Комментарий. Вот так банально, по-рэкетирски, началась кравчуковско-филаретовская афера по присвоению финансов и имущества Православной Церкви в Украине

Вот так банально, по-рэкетирски, началась кравчуковско-филаретовская афера по присвоению финансов и имущества Православной Церкви в Украине. Законная, назначенная Собором комиссия приходит принимать дела у предыдущего руководства, провести ревизию, составить финансовые и прочие отчеты (ведь православные жертвовали миллиарды рублей на восстановление своих святынь в Украине), а их встречают нанятые бывшим руководителем боевики и прикрывающая их милиция, более того — государственное телевидение, выполняя заказ Кравчука (исполнителем едва ли не всех телепровокаций против Православия в Украине был бывший парторг, а затем телебосс и даже министр информации Зиновий Кулик), обвиняет престарелых владык и монахинь в попытке захвата здания собственного Экзархата! И такая целенаправленная ложь продолжалась многие годы, даже когда Кулик исчез с информационного небосклона, «птенцы гнезда Куликова», разлетевшиеся по многим каналам, продолжали (и продолжают) его грязное дело.

Сам Филарет объяснял свое нежелание возвращать православным церковное имущество (в частности, резиденцию Киевских митрополитов на Пушкинской) тем, что «он ее строил» и потому не намерен «отдавать митрополиту Владимиру». То же касалось и церковной казны, которую Филарет и Евгения Петровна «нажили непосильным трудом». Будто миллионы православных украинцев жертвовали деньги не Богу и Церкви, а расстриженному монаху и его «сестре», и Филарет на свою скромную зарплату возводил резиденцию! Бесконтрольно обладая мощными финансовыми ресурсами, Филарет без особого труда сколотил политическое прикрытие из нардепов и сановников. Любопытно, что если филаретовские депутаты яростно отрицали то, что они находятся на содержании у Филарета, то сам опальный владыка не видел в «подкормке» нардепов ничего предосудительного, поскольку «журналисты тоже получают за свои труды гонорары». Кроме того, Филарет содержал и «крышу» из боевиков и провокаторов типа УНА-УНСО, правда, их предводитель Дмитрий Корчинский в своей книге жалуется на удивительную скаредность Филарета. Наконец, надо упомянуть и еще об одном плече, на которое опирался Филарет — это криминалитет (на него указывали Антоний Масендич, а также в своих заявлениях в УБОП Владимир Романюк). Так что Филарет на православные денежки выстроил такую «линию Мажино», которую не смогли преодолеть ни Генеральная Прокуратура в 1993-м году, ни Президент Леонид Кучма в 1995-м.

В. Анисимов

В интересном положении
оказались Кравчук и Плющ

Приезд новоизбранного Предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана) состоится сегодня, 20 июня. Но еще до этой даты стало ясно, что именно его поддержит подавляющая часть духовенства. Поэтому в отличие от простых мирян, которые считают в церковных играх все карты равно краплеными и никаких скоропостижных заявлений не делали, главам государства и парламента есть над чем задуматься.

Ясно, что сохранение за полностью дискредитировавшим себя в личном плане экс-митрополитом Филаретом (во владениях которого внезапно выпадают из окон кассиры кафедральных соборов) предстоятельского поста возможно лишь в случае признания его восточными патриархами Православной Церкви. Они же, напротив, с завидной согласованностью предпочли признать Владимира. Любителям поименного перечисления приводим примерный список по состоянию на 18 июня.

1. Патриарх Иерусалимский Диодор І: «Глубоко обеспокоены антиканоническими акциями... митрополита Филарета Денисенко... мы не признаем ни одного из его действий, посвящений и назначений епископов».

2. Парфений ІІІ, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки: «Заверяю моего дорогого брата о наших молитвах о Новом Предстоятеле Митрополите Владимире».

3. Игнатий IV, патриарх Великой Антиохии и всего Востока: «Просим передать наши поздравления Митрополиту Владимиру, единственному законному Предстоятелю в Украине».

4. Архиепископ Кипрский Хризостом: «От всей души поздравляем Ваше возлюбленное Высокопреосвященство по случаю избрания Митрополитом Киевским».

А главное: доподлинно известно, что Патриарх Московский Алексий ІІ начал консультации с главами Поместных Православных Церквей по поводу скорейшего предоставления автокефалии УПЦ, так что и поборники «независимой церкви в независимой державе» (фраза из предвыборной листовки Президента Кравчука) могут наконец уснуть спокойно. Интересно, что сохраненный усилиями самого же Филарета Украинский Совет по делам религий, почувствовав, очевидно, маразматичность ситуации, практически пошел «на мировую» с Митрополитом Владимиром, отбив министру внутренних дел пану Василишину телеграмму об организации эскорта и охраны приезжающему Митрополиту. В телеграмме Митрополит Владимир без обиняков именуется «новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви»5.

В этой ситуации украинское руководство, официально заявившее о непризнании Харьковского Собора и, соответственно, Митрополита Владимира, оказалось в интересном положении. Разрешиться от тяжкого бремени оно может теперь лишь двумя путями. Первый: полный разрыв с мировым Православием в глобальном масштабе, жесткая ориентация на Греко-Католическую Церковь и создание крошечного, никем не признанного «правительственного православия» во главе с помятым, но не покоренным Филаретом. Второй: быстрое признание того факта, что «кое в чем мы были неправы». На последнее отведено всего несколько суток.

Большинство экспертов признают Кравчука6 одним из наиболее профессиональных и ловких политиков. Так как в решающий момент он вновь оказался за пределами Украины и лично не делал никаких далекоидущих заявлений, у него есть отличные шансы разобраться с тем, что наворочал парламент в церковной сфере без особых потерь для себя лично. Посмотрим, хватит ли времени на этот раз.

Ю. Радченко

«Независимость», 20 июня 1992 года.

Обращение Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви

20 июня 1992 г.

Мы, члены Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, который состоялся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, с удовлетворением свидетельствуем, что новоизбранный Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, прибыл в богоспасаемый град Киев и приступил к исполнению своих первосвятительских обязанностей. Нового главу УПЦ встречало все духовенство и монашество Киева, духовенство из других епархий и тысячи верующих людей, своим молитвенным участием засвидетельствовавших любовь к новоизбранному Предстоятелю и доверие к Архиерейскому Собору 27 мая сего года, на котором митрополит Владимир (Сабодан) был избран Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины.

В то же время мы вынуждены выразить свой протест против заявления Президиума Верховного Совета Украины, в котором дается оценка каноничности действий Архиерейского Собора 27 мая сего года. Мы свидетельствуем, что все решения упомянутого Собор» законны и каноничны, и вместе с тем почтительно просим Президиум Верховного Совета Украины не нарушать тех законов о невмешательстве во внутренние дела Церкви, которые, во главе с тем же Президиумом, были приняты парламентом Украины.

Выражаем также свое возмущение теми событиями, которые произошли 17 июня сего года на ул. Пушкинской, 36. В этот день назначенная Архиерейским Собором комиссия по принятию имущества Киевской Митрополии прибыла на ул. Пушкинскую, 36 для выполнения своей задачи. К великому сожалению, комиссия не смогла встретиться с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) и, более того, грубыми выходками наемных охранников Митрополии (один из них ударил представителя комиссии) были нарушены права человека, являющиеся основным положением Конституции любого демократического государства. Добавил нам скорби и тот факт, что с чьего-то «высокого благословения» средства массовой информации извратили эти события и потерпевших выдали за обидчиков.

И, наконец, мы предельно взволнованы разбойничьим нападением тех же наемников Филарета (Денисенко), которые в ночь с 18 на 19 июня ворвались на территорию Киево-Печерской Лавры и, пытаясь захватить дом Наместника Лавры, избили многих иноков и верующих людей, а также причинили ущерб указанному зданию.

Мы считаем, что за эти преступления необходимо привлечь к уголовной ответственности не только тех, кто нарушал права человека и наносил ущерб, но и Филарета (Денисенко), который финансирует нарушителей и является организатором этих и других противозаконных действий, не только наносящих вред Украинской Православной Церкви, но и сеющих межнациональную и межконфессиональную смуту среди народов Украины.

В связи с этим мы, архиереи УПЦ, просим Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Владимира, сделать все, чтобы церковные деньги, жертвуемые людьми на восстановление церковных сооружений и дела милосердия, шли не на удовлетворение амбициозных и честолюбивых планов Филарета (Денисенко), а исключительно на пользу и славу святой Православной Церкви в Украине.

Письмо Президенту Украины

Уважаемый Леонид Макарович!

Мы, участники Собора Украинской Православной Церкви, весь епископат, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных учебных заведений, собравшиеся 26 июня 1992 г. в Киево-Печерской Лавре, шлем Вам искреннее приветствие и наилучшие пожелания. Мы молим Господа, чтобы Он помог всем нам осознать свои ошибки и чистосердечно покаяться, чтобы через таинство покаяния все мы очистились духовно и пришли к познанию правды Божией и искали, прежде всего, Царства Божия.

Мы собрались в святой Лавре во главе с новым Предстоятелем нашей Украинской Православной Церкви, Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и засвидетельствовали соборно наше непоколебимое единство и верность святому Вселенскому Православию. Мы единогласно одобрили решения Архиерейского Собора, состоявшегося 27–28 мая 1992 года в Харькове. Все поправки, внесенные в текст Устава об управлении УПЦ, были единогласно утверждены Собором УПЦ.

Мы еще раз единодушно строго осудили бывшего митрополита Филарета (Денисенко) и подтвердили определение об освобождении его от должности Предстоятеля УПЦ и извержении его из священного сана. Мы также подтвердили, что Харьковский Собор архиереев был действительно каноническим, а процедура избрания нового Предстоятеля тайным голосованием была демократической и законной. Поэтому Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, является единственным законным и каноническим Предстоятелем УПЦ, которого уже признали Предстоятели Поместных Православных Церквей мира.

В связи с тем, что Филарет (Денисенко) не подчинился решениям Архиерейского Собора и продолжает вносить великую смуту в жизнь УПЦ, имеющей право юридического лица, обращаемся к Вам, уважаемый Леонид Макарович, как к Президенту Украинского государства, с призывом помочь силой закона провести в жизнь решения юридической организации, каковой является УПЦ. Филарет (Денисенко) обязан немедленно освободить и передать назначенной Архиерейским Собором комиссии официальную резиденцию по ул. Пушкинской, 36, и Владимирский кафедральный собор, а также все имущество и все дела УПЦ. Если наше решение не будет проведено в жизнь, то Собор УПЦ снимает с себя ответственность за те последствия, которые могут возникнуть, если народ пойдет силой брать резиденцию и собор, что мы до сего времени сдерживаем.

Мы со всей ответственностью, настоятельно просим немедленно привлечь к ответственности Филарета (Денисенко) за ту смуту и вражду, которую он в последнее время сеет своей непокорностью и недостойным поведением. Нападение на Лавру осуществлено именно по его указанию, нагнетается также нездоровая обстановка в разных епархиях Украины. Деятельность Филарета (Денисенко) вызывает разделения и вражду в епархиях, и сегодня он осуждается верующим народом как изменник святой УПЦ.

Своим неподчинением решениям Собора и позорной деятельностью Филарет (Денисенко) вызвал суровое осуждение Предстоятелей Вселенских Поместных Церквей и тем самым — всего православного мира. Поэтому теперь, и как можно скорее, необходимо использовать все меры, чтобы прекратить этот разлад, однобоко освещаемый средствами массовой информации, и ликвидировать церковную смуту. Как изменник УПЦ Филарет не принесет пользы и УАПЦ, с которой он ныне объединился. Это объединение состоялось на чисто политической основе, а не на церковно-канонической. После лишения сана он, как гражданин Михаил Антонович Денисенко, не имеет права выступать от имени Церкви. Своим объединением с УАПЦ он перечеркивает наши надежды на диалог с УАПЦ относительно объединения на канонической основе.

Вот почему мы просим Вас, уважаемый Леонид Макарович, не только признать нового Предстоятеля УПЦ, Блаженнейшего Владимира,Митрополита Киевского и всея Украины, избрание которого Всеукраинский Собор единогласно подтвердил, но и содействовать ему во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви.

Мы заверяем Вас, что будем и в дальнейшем каноническим путем отстаивать полную независимость и самостоятельность УПЦ, готовить к этому наш народ, а также создавать необходимую материальную базу для плодотворной деятельности и расцвета УПЦ в новых условиях ее жизни — нашем независимом Украинском государстве.

К этому мы будем призывать всю полноту Украинской Православной Церкви, а также посвятим свои силы и молитвы, чтобы Господь дал нам крепость и единство, чтобы Господь благословил нас миром и любовью.

Призываем Божие благословение на Вас и на народ Украины!

С глубоким уважением

Митрополит Киевский и всея Украины,

Предстоятель Украинской Православной Церкви,

Председатель Собора УПЦ ВЛАДИМИР

От имени участников Собора УПЦ епархиальные архиереи:

Митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ

Митрополит Винницкий и Брацлавский АГАФАНГЕЛ

Архиепископ Черниговский и Нежинский АНТОНИЙ

Архиепископ Полтавский и Кременчугский ФЕОДОСИЙ

Архиепископ Черкасский и Каневский, викарий Киевской Митрополии МАКАРИЙ

Архиепископ Житомирский и Овручский ИОВ

Архиепископ Ровенский и Острожский ИРИНЕЙ

Архиепископ Одесский и Измаильский ЛАЗАРЬ

Епископ Луганский и Старобельский ИОАННИКИЙ

Епископ Сумской и Ахтырский НИФОНТ

Епископ Мукачевский и Ужгородский ЕВФИМИЙ

Епископ Кировоградский и Николаевский ВАСИЛИЙ

Епископ Волынский и Луцкий ВАРФОЛОМЕЙ

Епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский НИКАНОР

Епископ Львовский и Дрогобычский АНДРЕЙ

Епископ Днепропетровский и Запорожский ГЛЕБ

Епископ Симферопольский и Крымский ВАСИЛИЙ

Епископ Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ

Епископ Тернопольский и Кременецкий СЕРГИЙ

Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, Управляющий Херсонско-Таврической епархией ИЛАРИОН

Епископ Донецкий и Славянский АЛИПИЙ

Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим:«В том, что Харьковский Собор состоялся, заключался Промысел Божий»

Известный деятель Православной Церкви старейший православный епископ Украины митрополит Никодим, сыгравший решающую роль в организации и проведении Харьковского собора, вспоминает об этом событии:

— Если бы в 1992 году в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, депутаты и политики, то, я уверен, сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло бы всех. Но кому-то это не выгодно, и было сделано все, чтобы каноническую Православную Церковь Украины, неотделимую от Полноты Православия, бесконечно третировали. И, напротив, всячески поддерживали нечестивое сборище Филарета, которое не содержит в себе ничего, кроме скандалов, мести и разжигания страстей.

Харьковский Собор длился двое суток. После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так началась фальсификация событий, ибо на протяжении всей работы Собора через каждые два часа меня вызывали на телефонный разговор с канцелярией Президента Л. Кравчука. Он относился ко мне с большим уважением, и потому мне постоянно передавали: «Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета». Когда приступили к голосованию, помощник Президента по телефону от лица Леонида Макаровича предупредил: «Если Филарет будет снят, то правительство вашу Церковь поддерживать не будет». Украинские епископы в списки для тайного голосования вносили и мою кандидатуру, но я ее снял. Ведь Филарет поднял бы шум, что Никодим давно хотел стать руководителем Церкви в Украине и, дабы доказать противоположное, что Церковь находится не на политической, а чисто духовной основе, я отказался претендовать на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Так что власти в Украине прекрасно знали о Харьковском Соборе и преднамеренно пытались его дискредитировать.

Я полагаю, что в том, что Харьковский Собор состоялся, заключался Промысел Божий. Филарет давал клятву перед Крестом и Евангелием, что соберет Собор, который изберет нового Предстоятеля, однако собрал каких-то светских людей, не пригласив украинских епископов, чтобы мы ему не мешали, и обманул общественность. Он следовал политической конъюнктуре, и если бы Церковь следовала бы таким же принципам, она бы давно перестала быть Церковью. Когда Синод решил, чтобы я созвал Собор, я позвонил Филарету и услышал от него: «Вы думаете, епископы будут вас слушать? Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями». Я решил созвать Собор в Харькове, разослал всем епископам приглашения и надеялся только на волю Божью. Приехали все епископы, кроме Львовского владыки, который телеграммой подтвердил свое согласие с решениями собора.

Если бы сегодня случилась подобная ситуация, я поступил бы именно так. Ведь речь идет о каноничности, неделимости Вселенского Православия. Если каждое столетие мы будем устраивать какие-то разделы, то дойдем до неопротестантизма, а не до торжества Вселенского Православия. Апостолы, чтобы не допускать разложения Церкви Христовой, создали 86 Апостольских правил. Таким образом Церковь защищает себя от соблазнов, честолюбия, властолюбия и прочих пороков, а также от тех, кто наполнен духом сатанизма. Мы этого не должны исключать. Если мы верим, что есть Бог, значит, есть и дьявол. Каноны Церкви оберегают Ее, и епископ даже дает клятву, что не будет ничего менять.

— Но ведь Вы сами тридцать лет назад рукополагали Филарета в епископы...

— Я думаю, что все, что произошло в Украине за последние годы, не было случайностью. Сегодня, думая о Филарете, я склоняюсь к мысли, что он еще в зародыше был предназначен для обмана, лести и властолюбия. Когда мы собрались на Харьковский Собор, то даже не могли поверить, что он сможет так поступить. Ведь человек скорее бы пошел на казнь, чем сделал бы такую подлость для Церкви. Кроме честолюбия, властолюбия, в нем проявились и другие извращенные качества. Ответ на загадку его поведения мы находим в Евангелии, где говорится, что сатана вошел в Иуду, и он предал Христа. То есть предал тогда, когда стал инструментом сатаны, допустил его в свое сознание, в свою духовную природу. И Филарет подверг испытанию не только Церковь в Украине, но это, как рак, распространяется и на Вселенскую Церковь. Он поддерживает расколы в других странах. Я думаю: не то чтобы он изменил христианству, а никогда и не был христианином. Его, видимо, заслали, как комсомольца, в Церковь. Если бы он действительно был верующим, он не нарушил бы обета монашества, не присвоил бы все деньги Церкви и не сколачивал себе состояния, не преступал клятвы, не собирал бы вокруг себя атеистов и униатов и, наконец, не стал бы орудием духа злобы поднебесной. Ведь он без страданий покинул Святую Апостольскую Церковь!

Для борцов с Православной Церковью в Украине Филарет стал удивительным подарком. Они и мечтать не могли о таком союзнике. Те же униаты, сектанты должны были бы бороться с нами напрямую, а теперь у них есть возможность делать это чужими руками. Люди, которые его окружили и схватили, как паук муху, уже никогда не расстанутся с ним, потому что в нем огромный заряд злобы, лжи, шантажа. Такого разрушителя Православная Церковь в Украине еще не видела. И он теперь сеет только зло. Лермонтов в «Демоне» лучше всего выразил сущность демонизма: «Сею зло без наслаждения». Я полагаю, что Филарет уже не способен покаяться. Он готов даже толкнуть народ на резню и братоубийство, лишь бы отомстить Православной Церкви за то, что она не позволила ему кощунствовать внутри стада Христова.

— И Вы полагаете, десять лет раскола не стали ему уроком?

— Я полагаю, что Богу нужно было, чтобы Филарет через Церковь, через такой крест изобличил свою демоническую суть. Филарет ожидал, что через месяц после Харьковского Собора нас уже не будет. Он и теперь в ярости и готов бросить все свои гигантские средства на борьбу с Православием. Но Бог поругаем не бывает. Православная Церковь в Украине была, есть и будет и, говоря словами Христа, «врата ада не одолеют её»

Беседу вел Василий Анисимов

Представитель Президента в Православии?

Опальный, лишенный священнического сана, бывший Предстоятель УПЦ экс-митрополит Филарет опять поверг в шок общественность, преподнеся еще один урок своей политической непотопляемости. Загнанный в угол, отвергнутый епископами и паствой, оставшись один на один с церковной казной и горсткой своих приверженцев, он проделал уникальный маневр. На совместном со священниками-автокефалами собрании 25 июня в Киеве он провозгласил объединение украинского Православия и создание единой национальной Церкви — Украинской Автокефальной Православной Церкви Киевского Патриархата.

Таких чудес история еще не знала. В один день были «распущены» две конфессии и создана третья, их «правопреемница». Причем в первой Филарет является лишь скромным монахом, а руководитель другой — патриарх Мстислав в своей далекой Америке, — оказывается, еще и не знает, что возглавляемая им Церковь приказала долго жить. Более того, престарелый американский владыка не ведает, что отныне является главой уже другой Церкви, а его злейший враг Филарет поставлен его заместителем на Украине. По сути, под влиятельного человека создана церковь, как в былые годы таким образом образовывались ведомства и министерства. Ох, знакомый до боли почерк правящей бюрократии. Мстислав, по той же традиции, поставлен перед фактом и вряд ли возропщет.

Как объяснил ситуацию митрополит Антоний (УАПЦ), времени было в обрез, и в спешке (почему, спрашивается?) до старика не смогли дозвониться из-за «телефонной блокады со стороны антигосударственных сил Украины».

Согласно зачитанному постановлению, все монастыри, храмы, духовные семинарии, финансы, расчетные счета в банках и т. д. УПЦ и УАПЦ отныне переходят под контроль новорожденного патриархата во главе с Филаретом. Самому владыке Собор вернул его московские титулы и признал недействительными акт 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве. (Хотя ни на то, ни на другое не имел права, поскольку подобные решения могут приниматься лишь канонической Церковью, а не раскольниками.) Кстати, сам организатор Киевского патриархата УАПЦ, первый владыка этой конфессии митрополит Иоанн (Боднарчук), в свое время ударившись в автокефальный раскол из-за гонений Филарета, после падения последнего раскаялся и подал 11 июня прошение о возвращении в лоно УПЦ.

Кроме того, собравшиеся обратились к Президенту с челобитной отдать их церкви святыни православия — Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру. Так что неудавшийся ее штурм филаретовцами, увы, видимо, не последний.

Как и следовало ожидать, Украинское радио и телевидение дружно ударили в торжественные литавры, воспевая «вписанный золотыми буквами в историю народа» судьбоносный Собор православия. Филарет четко объяснил причину «объединения»: в независимой державе должна быть независимая Церковь. Это, как известно, слова из предвыборной программы Л. Кравчука. Поэтому владыка оказался всего лишь смиренным исполнителем набросанных Президентом очередных задач Православной Церкви в Украине. А потому всеобъемлющая поддержка государства Филарету обеспечена.

При этом никто не собирается замечать следующего: а почему, собственно, один расстриженный до монаха может вершить судьбы миллионов верующих, распоряжаться тысячами православных храмов и всенародными денежными пожертвованиями, а двадцать законных епископов, собравшиеся 26 июня на Собор УПЦ в Киево-Печерской Лавре, лишены этого права?

В тот же день в Союзе писателей Украины была организована пресс-конференция «Комитета защиты украинского православия», куда вошли парламентарии Украины и сочувствующие. Приглашенным сразу стало ясно, что Комитет даже в лицо не знает тех, кого собирается защищать, а занят опасной политической интригой. Это продемонстрировала ведущая пресс-конференции. Скучающая в обществе двух «митрополитов» (Филарета и Антония), она вдруг заявила, что начало брифинга задерживается из-за отсутствия митрополита Антония, чем очень сконфузила сидящего рядом «владыку» и позабавила журналистов.

Пресс-конференция, как нетрудно представить, неоднократно прерывалась аплодисментами после всякого выпада владык и депутатов против «промосковских» украинских епископов. Впрочем, трогательное единство вчерашних противников, еще недавно на таких же брифингах не сказавших друг о друге ни одного доброго слова и отказывавших друг другу в святости, выдавало вынужденный компромисс. Бедствующей УАПЦ и не снилось стать «правопреемницей» имущества всесильной УПЦ, а Филарету действительно отступать было некуда.

Не блеснули принципиальностью и слуги народа. Еще два месяца назад в редакцию принесли обращение двадцати пяти народных депутатов ВС Украины к народу, где на двух листах методично доказывалось, что Филарет не вправе возглавлять УПЦ и духовное возрождение народа из-за своего аморального образа жизни и связей с репрессивными органами и партноменклатурой. Сей документ лег в свое время на стол московского Собора. Ныне же эти депутаты в рядах защитников владыки. «Почему? Неужели Филарет перестал быть аморальным?» — спрашиваю у одного из них, — О. Шевченко. Оказывается, ныне «патриотическим силам» нет до этого дела, поскольку Филарет теперь завзятый национальный государственник. Так что и вавилонская блудница имеет шанс стать демократической любимицей, лишь бы изрекала антимосковские лозунги. Даже бескомпромиссный Степан Хмара оказался под крылом у Филарета.

Однако более всех поразил «защитник православия», народный депутат В. Червоний. Он заявил, что в отсутствие Л. Кравчука кое-кто из его окружения (Колесник, Михальченко, Середа и др.) «дезориентировали» представителей Президента на местах, в частности, в Киеве относительно позиции Президента и Верховного Совета по отношению к Филарету и Харьковскому Собору. (Вероятно, тому, что Лавру отбили у бандитов, а приезд главы УПЦ Митрополита Владимира обошелся без бойни, мы обязаны этой «дезориентации».) «Через два-три дня мы переломим ситуацию и наведем порядок на своей земле», — заверил меня «парламeнтский христолюбец».

Вот так выстраданная идея объединения Православия в Украине превратилась в жалкий фарс, от которого за версту тянет лукавством, лживыми компромиссами и жаждой насилия. И все потому, что объединением занялись великие мастера политических игр, лицемерно декларирующие свoе «активное» невмешательство в дела Церкви.

Непонятно только, причем тут «вера отцов», христианские заповеди, духовное возрождение, нравственность... Не проще было бы без лишнего шума и всенародного смятения просто-напросто назначить бывшего предстоятеля УПЦ Филарета представителем Президента в Православии, как бывших руководящих бонз в областях и районах? Быть может, это было бы не совсем канонично (а на кой, действительно, нам эти «каноны»), но зато, по крайней мере, честно. Ей Богу!

В. Анисимов

Когда верстался номер, стало известно, что разрекламированное единодушие на соборe УАПЦ — миф. Епископ Ивано-Франковский Андрей хлопнул дверью, заявив, что беспрецедентное депутатское давление может привести к расколу в Церкви и что верующие за Филаретом не пойдут.

Его поддержали Антоний, епископ Хмельницкий, Николай, епископ Луцкий и Волынский, и Василий, епископ Тернопольский. Так что четверо из восьми высших иерaрхов УАПЦ тоже отвернулись от Филарета.

«Независимость», 27 июня 1992 года

Филарет — благовестник Президента?

Тайное всегда становится явным. Как мы и предполагали, хождение за три моря в Стамбул расстриженного Филарета и иже с ним Антония и депутата Червония, преподнесенные УТ как торжество объединенного украинского Православия, признание Константинополем раскола оказались очередной телеуткой. Только что вернувшийся из поездки в Стамбул, возглавляющий отдел внешних церковных сношений УПЦ архиепископ Макарий пролил свет на это событие.

— Cвятейший Патриарх Варфоломей, — сказал архиепископ, — был чрезвычайно удивлен, узнав, что его встреча с бывшим митрополитом Филаретом и митрополитом УАПЦ Антонием преподнесена в Украине как благословение нового раскола. Никакого благословения УАПЦ — Киевскому патриархату он не давал и официально заявил о том, что оно могло быть расценено не иначе как раскол Вселенского Православия. Патриархом будет направлена синодальная комиссия в Украину по изучению сложившейся ситуации. Варфоломей еще раз подтвердил каноничность избрания на пост Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира (Сабодана).

Спрашивается: при наличии законного главы УПЦ от имени кого гражданин Денисенко (Филарет) «объединил» Церковь и чьими средствами и имуществом собирается распоряжаться? Это тоже теперь не является тайной. Комментируя приезд раскольников, Вселенский Патриарх был особо обеспокоен переданным депутатом Червонием письмом Леонида Кравчука, в котором Президент Украины настоятельно просил о признании Филаретово-Антониевской церкви.

— Неужели Президент Кравчук не понимает, что подобные вмешательства в церковные дела, как правило, носят драматический характер? — спрашивает Патриарх.

Теперь очевидно, чего стоят заверения Президента, сказанные Митрополиту Владимиру о том, что «он защищал и будет защищать права каждой церкви». Понятна ныне и нахрапистость отдельных депутатов — «защитников православия», измучивших назойливостью патриарха Мстислава, и боевиков, штурмовавших Лавру, а ныне захватывающих храмы по всей Украине, в том числе кафедральный Владимирский собор в Киеве, и, наконец, позиция безвольно взирающих на произвол УНСОвцев, милиции и ОМОНа.

Как говорится, «все было предусмотрено». Удивляет лишь прямо-таки святая наивность православных священников и нашего вечно одураченного госпропагандой народа, который звонит, приходит в редакцию, пишет письма с просьбой достучаться до батюшки-президента. Он якобы не ведает, что за произвол творится в державе и как попирается свобода совести.

Конечно, как мирянин и глубоко верующий православный человек, Л. Кравчук имеет право посланиями и всеми прочими способами вплоть до голодовки отстаивать свою привязанность к отвергнутому украинскими епископами владыке. Но будучи всенародно избранным Президентом, обладая мало чем ограниченной властью, вправе ли он занимать позицию какой-то из сторон в религиозном конфликте, провоцируя тем самым столкновения?

Ситуация же тем временем встревожила уже не только восточных патриархов, но и заокеанских. Недавно была получена телеграмма и оттуда.

«Президенту Леониду Кравчуку

Киев, Республика Украина

Ваше превосходительство!

Среди тысяч членов Православной Церкви Америки, со вниманием и озабоченностью следящих за развитием ситуации, множество людей украинского происхождения. Гордые своим наследием и своей верой, они от всей души молятся о том, чтобы в Украине установилась мирная церковная жизнь. Именно поэтому я прошу Ваше Правительство сделать все возможное для восстановления церковного мира и для того, чтобы Высокопреосвященный Митрополит Владимир смог исполнять свои обязанности, возложенные на него как законного Митрополита Киевского и всея Украины.

Как все республики СНГ получили свободу, так и Церковь должна обрести полную свободу. Это относится к Украине, где свобода Церкви зависит от продуманного и разумного дальнейшего управления.

С пожеланием всего наилучшего остаюсь искренне Ваш Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады».

Однако внимать святым отцам никто по-прежнему не собирается. Самозванные «правопреемники» (Филарет и Антоний) средств и «майна» украинского Православия непоколебимы под «благодатной» дланью Президента. Вряд ли можно поверить и в искренность новоиспеченных «защитников православия» — Д. Павлычко, Л. Скорик, Н. Поровского, В. Червония и др., развернувших бешеную деятельность по его «спасению» в Киеве. Ведь на их родине, в Галиции, за последние годы католики отняли у православных сотни храмов. Причем с участием властей, с насилием и избиениями, о чем много говорилось на недавней конференции в Октябрьском дворце, организованной тем же Филаретом. Священники правят службу под заборами храмов и на пустырях. Но ни парламентские христолюбцы, ни Президент Православия в Галиции защищать не спешат. И этому пока еще загадочному для многих явлению есть объяснение.

Дело в том, что в деле превращения Украины в западную, а не в восточную державу (культура, цивилизация, прогресс, запад!) национал-демократы сделали ставку на греко-католическую церковь. Оттого и стремление отторгнуть Украину из лона восточно-византийской духовности (от России прежде всего). Создание президентской филаретовской церкви — не помеха. Эта акция, похожая на аферу, лишь дискрeдитирует «религию отцов» в глазах общества. В мире Православия ее вряд ли признают (признают, скорее, каноническую Церковь Митрополита Владимира) из-за тяжкого греха раскола, а значит, и отсутствия святости. По той же причине для спасения душ человеческих она тоже мало пригодна. А вот в качестве молота для откалывания от монолита Православия епархий и приходов — орудия лучше не сыскать. Потому напряжение будет постоянно поддерживаться, пока молот не довершит свою многотрудную работу. А жаждущие покоя наши души не прильнут к «цивилизованному» католицизму, далекому от скандалов и потрясений.

Это не домыслы. Кстати, тaкую картину еще год назад (только на примере УАПЦ) набросал одному из нас в личной беседе сам владыка Филарет. А ему, как известно, в чем, в чем, а в политической прозорливости и уме еще никто не отказывал.

В. Анисимов, А. Маленко

«Независимость», 18 июля 1992 г.

Где так вольно дышит Филарет?

(«Объединение» церквей с правовой точки зрения)

На последней пресс-конференции Л. М. Кравчук поделился с журналистами воспоминаниями об истоках нынешнего антиправославного произвола в Украине. Когда в Харькове епископы УПЦ (18 из 20) провели Собор и решили на нем судьбу своего собрата Филарета, сместив его с должности главы УПЦ за клятвопреступление, о чем сообщили в заявлениях Президенту и народу,— то это, оказывается, было событием тайным. Оттого Президент и не признал решение вышеупомянутого Собора. Когда же через некоторое время один бывший епископ УПЦ (Филарет) от имени (!) всей церкви объединил ее с УАПЦ, причем таким образом, что не только верующие двух церквей, но и сам глава УАПЦ Мстислав об этом не ведал ни сном ни духом, то сие — деяние законное.

Впрочем, Президент простодушно заявил, что не является профессионалом в вопросах церковных законов. Пусть так. Но ведь о правовой стороне насильственного объединения церквей Президент был осведомлен вполне. О чем, в частности, свидетельствует и «секретная» записка на его имя тогдашнего председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины Н. А. Колесника.

В ней Николай Афанасьевич, отмечая искусственность и провокационность образования УПЦ-КП, перечисляет нарушения Устава УАПЦ, признанного действующим в новосозданном религиозном объединении УПЦ-КП. Обратимся к некоторым положениям этого документа.

«Постановление т. н. Всеукраинского православного Собора о создании «УПЦ — Киевский патриархат» принято без участия и против воли народа и епископата УПЦ. Оно декларирует идею, но не отражает действительное положение вещей. Провозглашение новосозданной церкви собственницей всех финансов и имущества, ранее принадлежащего УПЦ и УАПЦ, не соответствует установленному законом порядку решения этих вопросов и игнорирует существование УПЦ со своими структурами, имеющими законное право на принадлежащие им финансы и имущество. Этот пункт постановления объединительного собора (Филаретa-Антония) может спровоцировать борьбу за храмы и культовые сооружения между сторонниками названных церквей и еще больше дестабилизировать религиозную обстановку в Украине.

Организаторы Всеукраинского православного Собора (Филарет-Антоний) и сам Собор допустили ряд существенных нарушений Устава об управлении УАПЦ, признанного действующим для УПЦ-КП до принятия нового Устава.

Основные нарушения следующие:

— Собор был созван без инициативы и благословения патриарха УАПЦ Мстислава;

— процедура выборов и количество делегатов на Собор не были определены патриархом этой церкви, в то время как это предусмотрено п. 4 раздела IV Устава УАПЦ;

— вносить изменения в Устав УАПЦ, в числе которых введение поста заместителя патриарха и создание Высшего церковного совета (п. 5 и 9 постановления), имеет право только поместный Собор УАПЦ (раздел XIX Устава), а не «Всеукраинский православный Собор» (Филарета-Антония);

— п. 8 постановления Всеукраинского православного Собора (Филарета-Антония) организует Священный синод УПЦ-КП из пяти архиереев, однако в его составе нет патриарха Мстислава, хотя в п. 2 раздела Устава УАПЦ записано, что в Синод епископов входит патриарх как его председатель, два постоянных и два временных его члена.

Полагаю, что чрезмерная реклама в средствах массовой информации факта объединения УАПЦ с бывшим предстоятелем УПЦ Филаретом и его немногими сторонниками, при одновременном замалчивании деятельности УПЦ, дезориентирует местные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в отношении религии и церкви, а также нарушает ст. 5 Закона о свободе совести в части, где говорится о том, что установление каких-либо преимуществ одной религии или религиозной организации в отношении других не допускается. Нарушения этой нормы закона могут привести последователей УПЦ к нежелательным методам защиты своей церкви».

Председатель Н. Колесник скромно умолчал о том, что Филарет и Антоний (Масендич), под сурдинку критики якобы незаконности Харьковского Собора УПЦ, отстранившего от власти Филарета, тайно от Мстислава и коллег внесли в Устав УАПЦ пункт, позволяющий им уволить патриарха на покой по старости лет.

Сам Н. А. Колесник пал жертвой своей принципиальности, ибо не учел, что Президент Кравчук уже был вовлечен в политическо-клeрикальную аферу, поспешив одобрить не только идею создания «независимой» церкви, но и «объединительный Собор» (Филарета-Антония). В результате, несмотря на нарушения этим «Собором» законодательства Украины, Устав УПЦ-ПК был зарегистрирован Советом по делам религий при КМ Украины. Что, однако, не спасло Колесника, и он был вынужден уйти на пенсию.

Василий Анисимов

«Независимость», 14 ноября 1992 года.

P.S. Николай Колесник, пожалуй, был, после спецслужб, самым осведомленным в подноготной создания филаретовского патриархата. Все ждали от него книги. Однако Николай Афанасьевич был обнаружен мертвым на своей даче под Киевом. Как водится, «сердечный приступ»...

Свобода без совести?

Произвол, творимый властями Украины над православными верующими, наконец-то переполнил чашу терпения правозащитников. Лидер «Правничої фундації» Украины народный депутат Сергей Головатый и председатель христианско-демократической партии Виталий Журавский провели пресс-конференцию.

Истоки обвального нарушения прав человека и свободы совести в Украине парламентарий видит в деятельности так называемого объединительного Собора церквей (25–26 июня 1992) и образовании филаретовской УПЦ-КП. Дав детальный юридический анализ многочисленным нарушениям правовых норм и подтасовкам, приведшим к насилию над религиозными организациями и даже упразднению УАПЦ, народный депутат обвинил государственные органы страны в попрании Конституции, прав и свобод граждан.

На основании сугубо юридической проработки вопросов он сделал заключение, что филаретовский Собор не может считаться «объединительным», его постановления «недействительны с момента возникновения», а сама УПЦ-КП не является правопреемницей «упраздненных» Филаретом церквей. В разделе своего выступления, названном «Церковь и государство», С. Головатый обосновал нарушение Конституции со стороны всей пирамиды власти.

В частности, Президент, заявивший, что «независимой державе нужна независимая Церковь» (разве Церковь принадлежит государству?), нарушил статью 50-ю Основного Закона об отделении церкви от государства. Президиум ВС Украины, своим постановлением не признавший Харьковский Собор УПЦ и, напротив, признавший филаретовский, превысил свои полномочия и нарушил Закон о свободе совести в части невмешательства государства во внутренние дела Церкви. Кабинет Министров в лице Совета по делам религий, без юридической основы реорганизовавший и ликвидировавший церкви (УАПЦ), нарушил Закон о свободе совести, ст. 2 (право на свободу совести), ст. 4 (равноправие граждан), ст. 5 (отделение Церкви от государства), ст. 7 (религиозные организации), ст. 9 (религиозное управление церкви), ст. 12 (уставы религиозных организаций), а также статьи 14, 17, 20 и 30.

Прокуратура Украины, уже три месяца храня молчание в ответ на послание патриарха УАПЦ Мстислава о привлечении к ответственности виновных в незаконном упразднении его церкви, не выполняет своих функций. Исходя из этого, лидер «Правничої фундації» делает вывод, что Украина как государство систематически и длительное время не выполняет принятые ею международные обязательства (ст.18 Общей декларации прав человека 1948 года; ст.17 Международного акта о гражданских и политических правах). В настоящее время верующим ничего иного не остается, как обратиться в Комитет по правам человека ООН.

Любопытно, что накануне Сергей Головатый ознакомил со своими выводами Президента страны в личной беседе. По его словам, Л. Кравчук очень обеспокоен положением прав человека в стране, а вместо ответа на вопрос о филаретовских беззакониях лишь развел руками: «Я уже ничего остановить не могу».

Василий Анисимов

«Независимость», 24 марта 1993 года.

Не время уклоняться от объятий...

(Генеральная прокуратура против Филарета)

Как известно, все судьбоносное начинается с банального. Скажем, с непритязательного поцелуя, коим товарищи по партии и братья во Христе скрепили свой загадочный союз. Что заставило главного идеолога воинствующего атеизма заключить в объятия расстриженного владыку? Уж не поиск ли отмычки от небесных врат? А быть может, страх перед хранителем былых государственных и нынешних компартийных (в том числе и финансовых) тайн, коим является многоопытный Филарет? Или это сугубо прагматический расчет на политическую поддержку, повсеместно оказываемую Президенту филаретовцами? Кто знает? Не исключается и понятное проявление высокой мужской дружбы, связывающей аксакалов идеологической работы в Украине.

Но как бы то ни было, неожиданная поддержка Л. Кравчуком лишенного священнического сана за преступления перед Церковью владыки сразу же аукнулась в столице, городах и весях страны межрелигиозными столкновениями, произволом, захватами храмов и избиением верующих. Пошатнулся и без того зыбкий гражданский мир, за незыблемость которого Президент несет такую же ответственность, как и за сохранение границ государства. Воодушевленный же Филарет занес свой меч над Православием. Жертвой его стали как историческая церковь Украины — УПЦ Владимира (Сабодана), так и возрождающаяся автокефальная церковь УАПЦ Мстислава (Скрыпника). В июне прошлого года Филарет, не мудрствуя лукаво, объявил об упразднении двух православных церквей и слиянии их в одну, так называемую УПЦ-Киевский патриархат, не имея на это, естественно, никаких прав. О цинизме этой акции свидетельствует хотя бы тот факт, что даже руководители «объединенных» церквей, не говоря уже о верующих, о ней ни сном ни духом не ведали. Весь христианский мир, включая украинскую диаспору, застыл в недоумении: в наше-то время возможно ли такое?

Оказывается, возможно. Новый церковный монстр скромно объявил себя правопреемником всего «майна» (храмов, монастырей) и финансов «упраздненных» церквей. Несмотря на вопиющие нарушения не только церковных канонов и международных норм, но и законов собственного государства, Совет по делам религий при КМ Украины в спешном порядке зарегистрировал новую религиозную организацию в том статусе, который она сама себе присвоила. Заместителем патриарха УПЦ-КП был избран Филарет. Мстислава же возвели в патриархи, как возводят на эшафот — с лукавым почетом и вполне определенной целью.

Почти год, вплоть до своей недавней кончины, Мстислав доказывал абсурдность содеянного («над этим смеются во всем мире!»), обращался к Президенту, правительству, в Генеральную прокуратуру с требованием восстановить права УАПЦ и привлечь к ответственности инициаторов произвола. Но тщетно. Президент не нашел времени для встречи со столь уважаемым им человеком, а прочие не удостоили патриарха УАПЦ даже ответ. УТ и президентские структуры власти тем временем начали кампанию по офиларечиванию населения.

Невиданным гонениям и шельмованиям подверглась и крупнейшая христианская конфессия страны — УПЦ во главе с Митрополитом Владимиром (Сабоданом). Филаретовцы начали захваты ее храмов, включая нашумевший штурм (к счастью, неудавшийся) Киево-Печерской Лавры. И все это при явном попустительстве властей: нигде, даже в Киеве, под боком у Генпрокуратуры, виновные не были наказаны.

И это объяснимо. Филарет (отдадим ему должное) умудрился собрать под свои знамена столь мощную команду из профессиональных патриотов парламента (Л. Скорик, Д. Павлычко, В. Чeрвоний и т. д.) и правительства (А. Зинченко), а также боевиков УНСО, что практически стал недосягаем для правосудия. А посему ни заявления восточных патриархов и международных организаций (Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей), ни настойчивые попытки демократической прессы привлечь внимание правоохранительных органов к творимому произволу не возымели действия. Вступить в полемику с нынешними апостолами принудительного счастья и не прослыть врагом народа и державности еще, видимо, никому не удавалось.

Однако в марте нынешнего года вдруг лопнуло терпение у правозащитников. Лидер «Української правничої фундації» народный депутат Сергей Головатый на солидной пресс-конференции для отечественных и зарубежных журналистов выступил с подробным юридическим анализом акта «объединения» православных церквей в Украине. Выводы его доклада (полностью опубликованного в «Голосе Украины») свидетельствовали о многочисленных нарушениях Конституции, законов Украины, а также международных актов по правам человека со стороны Совета по делам религий, парламента и Президента, нарушениях, приведших к ущемлению религиозных свобод и прав граждан в стране. Сергей Головатый отметил, что гражданам государства, которое систематически нарушает их права, ничего иного не остается, как обратиться в соответствующие комитеты ООН.

Затем последовало заявление пресс-службы Президента Украины, где в весьма завуалированной форме осуждались депутаты-филаретовцы за вмешательство во внутренние дела Церкви. Это, впрочем, не помешало этим же депутатам (Павлычко, Скорик, Горыню, Червонию и т. д.) выступить с патетической и сбивчивой отповедью филаретовому обидчику С. Головатому, в которой, не опровергнув, по сути, ни одного аргумента, они позабавили читателя, окрестив парламентария «патриотом не своего государства».

В сложном положении оказалась Генеральная прокуратура Украины: по-прежнему закрывать глаза на беззаконие уже не было смысла. И хотя нашему государству еще далековато до правовых держав типа Колумбии, где генеральные прокуроры не боятся возвысить свой голос против депутатов и президента, если те нарушают законы, однако первые ростки отваги — налицо. 18 июня, всего лишь через год после «объединения» церквей, отвечая на запрос С. Головатого, Генеральный прокурор В. Шишкин сообщил, что его ведомством проверены документы и выявлены нарушения действующего законодательства Украины, допущенные Советом по делам религий при Кабинете Министров Украины. 20 августа Генеральная прокуратура подала протест.

Отныне УПЦ-КП не имеет права считать себя ничьей правопреемницей, и филаретовцы, если уж они законопослушные граждане, а не преступники, должны вернуть «экспроприированное» имущество и финансы законным владельцам — УПЦ и УАПЦ. Совет же по делам религий, чья деятельность, как видим, привела к произволу и нарушению прав человека в Украине, должен нести за это полную ответственность. Но, увы, уповать на это пока не приходится.

По нашим сведениям, протест Генеральной прокуратуры не поколебал отношения Совета к своему детищу. Правда, один из влиятельных филаретовцев в частной беседе пообещал «обломать рога» зарвавшемуся прокурору. Быть может, религиозный департамент вместо ответа пошлет Шишкину опубликованный на 1-й полосе снимок застывших в поцелуе Филарета и Кравчука в напоминание о том, что время избегать объятий еще не приспело и что целующиеся со всякой сцены, в том числе и политической, сходят вместе. Как Ромео и Джульетта.

Так что Генеральной прокуратуре, несмотря на ее благородный протест, судя по всему, ничего не остается, как в очередной раз в более или менее извинительной форме продемонстрировать свое бессилие...

«Генеральна прокуратура України

20.08.93. № 7–55892


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: