double arrow

IPO и этапы его проведения

IPO – первичное публичное размещение акций, в развитых странах можно встретить также понятие SPO – вторичное размещение, когда акции компании уже обращаются на бирже, но в России как правило под IPO понимают любое, не обязательно первичное, публичное размещение ценных бумаг. В последние годы можно было видеть значительный рост интереса к данному инструменту заимствований, и наблюдался на российском рынке целый бум IPO, выпускались так называемы «народные» IPO и т.д.

Среди основных преимуществ IPO можно отметить следующие: повышение интереса к компании, повышение инвестиционной привлекательности и формирование биржевой истории компании, возможность привлечь серьезные финансовые ресурсы на неограниченный срок и без дополнительных финансовых обязательств. Среди отрицательных сторон можно выделить следующие: это достаточно сложный и затратный процесс, цена которого достигает пяти процентов стоимости выпуска и по времени может занимать до полугода, в результате превращения компании в публичную повышаются разнообразные риски, в том числе связанные с вероятностью корпоративных конфликтов.

Рассмотрим основные этапы проведения и стороны, участвующие в процессе IPO.

1. Принятие решения об IPO

На данном этапе компания должна понимать цели и задачи проведения IPO, иметь какие-либо инвестиционные проекты, как правило, для выхода на биржу компания должна существовать не менее трех лет и иметь определенный размер капитализации и оборота, также одним из требований является положительная динамика основных финансовых показателей компании.




2. Выбор площадки для IPO

Как правило, это могут быть российские фондовые площадки – РТС (Российская торговая система) и ММВБ. Как правило, на РТС котируются более крупные компании, на ММВБ – средние и небольшие компании. Также в качестве фондовой площадки может быть выбрана международная фондовая биржа. Большинство российских компаний размещаются на Лондонской бирже, некоторые котируются на Нью-Йоркской бирже, есть примеры выхода на некторые другие (например, февраль 2010 г. – размещение на Гонгконгской фондовой бирже Русала).

3. Формирование команды для размещения

Основные участники, которые принимают участие в IPO:

Юридический и налоговый консультант – осуществляет проверку правильности оформления основных документов (информационный меморандум, решение о выпуске ценных бумаг, проспект ценных бумаг и др.)



Андеррайтер – банк или финансовая организация, которая осуществляет подписку на акции, а затем их размещение на бирже.

PR-агентство – разрабатывает стратегию привлечения инвесторов, работает над имиджем компании, готовит презентационные материалы и т.д.

4. Подготовка компании к выходу на рынок

Всесторонняя оценка компании, при необходимости проведение реструктуризации компании, подготовка и аудит финансовой отчетности, проведение полной фондовой проверки общества (due-diligence) – юридическая экспертиза бизнеса; анализ кадрового и технологического потенциала, перспектив развития компании, продукта, отрасли.

5. Совершенствование корпоративного управления

Внедрение лучших принципов корпоративного управление, приведение к стандарту основных документов компании, улучшение организационной структуры и пр.

6. Юридическое сопровождение размещения

Разработка схемы размещения, выбор конкретных форм и инструментов; подготовка основных документов – решение о выпуске ценных бумаг, проспект ценных бумаг, экспертиза сделок и др.

7. Информационное сопровождение размещения

Раскрытие информации, публикация аналитических материалов, работа со СМИ и рейтинговыми агентствами, подготовка информационного меморандума, отчетов, инвестиционных планов, презентаций и т.д.; организация встреч с инвесторами, в том числе проведение конференций, road-show и т.д.

8. Размещение

Аукционный метод - суть аукционного метода состоит в том, что акции продаются тем, кто предлагает самую высокую цену. Аукционный метод признается более справедливым, поскольку андеррайтер не размещает акции среди инвесторов, которым он отдает предпочтение. Считается, что такой метод положительно влияет на определение цены и принципы распределения акций. Согласно теории при проведении аукциона цена зависит только от спроса. Кроме того, мелкие инвесторы – не институциональные – также могут приобрести предложенные акции, что делает распределение более справедливым.

Книжный метод можно описать следующим образом: за несколько недель до размещения ценных бумаг эмитент и андеррайтер (или управляющий книгой) соглашаются на ранжирование первоначальной цены. Затем начинается road show, в течение которого эмитент и андеррайтер рекламируют размещение инвесторам. Последний собирает информацию об их интересах и возможностях инвестора. Информация влияет на определение количества акций и может отразиться на их цене. Непосредственно перед предложением купить акции андеррайтер заказывает книгу заказов, устанавливает цену и распределяет акции по своему собственному усмотрению. После этого происходит продажа (размещение) акций и закрытие сделки.


Развитие IPO[18]

Исторические корни процедуры IPO лежат в первых примерах привлечения инвестиционного капитала посредством выхода на фондовый рынок. Еще в начале XVII в. в Англии и Голландии акционерные компании впервые предложили свои акции на бирже частным инвесторам, банкам и инвестиционным трастам. В Европе середина XIX в. стала временем расцвета фондовых операций. Можно вспомнить грюндерство, учредительскую «горячку» - массовую лихорадочную организацию промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний, сопровождавшуюся кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций), а также биржевыми спекуляциями. В Германии грюндерство особенно расцвело в связи с получением 5-миллиардной контрибуции от Франции после франко-прусской войны 1870-1871 гг. В начале 70-х годов XIX в. грюндерство приняло международный характер. Наиболее интенсивно развертывалось оно во многих странах, в том числе в США и России. В 1871-1873 гг. мировая эмиссия ценных бумаг достигла 40 млрд. франков.

Современная история IPO берет свое начало с 70-х годов XX в. после либерализации мирового финансового рынка. С тех пор рынок IPO испытывал взлеты и падения, но наиболее значительным стал его рост в период «бычьего» периода 1995-2000 гг. В рекордном 1999 г. на волне стремительного развития IT-компаний на мировой рынок IPO вышло около 2000 компаний, которые привлекли примерно 200 млрд. долл. Рынок IPO испытал существенное снижение в период спада на фондовых рынках в 2001-2003 гг. В 2003 г. через IPO было привлечено лишь около 50 млрд. долл. Активность IPO, сильно зависящая от рыночной конъюнктуры, может замирать полностью. Например, на фондовом рынке Германии после бума 2000 г. в течение почти 2 лет не было ни одного IPO.

Индустрия IPO развивалась в различных странах по-разному. Анализ показывает, что активность рынка IPO в первую очередь определяется принятой моделью инвестиций и традициями построения финансовых систем в различных странах. Так, в англосаксонских странах (США, Великобритания, Канада и пр.), ориентированных на фондовый рынок как на источник инвестиций, проводится основная часть IPO. Более того, на эти рынки стремятся эмитенты других стран, которые не имеют возможности привлечь требуемый капитал на национальном рынке (например, Лондонская биржа (LSE) Кроме того, в англосаксонских странах считается нормой выход на рынок малых и средних компаний. В целом в этих странах посредством эмиссии акций финансируется до 15-20% всех инвестиций в основной капитал. Несколько другая ситуация в странах континентальной Европы, которые ориентируются на банковское кредитование. Здесь посредством эмиссии акций финансируется до 5-10% инвестиций в основной капитал.

Подходы компаний разных стран к решению задачи привлечения средств через IPO во многом обусловлены историческими традициями и местом, занимаемым фондовым рынком в экономике страны. Финансовый рынок России традиционно развивался в основном как долговой. В результате сегодня фондовый рынок остается малозаметным в масштабах экономики, у компаний не возникает серьезного стремления проводить на нем IPO, и, как следствие, Россия пока не имеет заметного места на мировом рынке IPO.

На сегодняшний день в России сложились условия, когда, с одной стороны, инвесторы готовы вкладываться в бумаги российских эмитентов, а с другой - и у эмитентов появилась потребность в инвестициях. В настоящее время эта потребность в основном реализуется через корпоративные облигационные займы.







Сейчас читают про: