удается убедительно обосновать.

Те ученые (прежде всего социологи и антропологи), которые выделяют два главных типа семьи – традиционная, (расширенная, сложная, классическая) и нуклеарная (простая, двухпоколенная) руководствуются наличием в семье определенного количества поколений. Название «нуклеарная» происходит от слова «нуклон», что на латыни означает ядро. Следовательно, нуклеарная – это такая семья, которая состоит из одной брачной пары без детей или с детьми, несостоящими в браке. Если в нуклеарной семье дети несовершеннолетние, то такую семью некоторые исследователи называют репродуктивной. В последние десятилетия сохраняется тенденция нуклеаризации российской семьи. Следует заметить, что нуклеарная семья может быть малой, когда в ней один - два ребенка. Но такая семья может быть и большой, если в ней имеется три и более детей.

Традиционные или расширенные семьи объединяют родителей, их взрослых детей с супругами и детьми-внуками. Эти семьи объединяют в себе две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоят из трех или более поколений (прародителей, родителей и детей, являющихся внуками для первых). В рамках расширенной семьи семейные группы могут жить и не в одном доме, а по соседству, участвуя в некоторых общих делах. Например, в сельской местности, нередкой является ситуация, когда родительская семья и семья сына, живущая рядом, вместе обрабатывают общий приусадебный участок, вместе пользуются хозяйственными постройками и др.

Если критерием выступает характер супружеско-родительских связей, то основными семейными типами могут быть: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная (деформированная) семья, в которой отчим вместо отца или мачеха вместо матери. Такая классификация впервые была разработана еще в 70-е гг. ХХв. Е.А. Личко.

Критерием типологии семьи может служить брачный возраст, по которому выделяют молодые, средневозрастные и пожилые семьи. Основным критерием здесь служит возраст супругов. Для молодой семьи он составляет до 30 лет, для средневозрастной от 30 лет до пенсионного возраста (55-60 лет), а для пожилой семьи – от 55-60 лет и выше. Некоторые ученые вместе с возрастом супругов выделяют и такой критерий, как их брачный возраст. Например, М.С. Мацковский для молодой семьи определял брачного возраста в пять лет. В ряде же нормативно-правовых документов брачный возраст снижен с пяти до трех лет.

В зависимости от специфики брачно-половых отношений исследователи выделяют моногамные и полигамные семьи. Как известно, моногамная семья предполагает совместное проживание и ведение хозяйства одного мужчины с одной женщиной. Полигамная семья основана на браке одного мужчины с несколькими женщинами, или одной женщины с несколькими мужчинами. Разновидностями такой семьи может быть полигинная – при браке одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрическая семья - при браке одной женщины с несколькими мужчинами. Последний вид семьи крайне редок.

В Российской Федерации законом охраняется моногамная форма брачно-половых отношений. Лицо, не расторгнувшее первого брака и вступившее в юридически оформленный брак с другим человеком, подлежит у нас в стране уголовному наказанию.

По критерию распределения лидерских полномочий в семье ученые выделяют следующие основные семейные типы: авторитарная, когда руководство семейной жизнью и организация семейных функций сосредоточены в руках одного из супругов; эгалитарная, где нет четко выраженного главы семьи и преобладает ситуативное распределение лидерских полномочий между супругами. Те авторитарные семьи, где наивысшим влиянием и семейной властью пользуется отец, называют патриархальные, а где мать – матриархальными. Переходной формой от авторитарной к эгалитарной семье может быть партнерская семья, в которой совместно обсуждаются семейные решения, но сохраняется доминирующая роль одного из супругов.

Для эгалитарного типа семьи характерно не только справедливое разделение домашних обязанностей между ее членами, обсуждение и совместное принятие важных решений, но и эмоциональная насыщенность семейных отношений. В современной России большинство семей носят преимущественно эгалитарный характер. Однако в реальной жизни встречаются и искаженные варианты эгалитарности, когда в семье сохраняются традиционные установки на мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без достаточных на то экономических оснований. Наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина в данном случае получает и «исключительное» право на домашний труд.

Близкой к вышеназванной типологии семьи является типология, критерием которой служит принцип доминирования интересов различных членов семьи. По мнению С.И. Голода и В.Н. Дружинина, к основным семейным типам этой классификации можно отнести: традиционно-патриархальный, когда доминирует отец и его интересы; детоцентрический, когда в семье доминируют интересы, а иногда и капризы ребенка; супружеский (эгалитарный), где в равной мере выражены интересы супругов и учитываются интересы детей. Как считают некоторые исследователи (Т.В. Андреева и др.), далеко не всегда в детоцентрической семье успешно развивается процесс социализации ребенка. В данном случае у него, действительно формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, поэтому здесь велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации после поступления его в школу.[7]

В зависимости от социального положения супругов, их родителей и ближайших родственников семьи подразделяют на гомогенные, где супруги примерно из одной социальной страты, и на гетерогенные, где они происходят из разных социальных слоев, групп. В социально-демографических классификациях семейных типов выделяются гомогамные и гетерогамные. К первым относятся семьи однородные по национальному признаку, образованию, возрасту, профессии и т.д. В гетерогамных же семьях наблюдаются различия по этим признакам.

В территориальном отношении ученые выделяют городские и сельские семьи. Многие городские семьи в материальном отношении лучше обеспечены в сравнении с сельскими, более подвержены влиянию различных современных веяний в сфере семейных отношений, распространению альтернативных форм брака. Однако здесь выше разобщенность членов семей. Сельские семьи в целом отличает традиционный характер отношений, большая включенность их членов в общехозяйственные дела, устойчивее у них и моральные основы повседневной жизни. Известный российский писатель, актер и режиссер В.М. Шукшин как-то заметил, что нравственность общества подпитывается деревней.

По пространственно-территориальной локализации семьи можно классифицировать на патрилокальные и матрилокальные. В первом случае молодожены живут в доме отца мужа, а в матрилокальной семье молодые супруги проживают у родителей жены.

Критерием определения полных и неполных семей является наличие или отсутствие родителей. В полной семье имеются оба родителя, а в неполной семье с ребенком (детьми) проживает только один из родителей.

В неполной семье мать или, что крайне редко, отец воспитывают ребенка (детей) либо в одиночку, либо с помощью родственников. Если раньше неполные семьи в основном были семьями вдов, то ныне они появляются прежде всего из-за разводов.

В зависимости от наличия и численности детей семьи разделяют на бездетные, малодетные и многодетные. Отдельные исследователи выделяют и категорию среднедетной семьи. Бездетными являются семьи, не имеющие детей. В начале 2000-х гг. в нашей стране к их числу относилось примерно четверть всех супружеских пар. Без учета среднедетной категории к малодетным относятся одно – двухдетные семьи. Многодетность на большинстве территорий нашей страны фиксируется при наличии трех и более детей. От общей численности семей многодетные составляют примерно 5%. Однако на их долю приходится пятая часть общего числа детей до 18 лет, проживающих в Российской Федерации. Тревожной тенденцией развития российской семьи является рост малодетности. Если в первой половине 90-х гг.ХХв. доля таких семей в России составляла свыше 60% от общей численности, то к 2005г., по данным авторов учебника «Социология семьи», изданного под редакцией А.И. Антонова, малодетных семей насчитывалось более 90%.

Способность или неспособность семей выполнять свои основные функции является критерием выделения благополучных и неблагополучных семей. В рамках неблагополучных семей М.М. Плоткин, В.И. Ширинский и ряд других исследователей определяют четыре основных типа: конфликтная, педагогически несостоятельная, асоциальная и аморальная. В конфликтной семье преобладает конфронтационный характер отношений. Эту семью ученые считают наиболее распространенным типом неблагополучных семей (до 60%). В педагогически несостоятельной семье низкий уровень как общей, так и психолого-педагогической культуры.

Асоциальная семья, которую в социологической и психологической литературе иногда именуют маргинальной или девиантной, включает в себя семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, бомжей и др. В таких семьях родители нередко вовлекают своих детей в криминальную деятельность, «приобщают» к спиртному, наркотикам.

Аморальную семью характеризует забвение всяких моральных и этических норм поведения. По отношению к членам такой семьи и прежде всего к детям применяется не только физическое, но психологическое и даже сексуальное насилие. В аморальных семьях не выполняются родительские обязанности по жизнеобеспечению детей, а сами дети иногда передаются третьим лицам. Такие семьи вместе с асоциальными дают высокий процент случаев психофизической (олигофренной) и социальной патологии среди детей.

Критерий затрудненного социального функционирования лежит в основе типологии семей социального риска. Причем, состояние их жизненного затруднения определяется в значительной мере объективными условиями. К числу таких семей относят: разводящиеся; неполные; семьи с отчимом или мачехой; многодетные; малообеспеченные; семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих; семьи безработных; семьи, члены которых находятся в заключении, в психиатрической больнице и др.

В семьях социального риска, называемых еще социально уязвимыми семьями, затруднено исполнение важнейших функций не только относительно членов самих этих семей, но и относительно общества. Они нуждаются в поддержке со стороны государства и общественных структур. По справедливому мнению В.В. Бойко, О.И. Копытченковой и К.М. Оганян, отсутствие своевременной социальной помощи и поддержки этим семьям способно перевести их в категорию неблагополучных.

Неблагополучные и семьи социального риска являются объектом повышенного внимания со стороны социальных работников и специалистов по социальной работе. В нашей стране накоплен определенный опыт их профессиональной деятельности в рамках функционирования специализированных служб оказания помощи семье и детям.

Некоторые ученые, занимающиеся семьеведческой проблематикой, пытаются дать более обобщенный вариант типологической характеристики семьи. Для этого они вводят расширенный классификационный критерий. Например, психолог Т.В. Андреева при разработке авторской модели классификации современной семьи учитывала сразу несколько типологических параметров (полнота семьи, число детей, количество поколений, наличие сожителей у матери).[8] С учетом такого многоуровнего критерия она предложила следующую типологию современной семьи:

I. Нуклеарные семьи (малодетные нуклеарные; среднедетные; многодетные; смешанного типа с наличием отчима, пасынков и др.)

II. Семьи осколочного типа, первоначально строившиеся на супружеской основе (неполная семья, образовавшаяся ввиду смерти кого-то из супругов или из-за развода; неполная семья, в которой мать сожительствует с мужчиной, не являющимся отцом ее ребенка; семья, состоящая из детей-сирот, лишившихся родителей; семья, состоящая из ребенка (детей) и его прародителей).

III. Материнские семьи (семья, членами которой являются мать, не состоящая в браке, и ее ребенок (дети); семья, состоящая из матери с ребенком, рожденном в конкубинатном союзе с его отцом, являющимся законным супругом другой женщины; семья, членами которой являются мать, ее ребенок и его отец, состоящий с ней в гражданском браке; семья, состоящая из матери, ее внебрачного ребенка, его отчима, живущего с ней в гражданском браке; семья, членами которой являются мать, не состоящая в браке, и ребенок, усыновленный ею, или находящийся под ее опекой).

IV. Супружеские семьи (бездетные по разным причинам).

V. Расширенные (многопоколенные) семьи (классическая трехпоколенная семья, состоящая из родителей, взрослых детей и внуков, совместно проживающих, воспитывающих детей и ведущих общее хозяйство; расширенная семья как фактическая форма существования нуклеарной семьи, когда ее члены используют некоторые возможности расширенной, живя в двух жилищах; расширенная семья с матрилинейной родовой структурой и реже с патрилинейной, состоящая из нескольких поколений, но нередко с пропуском семей с супружеским ядром, наличием сожителей и внебрачных детей).

Приведенный вариант типологии семьи представляет научный интерес не только своей устремленностью к широкому охвату типологических критериев семьи, но и нацеленностью на структурное осмысление новых тенденций в сфере семейных отношений. Однако с некоторыми позициями данной классификации трудно согласиться. Так, в рамках семей осколочного типа выделены сироты, лишившиеся родителей. Но по действующему в нашей стране законодательству несовершеннолетние дети-сироты не могут оставаться даже непродолжительное время в виде осколочной семьи. Над ними устанавливается опека, а следовательно, меняется и семейная структура.

Анализ различных критериев семейной политики позволяет утверждать, что на сегодняшний день не может быть предложено какой-либо одной, в полной мере универсальной классификации семьи. Названные и описанные выше различные типы семейных структур, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Однако они являются важнейшими, так как учитывают специфику реализации основных семейных функций.

Семьеведение как учебная дисциплина находится в состоянии своего оформления. Идет ее становление и как особой сферы научного знания, составляющего собой некий синтез важнейших научных представлений из социологии семьи, психологии семьи, истории семьи и др. наук.

Как особая наука «Семьеведение» призвана исследовать специфику и тенденции развития семьи во взаимосвязи с возможностями оказания помощи и поддержки семьям, испытывающим трудности в своем функционировании. Она имеет свой объект и предмет изучения. Объектом семьеведения, то есть той сферой на что направлен процесс исследования, является семья как относительно устойчивая социальная система с ее структурной и функциональной спецификой. Наличие двух основных видов связей семьи (внутренних и внешних), двух ее подсистем (социальная группа и социальный институт), различных этапов, типов и функциональных особенностей развития составляют комплекс системных свойств семьи.

Предметную область науки образуют стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. По справедливому замечанию известного российского социолога В.А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии как и сам процесс познания. Поэтому со временем в понимание предмета того или иного научного знания вносятся соответствующие коррективы. Лишь с учетом современного состояния научного знания о семье можно вполне определенно говорить о предмете семьеведения как науки и учебной дисциплины. В общем плане предметом семьеведения является совокупность внутренних и внешних связей семьи, механизмов их взаимодействия. При этом необходимо дать и более развернутое определение предмета «Семьеведения». Им является сфера межличностных отношений в семье, брачно-семейных связей и механизмов воздействия общества на семейный образ жизни и на положение в семьях, испытывающих трудности в своем функционировании.

Семьеведение как наука нацелена не просто на постижение сущности семьи и на осмысление тенденций ее развития, но и на выявление способов, позволяющих изменить, а затем и нормализовать положение неблагополучных семей, семей социального риска и других семей, нуждающихся в поддержке. Как учебная дисциплина «Семьеведение» является одной из базовых дисциплин подготовки специалиста по социальной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: